Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

NOTA BENE: Книжная полка Сергея Бирюкова


Елена Гуро, «Небесные верблюжата: избранные произведения»/
Сост., предисловие и коммент. А. Мирзаев
СПб.: Лимбус-Пресс, 2022

В этом году исполнилось 145 лет со дня рождения Елены Гуро. И Арсену Мирзаеву удалось издать новый вариант книги в уточненном и дополненном виде. Два предыдущих издания выходили в 2001 и 2002 годах. На этот раз составитель представил в книге поэтический Венок Елене Гуро. 12 поэтов с 1914-го по 2022-й год перекликаются с поэтессой и художницей, ушедшей из жизни в 1913 году. Здесь ее собратья по футуристической группе «Гилея» Алексей Кручёных и Василий Каменский, близкий к ним Дмитрий Петровский, литераторы того времени Варвара Малахиева-Мирович, Натан Венгров, Самуил Вермель, наши современники Татьяна Грауз, Евгений Евтушенко, Всеволод Зельченко, Арсен Мирзаев, Евгений Лукин, автор этих строк. Безусловно, стихи Гуро, ее поэтическая проза и драматургия взывают к отклику. И этот отклик был, ее творчеству откликались Александр Блок, Вячеслав Иванов и, конечно, Велимир Хлебников, который был ей наиболее близок творчески. Они оба умели улавливать тончайшие вибрации бытия. А в Гуро еще была и преобладала детскость восприятия мира. Ее творчество складывается как будто из осколков, фрагментов. Фрагмент обычно понимается как отрывок, как что-то незавершенное. У Гуро это было совсем не так. Для нее мир существовал в неразрывной цельности. И каждое произведение должно было представить весь этот мир, а не его часть. Вот почему, говоря о каком-то отдельном творении Гуро, нельзя сказать, что это только о том-то и о том-то, или даже больше чем о том-то и о том-то. При этом перед нами не хаотическое нагромождение кусков жизни, а как раз строго организованный слепок бытия.



Людмила Зубова, «Грамматические вольности современной поэзии, 1950–2020»
 М.: НЛО, 2021

Доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета Людмила Владимировна Зубова на протяжении многих лет пристально наблюдает за языковой работой современных поэтов. В 2000 году в издательстве «Нового литературного обозрения» вышла ее книга «Современная русская поэзия в контексте истории языка». Спустя десять лет там же вышла ее книга «Языки современной поэзии». И еще десять лет спустя — новая книга. Теперь видно, что эти работы составляют своего рода исследовательскую трилогию, представляющую языковую панораму современной поэзии. В новой книге, например, анализируются тексты 242-х поэтов! Со всей академической строгостью лингвиста рассматриваются грамматические вольности, которые позволяют себе поэты. Иногда эти вольности берутся из обиходной речи и вносятся в стихи, иногда возникают спонтанно при подгонке строк, рифм, а бывают и вполне рациональные опыты. Исследовательница подчеркивает значимость языковой работы поэтов:
«По существу, современная поэзия с ее повышенной филологичностью — это своеобразная лингвистическая лаборатория. Поэзия часто пытается найти новое применение тому, что стихийно появляется в языке, и тем самым производит отбор функционально жизнеспособных элементов. Поэтому обращение к художественным текстам современных авторов оказывается полезным для постановки теоретических и практических проблем лингвистики, касающихся осмысления новых языковых явлений».
Это совершенно справедливо с точки зрения прагматики ученого. И, конечно, исследования обращены прежде всего к филологическому сообществу. Но и к поэтам тоже! Тем более, что Людмила Зубова сама пишет стихи и, следовательно, входит в поэтическое сообщество. Здесь, как мне представляется, сходятся интересы ученого и литератора. Исследование, таким образом, становится существенным стимулом для тех авторов, которые к нему обратятся. Что это реально значит, каждый может испытать на себе, раскрыв книгу на интересующей его странице. Вообще лингвистика такая наука, что она затягивает в свои сети, в том числе своей терминологией, даже и той, которая относится к нормативной грамматике. Одни страдательные причастия чего стоят! Безусловно, лингвистические интервенции в поэзию (равно поэтические прорывы в лингвистику) ведут к обогащению культурного ландшафта.



Сергей Бирюков — поэт, филолог, культуролог, саунд-поэт, перформер, исследователь и теоретик русского авангарда. Лауреат Международного литературного конкурса в Берлине, Второй берлинской лирикспартакиады, Международной литературной премии имени А. Кручёных, дипломант поэтического конкурса имени М. Волошина, лауреат премии «Писатель XXI века». Основатель и президент Академии Зауми. Кандидат филологических наук, доктор культурологии, член Русского ПЕН-центра и Союза писателей XXI века. Живет и работает в ФРГ.