Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

АЛЕКСАНДР ЧЕПУРОВ


О человеке надо говорить…



Сын за отца отвечает


16 июня исполняется 100 лет со дня рождения российского поэта, лауреата Государственной премии России Анатолия Николаевича Чепурова (1922–1990), долгие годы возглавлявшего писательскую организацию города на Неве. О сюжете из биографии поэта рассказывает его сын – заслуженный деятель искусств России Александр Чепуров.
В архиве поэта Анатолия Чепурова сохранился листок, на котором перьевой ручкой выведена первая строчка незаконченного и неотправленного письма: "Дорогой Толя, спасибо тебе за всё, друг ты мой…" Эти слова принадлежат старшему товарищу и учителю Чепурова – известному российскому поэту Александру Андреевичу Прокофьеву, а передали этот листок уже после его смерти родственники. Человеческая и творческая дружба связывала А. Прокофьева и А. Чепурова долгие годы. Прокофьев дал ход первой публикации молодого коллеги в журнале "Звезда", он же энергично помогал в издании авторского сборника "Путь-дорога", вышедшего в Лениздате в 1947 году. Вместе они переводили литовские дайны, вместе составляли сборник народных песен народов Прибалтики для детей, вместе путешествовали. А потому вполне естественно, что человеческое и творческое взаимопонимание вылилось в сотрудничество и на служебном поприще. В начале 1960-х годов Прокофьев, который более десяти лет возглавлял Ленинградскую писательскую организацию, позвал Чепурова на работу в секретариат правления, где они проработали вместе несколько лет. "Прокофьевская школа" имела огромное творческое и нравственное значение для Чепурова на протяжении всей его жизни. Это сказалось и в те полтора десятилетия, когда в 1970–80-е годы ему самому довелось принять на свои плечи груз руководства одной из крупнейших писательских организаций страны. Об этом он подробно писал в своих воспоминаниях о Прокофьеве (см.: Александр Прокофьев. Вспоминают друзья. М., 1977).
Вспоминал Чепуров и о том, как в начале 1960-х годов они с Прокофьевым ездили вдвоём в творческую командировку в Мордовию и там под впечатлением поездки родилось много стихов, возникло своеобразное "поэтическое соревнование", которое вылилось в творческий диалог двух очень родственных, но в то же время своеобычных индивидуальностей.
В Мордовию Прокофьева пригласил его друг, писатель Серафим Вечканов, который в то время возглавлял местную писательскую организацию в Саранске. Помимо поездок по краю, встреч с самыми разными людьми гостям был предоставлен домик в лесу, где они могли себя чувствовать свободно, отдавшись творчеству. Домик был бревенчатым, уютным, стоял на поляне, сплошь покрытой разнотравьем, полевыми цветами. А тишину и шорох леса наполняли птичьи голоса, позволяя вступить в прямой диалог с природой, напоённой весенним теплом и свежестью. Дело было в мае, а потому фоном, как эхо, как постоянное memento mori, звучал голос кукушки, что заставляло думать о смысле и самом существе жизни. Фольклорная стихия, которой оба поэта напитались, слушая песни крестьян, живущих по берегам реки Суры, откликалась в душе большого знатока и ценителя народной поэзии Прокофьева. Чепуров же, будучи родом со Смоленщины и проведший своё детство на олонецкой земле, в городке на Свири – Лодейном Поле, вспоминал и заново постигал интонации и ритмы народной песенной традиции. В результате у Прокофьева и Чепурова родились параллельно два поэтических цикла, посвящённых той самой "Сурской весне".
О жизни и творчестве А. Прокофьева. В тот год ему за книгу "Приглашение к путешествию" была присуждена Ленинская премия, и прямо из Саранска он намеревался отправиться в Москву, где в Кремле ему должны были вручить высшую по тому времени награду. Прокофьев позиционировал себя как певец и "величальщик" России. Ещё в годы войны, в самый разгар битвы за Ленинград, сквозь грохот орудий он услышал голос, увидел незамутнённый лик России. "Сколько звёзд голубых, сколько синих…" – это широкое эпическое звучание его поэмы "Россия" возникало как просветление среди дыма и чада войны. Впоследствии, облекая свои строчки в фольклорно прихотливую ритмику, Прокофьев создал "Величальную песню России". Но особенно часто в шестидесятые годы он читал своё стихотворение "Слова о России" (1959):

Мне о России надо говорить,
Да так, чтоб вслух стихи произносили,
Да так, чтоб захотелось повторить,
Сильнее всех имён сказать – Россия.
Сильнее всех имён произнести,
Сильнее матери, любви сильней,
И на устах отрадно пронести
К поющим волнам, что вдали синеют.

В творчестве Прокофьева Россия возникала в некоем планетарном, почти ломоносовском измерении, вставая над человеческой судьбой, определяя её и доминируя в ней.
Чепуров же был по преимуществу лирик. Именно так характеризовал его и сам Прокофьев в предисловии к книге "Одна земля". Ещё в детстве, учась в поэтической школе у Ольги Берггольц, Павла Шубина и Бориса Лихарева, в поэтических студиях довоенного Ленинграда, Чепуров взращивал своё сугубо человеческое, даже, можно сказать, интимное чувство и понимание Родины. В изменчивости и трепетности природы, пейзажа он искал отражение внутренних состояний души ("Пейзажи родины моей"), в патетическом интернационалистском стихотворении о героях революционной Испании он особенно пронзительной нотой ощущал невыразимую горечь потери сына слепой старушкой-матерью ("Слепая мать"). А в бронзовом пантеоне героев Великой Отечественной он слышал лишь скорбный возглас: "Мальчиком ушёл он на войну…" Стихи, поразившие многих – Константина Симонова, Сергея Смирнова, Сергея Орлова, