Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

АЛЕКСАНДР БАЛТИН


КОСМОС ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА


1

Мастерство поэта Евгения Степанова становится явным читателю и в регулярных стихах, исполняемых им легко и виртуозно, и в верлибрах, с серебряных ветвей которых часто осыпаются тонкие иглы афоризмов.
Мудрость умножается на своеобразие смирения — о! не в смысле согбенной шеи, конечно, но в плане ощущения мира в душе, как бы ни была горька и тяжела описываемая реальность:

А человечек, точно мошка,
А путь-дорожка коротка...
Ах, коротенька путь-дорожка
От мальчика до старика.
А всё же человек огромен,
Велик, огромен человек,
Как, например, Андрей Коровин,
Как мой отец, как Таня Бек.

Алмазная грань каждой строки врезается в память, и краткое точное стихотворение запоминается естественно: будто существовало в читательском сознании всегда...
Пространство горя освоено поэтом. И то, что пространство это — в поэтическом плане — не превращается в крик о катастрофе, свидетельствует о стоицизме поэта пред лицом происшедшего:

Я умру.
И мои страдания закончатся.
То есть страдания не вечны.
И, может быть, Господь даже даст
                         нам возможность встретиться.
Я расскажу тебе,
что до последнего выполнял все твои поручения
и помогал всем нашим.
Я знаю точно: мы все — единое целое.

Русский философ Фёдоров, приподнявшись со своего вечного аскетического сундука, благосклонно вглядывается в последние две строки: дело всеобщности дано Степановым как чёткое знание, не подлежащее сомнению.
...Если хотя бы ослабить страх смерти в нас — человечество бы преобразилось.
Если бы людские множества осознали своё единство — с ювелирной чёткостью, — жизнь стала бы иной.
Культурологические пласты в поэзии Степанова естественны. Вот как возникает, к примеру, могучая тень Фёдора Михайловича:

Бесы хороводы шумно водят.
И звучат призывно бубенцы.
Женщины приходят и уходят,
Остаются на сердце рубцы.
Бесы на просторах Азиопы.
Телек бесам делает пиар.
Ватники, и янки, и укропы
Тушат керосинками пожар.
Бесы стали гибельною силой.
Неужели здесь они одни?
Что же делать? Господи, помилуй!
Господи, спаси и сохрани!

Обращение поэта к высшим инстанциям спокойно: никакого надрыва, тем более истерии: нам не дано ведать глобальный план, и все мы, являясь крошечными его деталями, должны понимать и принимать сущность вечной воли.
Поэт понял её — и принял согласие с ней, как необходимую данность жизни.
...Небесных переливов и оттенков много в алхимических сосудах стихов:

я мальчик я во сне калиточку закрою
и я наедине с деревьями травою
державна тень ольхи цвета люпинов броски
но я прочту стихи есенинской берёзке
изящна и светла как подобает даме
она сюда пришла небесными шагами
прочту — она простит пошелестит листвою
как будто сам пиит поговорит со мною

И нежность акварельных разводов стихотворения чудесна...
Нежность — шёлковая, изящно-лёгкая — часто выступает доминантой поэзии поэта.
...Афористический верлибр может быть окрашен в иронические тона:

Бог
Творчество
надежда на Рай

“Моя жизнь” — так назван верлибр: и то, как укладывается она, жизнь, наполненная трудами и свершениями, в несколько строк, свидетельствует о многом.
Ирония Степанова особого свойства: она отливает серебристыми снежными мерцаниями, а потом вскипает острой социальностью:

Сродни тарифам ЖКХ
Растёт империя греха.
Растёт и расширяется.
Сосед (торчок) ширяется.
Растёт империя греха.
Куда ни кинь — везде труха,
Пиар и фанаберия.
Греховная империя.

Здесь в своеобразный звуко-смысловой орнамент сливаются ирония и метафизика, сплетаются различные линии, не повреждая органической целостности произведения.
Под псевдонимом Иосиф Быковский Евгений Степанов выступает как пародист, и в пародиях его недостатки избираемых целью поэтов просвечиваются виртуозно, но никакой злости, даже избыточного сарказма, мы не увидим. Поэт нашёл ту меру, которая позволяет пародии быть доброй.
...Создание собственного издательства: шаг сложный, требующий отказа от себя, поэта и писателя, и издательство Степанова исполняет благородную миссию популяризации современной поэзии. Он создал ещё десять периодических изданий, журналов и газет, и все они дают читателю полноценную картину современной поэзии: той, что будет представлять нынешнее время в про-странствах грядущего.

2

Хроника жизни и мужественной борьбы со смертью, трагедии, противостояния болезни — “Ковидная больница” Евгения Степанова, опубликованная в журнале “Дети Ра” (№ 3, 2022). Это почти поэма — своеобразная комбинация стихов, прозы, заметок, портретов поэтов, врачей... Эмоциональные всплески чередуются с сухой подачей фактов... Философский лиризм верлибра, помещённого ближе к финалу поэтической мистерии, завораживает своей стоической нежностью:

Я умру.
И мои страдания закончатся.
То есть страдания не вечны.
И, может быть, Господь даже даст нам возможность
встретиться.
Я расскажу тебе,
что до последнего выполнял все твои поручения
и помогал всем нашим.
Я знаю точно:
мы все — единое целое.

И это знание высоко, как космос, как надежда на вечную жизнь.
Уход в мир иной самого близкого человека окрашивает горькими красками словесную мистерию, представляемую Евгением Степановым.
Вспыхивают самоцветно стихи:

Испита не до дна моя земная чаша.
Куда ни бросишь взор — повсюду ты, Наташа.
Повсюду я с тобой, повсюду ты со мною.
И сорок лет подряд жизнь не была иною.
Но ты ушла туда, откуда нет возврата.
Там старый серый кот бежит молодцевато.
Там чистая вода и брызги водопада.
И надо жить и жить, а умирать не надо.

Мистерия длится. Возникают верлибры, посвящённые Чеславу Милошу, Валерию Брюсову: культурологический мир, предлагаемый Степановым, густ и насыщен. А потом дневник снова заземляет мистерию, возвращая её к материальной плотности боли, болезни, страдания...
Возникают тщательно прописанные портреты врачей. Потом — портреты запахов, нежно и властно возвращающихся после ковида. Коридоры больницы мерцают неизвестным.
...Вибрирует раскалённая нить воспалённого вопроса:

Есть ли в мире хоть одна счастливая судьба?
А напрашивающийся ответ рифмуется со словом “свет”...
Но — надо выстоять.
Поэт выстоял.