Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ВСТРЕЧА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПИСАТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ПАРТИИ СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ СЕРГЕЕМ МИРОНОВЫМ

7 октября 2022 в Госу-дарственной Думе состоялась встреча руководителей писательских организаций с депутатом Государст-венной Думы, Предсе-дателем Партии СПРАВЕД-ЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ Сергеем Миро-новым.
Вот что об этой встрече написано на сайте партии:
— 7 октября Председатель Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОС-СИЯ — ЗА ПРАВДУ, руководитель партийной фракции в Госдуме Сергей Миронов провел встречу с руководителями крупнейших творческих объединений литераторов России. Темой встречи было обсуждение поправок к Закону Российской Федерации от 9 октября 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и определение принципиально важных для литераторов изменений в законодательстве.
В совещании приняли участие: руководитель аппарата фракции «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ — ЗА ПРАВДУ» в Госдуме Руслан Татаринов, главный редактор газеты «Литературная Россия» Владимир Ерёменко, главный редактор журнала «Роман-газета» Юрий Козлов, секретарь правления, генеральный директор Союза писателей России Василий Дворцов, первый секретарь Союза российских писателей Светлана Василенко, руководитель Профессионального Союза Писателей России Андрей Красильников, руководитель Союза писателей XXI века Евгений Степанов.
Инициаторами встречи выступили литераторы, которые отметили, что в условиях проведения специальной военной операции по защите Донбасса, денацификации и демилитаризации Украины и беспримерной агрессии стран Запада против России наше «государство уже не будет прежним»: сегодняшний день определяет государственную политику в сфере литературы и культуры в целом на ближайшие десятилетия.
Две крупнейших писательских организации — Союз писателей России и Союз российских писателей, а также «молодые» писательские союзы — Союз писателей XXI века и Профессиональный Союз Писателей России — обратились к Сергею Миронову с просьбой предпринять законодательные шаги, которые позволят писателям России преодолеть существующий уже 30 лет раскол в среде литераторов, согласившись с политиком в том, что совещание проходит вовремя: «вчера было еще рано, завтра будет поздно».
Сергей Миронов четко обозначил позицию партии по вопросу государственного финансирования творческих проектов. «Каждый вправе писать в соответствии со своими убеждениями, но, как только требуется государственное финансирование издания произведений, демонстрация произведений, государство должно свое слово четко говорить и не допускать, чтобы за государственные деньги пропагандировалось то, что чуждо нашим традиционным ценностям, чуждо нашему многонациональному народу», — подчеркнул депутат.
Василий Дворцов отметил важность государственной политики и государственного регулирования. «Художественное чтение должно быть одной из задач воспитания нового поколения. Молодой начинающий автор должен проходить профессиональную внутреннюю проверку. Потому что литературный процесс начинается у писателя на столе, а завершается в руках у читателя. При этом, если молодой автор талантлив, но его по каким-либо причинам, например, идеологическим, не пропускают в писательский союз, он может стать членом того союза, который ему ближе по идейным соображениям», — сказал Василий Дворцов, сравнив такой подход с политикой, где существует многопартийная и двухпартийная система.
«Воспитывать читателя — это государственная задача, и если государство начинает выделять деньги на публикацию тиражей книг, то оно должно финансировать те творческие и издательские проекты, которые работают во благо государства», — подчеркнул Сергей Миронов.
Юрий Козлов обозначил проблемы писательского сообщества, касающиеся патриотического направления современной литературы: в стране не осталось государственных издательств, справедливой системы распространения книг, многие издательства не пропускают на полки книжных магазинов достойные произведения патриотической направленности, «при этом распространяют книги тех писателей, которые покинули Россию и проводят по отношению к России недружественную политику».
Он также поставил давние вопросы социальной защиты писателя. При этом Юрий Козлов отметил растущий авторитет АСПИ — Ассоциации союзов писателей и издателей, объединившей четыре наиболее крупных писательских союза, и предложил использовать опыт существовавшего в СССР Литфонда, когда определенный процент с каждой проданной книги на территории государства шел в Литфонд. По его мнению, эта практика позволила бы сегодня решить многие проблемы писателей.
Светлана Василенко отметила, что книга претерпевает сегодня кризис, и предложила разработать систему налоговых льгот для книжных магазинов. Кроме того, она отметила, что закон о творческих союзах и творческих работниках не был принят и предложила вернуть его на рассмотрение, акцентировав внимание на вопросе о творческих работниках, а не на союзах.
«Действительно, союзов можно наплодить много, но отсутствие профессионального статуса писателя лишает его определенных социальных гарантий. Получив профессиональный статус, с остальными социальными вопросами мы уже можем разбираться. А когда ты приходишь как любитель, с тобою никто не хочет разговаривать. Мы даже не можем создать свой профсоюз. Нет профессии, значит, нет ничего. Раньше творческий стаж шел от первой публикации, сейчас из-за того, что мы, два союза, разошлись, потеряли правопреемство Союза писателей СССР, у нас творческий стаж идет только до 1991 года», — пояснила она.
Евгений Степанов попросил обратить внимание на развитие крупных литературных системообразующих интернет-порталов. «Есть «Журнальный зал», «Читальный зал», «Журнальный мир» — это крупнейшие проекты. Свой проект, который я много лет поддерживаю, готов передать безвозмездно в руки государства, поскольку именно государство должно вести эту работу при соответствующем контроле. Я — за объединение», — отметил Евгений Степанов.
Он поблагодарил Сергея Миронова за многолетнюю и системную работу с литераторами России, отметил важность ежегодной Литературной премии СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ — ЗА ПРАВДУ и таких акций, как «Подари книгу», сообщил, что его организация готова передать СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ — ЗА ПРАВДУ следующую партию изданных книг.
Владимир Ерёменко предположил, что скоро все-таки закон о творческих союзах будет принят. «Государство заинтересовалось, наконец, этим вопросом. Первый шаг очень серьезный — АСПИ. Писатели, у которых серьезные заболевания, получают весомую материальную поддержку», — сообщил он.
«Когда мы выйдем победителями из этой страшной катастрофы, которая надвигается на мир, то государство уже не сможет существовать, как раньше. Будет государственное управление, многие экономические вопросы будут регулироваться правильно. Я — в Совете при Минцифре, и могу сказать, что в АСПИ передается все бывшее имущество Союза писателей СССР — 125 объектов по всей стране. Но на совещании юристы Минцифры пока объяснили отсутствие профессии «писатель» в многотысячном реестре профессий так: нельзя», — подчеркнул Владимир Ерёменко.
Сергей Миронов подытожил обсуждение предложений по изменению закона о культуре и отметил, что ситуация в этой сфере начинает кардинально меняться. «Есть закон о культуре, где существует строка о том, что государство не вмешивается в творческую деятельность граждан. Есть 13 статья Конституции, где государственная обязательная идеология не допускается. Но уже все понимают: обязательная — не надо, но государственная-то должна быть. Если мы хотим, чтобы молодое поколение читало, надо, чтобы было, что читать», — подчеркнул парламентарий.

Руководитель Союза писателей ХХI века Евгений Степанов, которому дал слово С. Миронов, произнес эмоциональную речь.
Приводим ее в полном объеме по стенограмме:
«Уважаемый Сергей Михайлович, дорогие коллеги!
Я представляю здесь Союз Союза писателей ХХI века, который зарегистрирован в Минюсте двенадцать лет назад, и крупное издательство «Вест-Консалтинг», которому в следующем году исполнится двадцать лет. Мы выпускаем примерно 50–70 наименований книг в год, литературные журналы «Дети Ра», «Зинзивер», «Футурум АРТ», «Зарубежные записки», газеты «Литературные известия», «Поэтоград», участвуем в выпуске газеты общественных организаций МИД РФ «Наша Смоленка: люди и дела», координируем один из крупнейших литературных интернет-порталов «Читальный зал». То есть являемся активными участниками процесса. И поэтому, я думаю, что знаю ситуацию изнутри.
Возможно, то, что я скажу, вас удивит.
Во‑первых, мы сейчас обсуждаем то, чего нет. Это симулякр. Профессии писатель на сегодняшний день в России не существует. Она существовала в Советском Союзе, но сейчас ее нет. Есть отдельные знаменитости, которые могут жить литературным трудом, но мы говорим именно о профессии… Предыдущий выступающий хорошо рассказывал о природе литературного творчества. О том, как писатель живет, ищет нужные слова, работает за письменным столом, не получает месяцами денег, надеясь, что получит их потом, когда его произведения будут напечатаны.
Не получит. Даже если его напечатают. Прокормиться литературным трудом сейчас невозможно. Будучи советским провинциальным студентом, я зарабатывал, публикуя заметки и стихи в газетах, до пятидесяти рублей в месяц. А сейчас, печатаясь во многих центральных журналах, я получил в прошлом году две тысячи рублей гонорара. Заплатил один замечательный журнал, который выходит под эгидой государства — областного правительства. За двадцать опубликованных стихотворений — две тысячи рублей… А другие издания не заплатили ни копейки. У них вообще денег нет.
То есть нам, прежде всего, нужно думать о том, как возродить профессию писателя, как сделать так, чтобы эта некогда престижная деятельность была бы, как минимум, оплачиваемой. Для этого, конечно, нужно поддерживать толстые журналы, основу литературного процесса.
Второй момент — система распространения книг и газетно-журнальной продукции.
Светлана Василенко сказала, что эта система разрушена. Это правда. Действительно, нет уже такого количества книжных магазинов, как было, например, в провинции в советское время. Светлана Василенко жила в Астраханской области, а я — в Тамбовской. В провинции в советскую эпоху продавались прекрасные книги, которых и в Москве-то было не достать. Теперь магазинов стало меньше. Система распространения книг приобрела современные черты. Эта система теперь практически полностью коммерциализирована. Для того, чтобы мои издания попадали в московские газетные киоски, я должен это оплачивать. Иначе — просто не возьмут на реализацию. Это теперь бизнес, и только. Владельцам киосков все равно, какую продукцию ты выпускаешь — коммерческую или некоммерческую. Им важна прибыль. Таковы жесткие реалии нынешнего общества. Поэтому государству, если оно хочет воспитывать читателя, сеять разумное, доброе, вечное, было бы полезно выстроить отношения с владельцами киосков, издателями, поддерживая, например, толстожурнальную литературную периодику, некоммерческие издания. Иначе в киосках будут только коммерческая литература, только коммерческие СМИ.
Третий важнейший, на мой взгляд, момент. Нельзя сказать, что государство не поддерживает литературный процесс. Всевозможные фестивали (зрелища!) проходят повсеместно. А ведь писатель должен, в первую очередь, не «фестивалить», а писать и печататься. В связи с этим велика роль системообразующих литературных интернет-порталов. Имею ввиду, прежде всего, такие порталы, как «Журнальный зал», «Читальный зал», «Журнальный мир». Я считаю, что эти проекты очень важны, потому что там совершенно бесплатно читатели могут прочитать то, что печатают литературные СМИ, хорошие, содержательные (в большинстве случаев!) произведения. Я создал проект «Читальный зал» почти пятнадцать лет назад, сейчас он функционирует под эгидой Союза писателей ХХI века. Убежден, что это должен быть государственный проект. И я готов передать его в руки государства, у которого, конечно, больше возможностей, чем у нашего союза и у меня лично. Можно было бы создать глобальное русское книжно-журнально-газетное электронное хранилище.
Нужно понять простую вещь: деньги найти не так сложно. Трудно создать хороший проект, нужный обществу, и оставить добрую память о себе. Если государство уходит из какой-то ниши, эту нишу очень быстро занимает кто-то другой. А тот, кто платит, тот и заказывает музыку. Чтобы сеять разумное, доброе, вечное, государство, конечно, должно сохранять свое влияние в литературном процессе.
Иначе мы придем к очень неприятным результатам. Собственно, уже пришли. Если мы сейчас с вами отправимся в книжный магазин и купим любую современную книгу, то обнаружим там десятки, а, может быть, и сотни опечаток и даже грамматических ошибок. Такого, конечно, не было в советское время. Я работал в конце восьмидесятых годов прошлого века в издательстве «Известия». У нас было негласное правило: делать двенадцать корректур газеты или книги. А потом еще читала так называемая «свежая голова». Сейчас такого нет и в помине. И как мы будем учить, воспитывать детей, как будем обучать студентов русскому языку, русской литературе? На книгах, которые изданы с ошибками?
Я не говорю, что нужно срочно вводить цензуру, этот путь мы уже проходили. Но должна быть на законодательном уровне прописана ответственность издательств и магазинов за грамотность выпускаемых и продаваемых книг.
Также хочу еще раз поблагодарить Вас, уважаемый Сергей Михайлович, и Вашу команду за систематическое внимание к литераторам и читателям, в частности, за проведение акции «Подари книгу», в которой наше издательство «Вест-Консалтинг» с удовольствием приняло активное участие, отдав в дар нуждающимся сотни книг. Мы готовы и в дальнейшем поддерживать этот замечательный проект.
Спасибо за внимание».

После официальной встречи, которая длилась полтора часа, состоялось неформальное общение писателей с депутатом. Всем участникам обсуждения закона Сергей Михайлович дал визитку, подчеркнув, что открыт к новым идеям и предложениям.

Сергей КИУЛИН,
Фото с сайта https://spravedlivo.ru/