Евгений СТЕПАНОВ
Москва
Евгений Степанов — поэт, прозаик, публицист, издатель. Родился в 1964 году в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института и аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат филологических наук. Печатается с 1981 года. Публиковался в центральной периодике. Автор нескольких книг стихов, вышедших в России, США, Болгарии, Румынии, а также книг прозы и научных монографий. Главный редактор журнала "Дети Ра" и портала "Читальный зал". Лауреат премии имени А. Дельвига "Литературной газеты" и премии журнала "Нева". Живет в Москве и поселке Быково (Московская область).
НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ
ИЗ СЕРИИ "ИЗДАТЕЛЬСКИЕ БУДНИ"
ПОПОВ
15 октября 2022 года на фестивале "Петербургские мосты" разговаривал с замечательным писателем Валерием Георгиевичем Поповым, с которым познакомился много лет назад в Москве.
Он у меня ассоциируется, прежде всего, с городской ироничной прозой.
Спросил у него:
Вы, наверное, коренной ленинградец, петербуржец?
— Нет, я родился в Казани, — ответил писатель. — Здесь живу с 1946 года. А отец — из казанской деревни.
Я очень удивился и начал рассказывать Валерию Георгиевичу о том, как сам сейчас живу в поселке. И раньше, в детстве, жил в московской деревне, в Кусково:
— В поселке мне больше нравится, чем в городе. Мы все там живем открыто, ходим друг к другу в гости, мы единый организм.
— А я здесь, в городе, не знаю, кто рядом живет на одной лестничной клетке, — грустно заметил писатель.
Он у меня ассоциируется, прежде всего, с городской ироничной прозой.
Спросил у него:
Вы, наверное, коренной ленинградец, петербуржец?
— Нет, я родился в Казани, — ответил писатель. — Здесь живу с 1946 года. А отец — из казанской деревни.
Я очень удивился и начал рассказывать Валерию Георгиевичу о том, как сам сейчас живу в поселке. И раньше, в детстве, жил в московской деревне, в Кусково:
— В поселке мне больше нравится, чем в городе. Мы все там живем открыто, ходим друг к другу в гости, мы единый организм.
— А я здесь, в городе, не знаю, кто рядом живет на одной лестничной клетке, — грустно заметил писатель.
2022
ПАРТНЕР
Вечерний звонок в воскресенье.
— Евгений, я хочу предложить Вам интересную партнерскую программу.
— Слушаю Вас внимательно.
— На Вашем телеканале "Диалог" я готов рекламировать книги нашего издательства.
— Мило. А что еще?
— Я делаю видео-рецензии на книги. За книгу — 1000 рублей.
— А в чем партнерство-то? Вы пока хотите от меня денег, вот и все.
— Ну, я 10 лет в книжно-издательском бизнесе, думал, Вас заинтересует.
— Спасибо, я подумаю.
— Евгений, я хочу предложить Вам интересную партнерскую программу.
— Слушаю Вас внимательно.
— На Вашем телеканале "Диалог" я готов рекламировать книги нашего издательства.
— Мило. А что еще?
— Я делаю видео-рецензии на книги. За книгу — 1000 рублей.
— А в чем партнерство-то? Вы пока хотите от меня денег, вот и все.
— Ну, я 10 лет в книжно-издательском бизнесе, думал, Вас заинтересует.
— Спасибо, я подумаю.
2012
ПОЭТ
Один московский поэт предложил мне для публикации в журнале "Футурум АРТ" свои стихи.
Через несколько дней звонит:
— Подошли мои стихи?
— Да, я два стихотворения опубликую.
— А где?
Через несколько дней звонит:
— Подошли мои стихи?
— Да, я два стихотворения опубликую.
— А где?
КЛИЕНТКА
Приходит клиентка, писательница.
Задает вопрос:
— А сколько будет стоить корректура моей книги? В ней 520 страниц.
— 10 тысяч рублей.
А если мы сами сделаем?
— Пожалуйста, нет возражений.
Через неделю присылает по электронной почте откорректированную книгу:
— Можете верстать. Мой корректор все поправил...
Еще через день присылает новое письмо.
— Я тут нашла в моей книге массу опечаток, грамматических ошибочек. Вы уж их там поправьте, когда будете верстать. Это мелочь, но исправить нужно. Мой корректор не все поправил.
Задает вопрос:
— А сколько будет стоить корректура моей книги? В ней 520 страниц.
— 10 тысяч рублей.
А если мы сами сделаем?
— Пожалуйста, нет возражений.
Через неделю присылает по электронной почте откорректированную книгу:
— Можете верстать. Мой корректор все поправил...
Еще через день присылает новое письмо.
— Я тут нашла в моей книге массу опечаток, грамматических ошибочек. Вы уж их там поправьте, когда будете верстать. Это мелочь, но исправить нужно. Мой корректор не все поправил.
БАБУШКА-ФИЛОЛОГ
Звонит пожилая бабушка-филолог из Саратова.
— Дорогой Евгений Викторович, здравствуйте, я прочла Вашу книгу стихов. Я потрясена. Это самое лучшее, что я когда-либо читала. Декламировала Ваши стихи даже нашему духовенству. Им тоже очень понравилось.
Говорю:
— Спасибо сердечное за добрые слова. Я их, разумеется, не заслуживаю, но все равно приятно. Могу я Вам чем-то помочь?
— Да, можете. Мне нужно два миллиона семьсот тысяч рублей 30 копеек. Не хватает на квартиру.
— Дорогой Евгений Викторович, здравствуйте, я прочла Вашу книгу стихов. Я потрясена. Это самое лучшее, что я когда-либо читала. Декламировала Ваши стихи даже нашему духовенству. Им тоже очень понравилось.
Говорю:
— Спасибо сердечное за добрые слова. Я их, разумеется, не заслуживаю, но все равно приятно. Могу я Вам чем-то помочь?
— Да, можете. Мне нужно два миллиона семьсот тысяч рублей 30 копеек. Не хватает на квартиру.
2010
ПОЛЧАСА ИЗ ЖИЗНИ ДИРЕКТОРА ИЗДАТЕЛЬСТВА
Позвонил Юлий Наумович. Попросил пристроить его статью в одну из моих газет.
Позвонил Александр Маркович. Спросил, когда приедет переводчица его книги.
Позвонил Александр Самуилович. Спросил, сможет ли мое издательство сделать корректуру книги его жены, сколько это будет стоить, и как дела со сценарием о юбилее его жены.
Я позвонил Володе Спектору. Предложил ему поехать в августе на один поэтический фестиваль в качестве оператора. Он сказал, что подумает.
Я позвонил Владимиру Ивановичу. Он не взял трубку.
Позвонил Александр Маркович. Спросил, когда приедет переводчица его книги.
Позвонил Александр Самуилович. Спросил, сможет ли мое издательство сделать корректуру книги его жены, сколько это будет стоить, и как дела со сценарием о юбилее его жены.
Я позвонил Володе Спектору. Предложил ему поехать в августе на один поэтический фестиваль в качестве оператора. Он сказал, что подумает.
Я позвонил Владимиру Ивановичу. Он не взял трубку.
2012
РАБОТА
Редактирую книгу бездарного поэта. Это работа, которая чем-то похожа на суицид.
2017
ДИАЛОГИ О ПОЭЗИИ
— Да как ты смеешь? Я так старался, писал письма авторам. Просил их прислать стихи срочно в номер.
Я заместитель главного редактора журнала, немолодой уже человек. А ты. А ты. Ты половину стихов выбросил. Не стал печатать. Кто ты, вообще, такой? Да, кто ты такой? Ну, кто ты такой?
— Я главный редактор этого журнала.
Я заместитель главного редактора журнала, немолодой уже человек. А ты. А ты. Ты половину стихов выбросил. Не стал печатать. Кто ты, вообще, такой? Да, кто ты такой? Ну, кто ты такой?
— Я главный редактор этого журнала.
2014
ПОЭТЕССА
— Я больше не могла с ним жить. Не могла, и все. Это было просто невыносимо.
— Почему?
— Он стал писать такие слабые стихи.
— Почему?
— Он стал писать такие слабые стихи.
2008
ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ ОПЫТ
Зашел намедни в офис одной крупной фирмы, которой мое издательство довольно давно, лет десять назад, сделало сайт.
Хорошо поговорил с руководителем этой фирмы, пожилым бизнесменом и писателем по совместительству, наметили новые планы сотрудничества.
Потом разговаривал с начальником отдела веб-дизайна этой фирмы.
Диалог получился забавный:
— А у тебя Петров (фамилия изменена. — Е. С.) еще работает?
— Это кто? — не понял я.
— Твой начальник отдела веб-дизайна.
— Да, конечно, работает.
— Он что-то совсем мышей не ловит, я ему еще полгода назад звонил, просил как-то оживить наш сайт.
Я был очень удивлен этой странной беседой, но виду не подал и продолжил спокойно:
— Ты все-таки лучше через меня действуй! Петров не будет ничего делать, пока я ему не скажу. Он же у меня работает, зарплату у меня получает...
— Хорошо, — согласился мой собеседник.
— А финансирование будет? — я попытался направить разговор в нужное мне русло.
— Да, будет, — как-то неуверенно ответил мой визави.
Я вернулся домой и стал думать об этом диалоге.
Что произошло?
Этот удивительный человек, с которым я разговаривал, напрямую обратился к моему сотруднику и начал давать ему какие-то указания, даже не поставив меня в известность.
Он, этот удивительный человек, кто? Чудак? Халявщик?
Честное слово, не знаю.
Но у меня теперь двадцатилетний опыт руководства организацией. Двадцать лет я о д и н отвечаю за все в компании, которая производит огромное количество всевозможной продукции. Я научился со всеми говорить спокойно, не выказывая эмоций. Но все-таки иногда оторопь берет…. Люди не перестают меня удивлять.
Хорошо поговорил с руководителем этой фирмы, пожилым бизнесменом и писателем по совместительству, наметили новые планы сотрудничества.
Потом разговаривал с начальником отдела веб-дизайна этой фирмы.
Диалог получился забавный:
— А у тебя Петров (фамилия изменена. — Е. С.) еще работает?
— Это кто? — не понял я.
— Твой начальник отдела веб-дизайна.
— Да, конечно, работает.
— Он что-то совсем мышей не ловит, я ему еще полгода назад звонил, просил как-то оживить наш сайт.
Я был очень удивлен этой странной беседой, но виду не подал и продолжил спокойно:
— Ты все-таки лучше через меня действуй! Петров не будет ничего делать, пока я ему не скажу. Он же у меня работает, зарплату у меня получает...
— Хорошо, — согласился мой собеседник.
— А финансирование будет? — я попытался направить разговор в нужное мне русло.
— Да, будет, — как-то неуверенно ответил мой визави.
Я вернулся домой и стал думать об этом диалоге.
Что произошло?
Этот удивительный человек, с которым я разговаривал, напрямую обратился к моему сотруднику и начал давать ему какие-то указания, даже не поставив меня в известность.
Он, этот удивительный человек, кто? Чудак? Халявщик?
Честное слово, не знаю.
Но у меня теперь двадцатилетний опыт руководства организацией. Двадцать лет я о д и н отвечаю за все в компании, которая производит огромное количество всевозможной продукции. Я научился со всеми говорить спокойно, не выказывая эмоций. Но все-таки иногда оторопь берет…. Люди не перестают меня удивлять.
2022
НА ВЫСТАВКЕ
Пришел на выставку фотографий моего товарища Кузьмы Вострикова. Познакомился там с одной симпатичной актрисой.
Стали вместе с ней фотографии Кузьмы рассматривать.
Подошли к портрету поэта Андрея Чемоданова.
Она спрашивает:
— Это кто?
— Поэт Андрей Чемоданов.
— Понятно. А он кто?
— Поэт.
— Хороший такой, упитанный. Известный поэт?
— Да.
— Он в самом деле поэт?
— Да.
— А что он пишет?
— Стихи.
— А по профессии он кто?
— Поэт.
— А ты кто?
— Я Женя.
— Ну ладно, Миша, — говорит она мне, — пойдем на фуршет, а завтра давай созвонимся. Вот тебе моя визитка.
История абсолютно невыдуманная.
Стали вместе с ней фотографии Кузьмы рассматривать.
Подошли к портрету поэта Андрея Чемоданова.
Она спрашивает:
— Это кто?
— Поэт Андрей Чемоданов.
— Понятно. А он кто?
— Поэт.
— Хороший такой, упитанный. Известный поэт?
— Да.
— Он в самом деле поэт?
— Да.
— А что он пишет?
— Стихи.
— А по профессии он кто?
— Поэт.
— А ты кто?
— Я Женя.
— Ну ладно, Миша, — говорит она мне, — пойдем на фуршет, а завтра давай созвонимся. Вот тебе моя визитка.
История абсолютно невыдуманная.
2013
ПИАР
Звонит автор.
— Это Вы издаете журналы "Дети Ра", "Зинзивер", "Футурум АРТ", "Знание-сила. Фантастика"?
— Да, это я издаю.
— А у меня сейчас книга рассказов выходит.
— Поздравляю!
— Я бы хотел перед выходом книги пропустить все рассказы через Ваши журналы.
— Нет, мы на это не пойдем.
— Почему? Разве я не могу издать книгу.
— Да, можете, конечно. Но я ее пиарить не хочу.
— А почему Вы мне грубите?
— Разве?
— Да, Вы мне грубите.
— Извините, пожалуйста!
— Это Вы издаете журналы "Дети Ра", "Зинзивер", "Футурум АРТ", "Знание-сила. Фантастика"?
— Да, это я издаю.
— А у меня сейчас книга рассказов выходит.
— Поздравляю!
— Я бы хотел перед выходом книги пропустить все рассказы через Ваши журналы.
— Нет, мы на это не пойдем.
— Почему? Разве я не могу издать книгу.
— Да, можете, конечно. Но я ее пиарить не хочу.
— А почему Вы мне грубите?
— Разве?
— Да, Вы мне грубите.
— Извините, пожалуйста!
2014
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРЕМИЯ
Звонит один довольно известный (немолодой) писатель.
— Ты меня совсем забыл, не уважаешь.
— Нет, не забыл, — отвечаю, — уважаю.
— Тогда выдвигай меня на Государственную премию от имени Союза писателей ХХТ века!
— Дорогой мой, — говорю, — в Союзе писателей ХХТ века, которым я руковожу, уже более 500 человек. И все, наверное, хотят Государственную премию. Почему же именно Вас я должен выдвигать?
— Остальные недостойны, не говори чушь!
Ну, тут я возмутился, резко ему ответил.
Писатель задумался, не ожидал, что я могу дать отпор. И перевел разговор на другую тему.
Закончили разговор, слава Богу, мирно.
— Ты меня совсем забыл, не уважаешь.
— Нет, не забыл, — отвечаю, — уважаю.
— Тогда выдвигай меня на Государственную премию от имени Союза писателей ХХТ века!
— Дорогой мой, — говорю, — в Союзе писателей ХХТ века, которым я руковожу, уже более 500 человек. И все, наверное, хотят Государственную премию. Почему же именно Вас я должен выдвигать?
— Остальные недостойны, не говори чушь!
Ну, тут я возмутился, резко ему ответил.
Писатель задумался, не ожидал, что я могу дать отпор. И перевел разговор на другую тему.
Закончили разговор, слава Богу, мирно.
2021
ВСЕ ХОРОШО
Когда у меня возникает (назревает) конфликт с тем или иным человеком, я задаю себе вопрос: из-за чего этот конфликт? Если из-за денег, то я спускаю ситуацию на тормозах. Деньги не занимают ведущего места в моей иерархии ценностей.
Если конфликт из-за личных амбиций, я тем более ситуацию спускаю на тормозах. Амбиции — это гордыня. А гордыня — это грех. Зачем мне лишние грехи?
Поэтому все хорошо.
Если конфликт из-за личных амбиций, я тем более ситуацию спускаю на тормозах. Амбиции — это гордыня. А гордыня — это грех. Зачем мне лишние грехи?
Поэтому все хорошо.
2015