Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»


ЧАС ЦЕРЕМОНИЙ
 
час церемоний

серые камни
в круге прозрачной воды
кажутся ближе

рыбки на глине
чая зелёного цвет
шёлковой ряской

входит в гармонию день
час церемоний
лёгкая сакуры тень
место покоя



восточный ветер

восточный ветер - сквозит через желанья - полётом мысли
заходит солнце - в песчинке капля крови - изгиб дракона
и в простоте жилища - на шёлке ширмы
блеск самурайской стали - к потомкам рода

                 Восточный ветер прилетев под вечер,
                 Сквозит через желанья наугад,
                 В фонариках бумажных тают свечи,
                 Полётом мысли оживает сад.

                 Заходит солнце, почернели тени,
                 В песчинке капля крови запеклась,
                 Рисунок воплотится, всё изменит,
                 Изгиб дракона означает власть.

                 Блеск самурайской стали, как дорога.
                 И в простоте жилища нет порока,
                 Скользит ладонью падающий лист,
                 К потомкам рода вымерших династий,
                 И жёлтый мир осеннего ненастья
                 На шёлке ширмы. Цвет циновки чист.



быстрые воды

прошлое канет
в быстрые воды реки
падают листья



неуловимость

жить ради жизни
движется время быстрей
с каждой секундой



Кабуки

душ воплощенья
перебирает рука
маски Кабуки



жизнь – отраженье

жизнь отраженье
не проплывёшь по реке
без равновесья

в быстром теченьи
много подводных камней
опыта мели

каждому право дано
делать ошибки
только не всякий поймёт
с первой попытки



ранней весною

с розовой вишни
пчёлы разносят нектар
сладкой приманкой

в травах синобу*
сшила уже кимоно
юная ама**

берега сильную твердь
делают мягкой
звуки прозрачной воды
ранней весною

________________________
* Понятие любовного томления, томительной страсти, тоски и одиночества.
** Одновременно «рыбачка» и «монахиня».



тайна

                 рядом с тюльпаном
                 бледен прекрасный нарцисс
                 резким контрастом

                 скрытые взгляды
                 в тайне невидимых чувств
                 страсти примета

                 рядит себя пустота
                 в яркие маски
                 в тусклых вуалях порой
                 истина скрыта

Рядом с тюльпаном, одетым в кровавый атлас,
Бледен прекрасный нарцисс с утончённой душою,
Резким контрастом украдкой штрихую рукою
Скрытые взгляды, скупую загадочность фраз.
В тайне невидимых чувств обнажился вулкан –
Страсти примета, мешают закрытые нравы,
Рядит себя пустота в дорогие оправы,
В яркие маски запрятаны лень и обман.
В тусклых вуалях порой, не меняющих цвет,
Истина скрыта, слегка обозначенный след…



нагамэ

пурпуром листья
время размыл нагамэ*
молнии в мыслях

шёлковой кожей
нежность тебе отдаю
крик петушиный

скрип тростниковой двери
тень силуэта
слёзы замёрзшей росы
в строчках сонета

_______________________
* «грустная задумчивость» и «долгий дождь».



молчанье

мысли прозрачны
вольно летящей стрелой
в чистое небо

как неудачно
мысль обнажает порой
меткое слово

не возбуждает стихий
только молчанье
слов разрушительный звук
эхом в сознаньи



друг самурая

стали холодной
другу тепло отдаю
рукопожатье

меч неподкупен
неповторимый хамон*
тайный рассказчик

месяцу тонкий клинок
блеском подобен
твёрдость подвластна его
лишь самураю

_______________________
* Граница между закаленной зоной лезвия меча и основным телом клинка, по которой можно узнать мастера.



играющие в прятки

в метельном вихре - сухой цветок фиалки - как зарисовка
фигурка нецке - три мальчика играют - и томик Блока
вчера уже забыто - нам продвигаться
сегодня видит правду - в закрытом Завтра

                 В метельном вихре бабочек касанья,
                 С пушистых веток яблонь снегири,
                 Сухой цветок фиалки в ожиданье,
                 Как зарисовка пьесы о любви.

                 На пыльной полке книги в беспорядке,
                 Фигурка нецке странно прижилась:
                 Три мальчика играют с жизнью в прятки*
                 И томик Блока - меж мирами связь.

                 Вчера уже забыто, вниз ступени,
                 Но щупальца резиной тянет спрут,
                 Нам продвигаться дальше не дают.
                 Сегодня видит правду только гений,
                 И истину его конечно ждут.
                 В закрытом Завтра, только вверх ступени…

_______________________________________________
* Нецке «Играющие в прятки» - три мальчика вместе, но друг друга не видят:
прячущийся мальчик с одним закрытым глазом - прошлое, мальчик смотрящий сверху - настоящее, мальчик закрывающий глаза - будущее.



