Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Евгений СТЕПАНОВ
Москва


Евгений Степанов — поэт, прозаик, публицист, издатель. Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института и аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат филологических наук. Печатается с 1981 года. Публиковался в центральной периодике. Автор нескольких книг стихов, вышедших в России, США, Болгарии, Румынии, а также книг прозы и научных монографий. Главный редактор журнала "Дети Ра" и портала "Читальный зал". Лауреат премии имени А. Дельвига "Литературной газеты" и премии журнала "Нева". Живет в Москве и поселке Быково (Московская область).


НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ

ИЗ СЕРИИ "ИЗДАТЕЛЬСКИЕ БУДНИ"

ПОПОВ


15 октября 2022 года на фестивале "Петербургские мосты" разговаривал с замечательным писателем Валерием Георгиевичем Поповым, с которым познакомился много лет назад в Москве.
Он у меня ассоциируется, прежде всего, с городской ироничной прозой.
Спросил у него:
Вы, наверное, коренной ленинградец, петербуржец?
— Нет, я родился в Казани, — ответил писатель. — Здесь живу с 1946 года. А отец — из казанской деревни.

Я очень удивился и начал рассказывать Валерию Георгиевичу о том, как сам сейчас живу в поселке. И раньше, в детстве, жил в московской деревне, в Кусково:
— В поселке мне больше нравится, чем в городе. Мы все там живем открыто, ходим друг к другу в гости, мы единый организм.
— А я здесь, в городе, не знаю, кто рядом живет на одной лестничной клетке, — грустно заметил писатель.

2022


ПАРТНЕР


Вечерний звонок в воскресенье.
— Евгений, я хочу предложить Вам интересную партнерскую программу.
— Слушаю Вас внимательно.
— На Вашем телеканале "Диалог" я готов рекламировать книги нашего издательства.
— Мило. А что еще?
— Я делаю видео-рецензии на книги. За книгу — 1000 рублей.
— А в чем партнерство-то? Вы пока хотите от меня денег, вот и все.
— Ну, я 10 лет в книжно-издательском бизнесе, думал, Вас заинтересует.
— Спасибо, я подумаю.

2012


ПОЭТ


Один московский поэт предложил мне для публикации в журнале "Футурум АРТ" свои стихи.
Через несколько дней звонит:
— Подошли мои стихи?
— Да, я два стихотворения опубликую.
— А где?


КЛИЕНТКА


Приходит клиентка, писательница.
Задает вопрос:
— А сколько будет стоить корректура моей книги? В ней 520 страниц.
— 10 тысяч рублей.
А если мы сами сделаем?
— Пожалуйста, нет возражений.
Через неделю присылает по электронной почте откорректированную книгу:
— Можете верстать. Мой корректор все поправил...
Еще через день присылает новое письмо.
— Я тут нашла в моей книге массу опечаток, грамматических ошибочек. Вы уж их там поправьте, когда будете верстать. Это мелочь, но исправить нужно. Мой корректор не все поправил.


БАБУШКА-ФИЛОЛОГ


Звонит пожилая бабушка-филолог из Саратова.
— Дорогой Евгений Викторович, здравствуйте, я прочла Вашу книгу стихов. Я потрясена. Это самое лучшее, что я когда-либо читала. Декламировала Ваши стихи даже нашему духовенству. Им тоже очень понравилось.
Говорю:
— Спасибо сердечное за добрые слова. Я их, разумеется, не заслуживаю, но все равно приятно. Могу я Вам чем-то помочь?
— Да, можете. Мне нужно два миллиона семьсот тысяч рублей 30 копеек. Не хватает на квартиру.

2010


ПОЛЧАСА ИЗ ЖИЗНИ ДИРЕКТОРА ИЗДАТЕЛЬСТВА


Позвонил Юлий Наумович. Попросил пристроить его статью в одну из моих газет.
Позвонил Александр Маркович. Спросил, когда приедет переводчица его книги.
Позвонил Александр Самуилович. Спросил, сможет ли мое издательство сделать корректуру книги его жены, сколько это будет стоить, и как дела со сценарием о юбилее его жены.
Я позвонил Володе Спектору. Предложил ему поехать в августе на один поэтический фестиваль в качестве оператора. Он сказал, что подумает.

Я позвонил Владимиру Ивановичу. Он не взял трубку.

2012


РАБОТА


Редактирую книгу бездарного поэта. Это работа, которая чем-то похожа на суицид.

2017


ДИАЛОГИ О ПОЭЗИИ


— Да как ты смеешь? Я так старался, писал письма авторам. Просил их прислать стихи срочно в номер.
Я заместитель главного редактора журнала, немолодой уже человек. А ты. А ты. Ты половину стихов выбросил. Не стал печатать. Кто ты, вообще, такой? Да, кто ты такой? Ну, кто ты такой?
— Я главный редактор этого журнала.

2014


ПОЭТЕССА


— Я больше не могла с ним жить. Не могла, и все. Это было просто невыносимо.
— Почему?
— Он стал писать такие слабые стихи.

2008


ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ ОПЫТ


Зашел намедни в офис одной крупной фирмы, которой мое издательство довольно давно, лет десять назад, сделало сайт.
Хорошо поговорил с руководителем этой фирмы, пожилым бизнесменом и писателем по совместительству, наметили новые планы сотрудничества.
Потом разговаривал с начальником отдела веб-дизайна этой фирмы.
Диалог получился забавный:
— А у тебя Петров (фамилия изменена. — Е. С.) еще работает?
— Это кто? — не понял я.
— Твой начальник отдела веб-дизайна.
— Да, конечно, работает.
— Он что-то совсем мышей не ловит, я ему еще полгода назад звонил, просил как-то оживить наш сайт.
Я был очень удивлен этой странной беседой, но виду не подал и продолжил спокойно:
— Ты все-таки лучше через меня действуй! Петров не будет ничего делать, пока я ему не скажу. Он же у меня работает, зарплату у меня получает...
— Хорошо, — согласился мой собеседник.
— А финансирование будет? — я попытался направить разговор в нужное мне русло.
— Да, будет, — как-то неуверенно ответил мой визави.

Я вернулся домой и стал думать об этом диалоге.

Что произошло?

Этот удивительный человек, с которым я разговаривал, напрямую обратился к моему сотруднику и начал давать ему какие-то указания, даже не поставив меня в известность.
Он, этот удивительный человек, кто? Чудак? Халявщик?
Честное слово, не знаю.

Но у меня теперь двадцатилетний опыт руководства организацией. Двадцать лет я о д и н отвечаю за все в компании, которая производит огромное количество всевозможной продукции. Я научился со всеми говорить спокойно, не выказывая эмоций. Но все-таки иногда оторопь берет…. Люди не перестают меня удивлять.

2022


НА ВЫСТАВКЕ


Пришел на выставку фотографий моего товарища Кузьмы Вострикова. Познакомился там с одной симпатичной актрисой.
Стали вместе с ней фотографии Кузьмы рассматривать.
Подошли к портрету поэта Андрея Чемоданова.
Она спрашивает:
— Это кто?
— Поэт Андрей Чемоданов.
— Понятно. А он кто?
— Поэт.
— Хороший такой, упитанный. Известный поэт?
— Да.
— Он в самом деле поэт?
— Да.
— А что он пишет?
— Стихи.
— А по профессии он кто?
— Поэт.
— А ты кто?
— Я Женя.
— Ну ладно, Миша, — говорит она мне, — пойдем на фуршет, а завтра давай созвонимся. Вот тебе моя визитка.

История абсолютно невыдуманная.

2013


ПИАР


Звонит автор.
— Это Вы издаете журналы "Дети Ра", "Зинзивер", "Футурум АРТ", "Знание-сила. Фантастика"?
— Да, это я издаю.
— А у меня сейчас книга рассказов выходит.
— Поздравляю!
— Я бы хотел перед выходом книги пропустить все рассказы через Ваши журналы.
— Нет, мы на это не пойдем.
— Почему? Разве я не могу издать книгу.
— Да, можете, конечно. Но я ее пиарить не хочу.
— А почему Вы мне грубите?
— Разве?
— Да, Вы мне грубите.
— Извините, пожалуйста!

2014


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ


Звонит один довольно известный (немолодой) писатель.
— Ты меня совсем забыл, не уважаешь.
— Нет, не забыл, — отвечаю, — уважаю.
— Тогда выдвигай меня на Государственную премию от имени Союза писателей ХХТ века!
— Дорогой мой, — говорю, — в Союзе писателей ХХТ века, которым я руковожу, уже более 500 человек. И все, наверное, хотят Государственную премию. Почему же именно Вас я должен выдвигать?
— Остальные недостойны, не говори чушь!
Ну, тут я возмутился, резко ему ответил.
Писатель задумался, не ожидал, что я могу дать отпор. И перевел разговор на другую тему.
Закончили разговор, слава Богу, мирно.

2021


ВСЕ ХОРОШО


Когда у меня возникает (назревает) конфликт с тем или иным человеком, я задаю себе вопрос: из-за чего этот конфликт? Если из-за денег, то я спускаю ситуацию на тормозах. Деньги не занимают ведущего места в моей иерархии ценностей.
Если конфликт из-за личных амбиций, я тем более ситуацию спускаю на тормозах. Амбиции — это гордыня. А гордыня — это грех. Зачем мне лишние грехи?
Поэтому все хорошо.

2015