тени иллюзий

тени иллюзий
в лодке пробитое дно
тянет под воду

трудно предвидеть
в водоворотах судьбы
скорость порогов

путь выбирая к себе
искренне веря
в шуме огромных пустынь
ждут нас потери



мир – оригами

                                        акро - яс

                   много желаем   М   мир под руками
         видим одни миражи   И   и ошибиться нельзя
               день или вечер?    Р   риск наказуем
                     разве не чудо   О   образы мыслей
      сходят рисунки фигур   Р   рвутся в свободный полёт
                с чистой бумаги   И   из-под контроля
сложенный пальцами миг   Г   гнётся тетрадный листок
                     вечного мира   А   аист выходит
  будущий день сотворим   М   мальчик его оживил
                 только мы сами   И   импульсом жизни



маленький бог

тонкие пальцы
сложены как лепесток
лотоса Будды

пением мантры
чайника маленький бог
нас охраняет

льётся по чашкам вода
шум водопада
не оскудеет рука
жаждущих много



рисунок на китайской чашке

в потоке века - уставшие кварталы - в закрытых створках
ныряю в арку - щербатые ступени - навязчив город
завариваю крепко - напиток древний
я ухожу в рисунок - с китайской чашки

                 В потоке века тонут ежечасно
                 Далёкие и близкие черты,
                 Уставшие кварталы безучастны
                 В закрытых створках пыльной скорлупы.

                 Ныряю в арку и в надёжность дома,
                 Подъездной дверью обрываю нить,
                 Щербатые ступени так знакомы,
                 Навязчив город - всё труднее жить.

                 Из банки с чаем сыплю на ладони,
                 Завариваю крепко лепестки Напиток
                 древний. Домик церемоний.

                 Я ухожу в рисунок на фарфоре:
                 С китайской чашки попадаю вскоре
                 В вишнёвый сад на берегу реки…



время путины

тёплая сырость
шумом встречает причал
время путины

крепкие спины
сети на мокрой корме
будут с уловом

щедро одарит река
рыбы не жалко
если немного просить
голод не страшен



тихо в деревне

тихо в деревне
собран уже урожай
снежного риса

скрип раздаётся
смазать забыл колесо
старый хозяин

белые окна домов
смотрят спокойно
солнце встаёт за горой
каждое утро



всё безгранично

всё безгранично
свет проникающий в тень
станет неярким

белые капли
туши чернеющий след
сделают серым

нет абсолютного зла
лишь искаженье
силой любви доброта
зеркало правит



три обезьянки из Никко

неповторимо - японский храм воздвигнут - отметил мастер
три обезьянки - и выглядят фигурки - не восприятье
неправильное легче - вчера услышав
сегодня видел завтра - ужасный образ

                 Неповторимо осенью в Никко*,
                 Пурпур и охра сплетены канвою,
                 Японский храм воздвигнут и его
                 Отметил мастер древнею резьбою.

                 Три обезьянки охраняют вход:
                 Одна свои глаза смешно прикрыла,
                 Другая уши, третья прячет рот,
                 И выглядят фигурки очень мило.

                 Не восприятье зла, а что сильнее?
                 Неправильное легче и быстрее:
                 Вчера услышав фразу, повторил,
                 Тем самым передав неискушённым;
                 Сегодня видел, завтра сотворил,
                 Ужасный образ сделав завершённым…

____________________________________________
* «Три обезьяны (Самбики — сару)» — это благожелательный и охранительный символ. «Не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла.» Находится скульптура в 150 км к северо-востоку от Токио в национальном парке Никко.



время удачи

                                      акро - яс

                   лужу измерив   В   время удачи
        и перевёрнутый мир   Р   рано шагнёшь в тишину
                 как наводненье   Е   если желаешь
            станешь упрямым   М   море коварно
   жизнь превратится твоя   Я   яркость коралловых рыб
                    в рваную тогу   У   учит пределам
«дао» скрывает свой вход   Д   дорого, что приобрёл
                   путь - это мера   А   алчность бездонна
        промахи видит палач   Ч   что оставляешь себе
                сила не в смерти   И   инеем станет



вершины

белые горы
тянет всё время людей
пробовать силы

помнить законы
чтобы на трудном пути
в пропасть не кануть

мы высекаем во льду
жизни страницы
к самым вершинам придут
лишь единицы



пыль

                 всё не случайно
                 едет дорогой большой
                 жизни телега

                 тянет поклажа
                 полны добра сундуки
                 лишнее благо

                 блеск золотой мишуры
                 зрение портит
                 всё превращается в пыль
                 прошлых столетий

Всё не случайно, всему установленный срок.
Едет дорогой большой по камням и ухабам
Жизни телега, а в ней одинокий ездок,
Тянет поклажа с годами добытого скарба.
Полны добра сундуки, но конечна дорога,
Лишнее благо недугом в усталых глазах,
Блеск золотой мишуры, как замена для бога,
Зрение портит, крадётся безумия страх.
Всё превращается в пыль, захороненный прах
Прошлых столетий, подземные арки чертога…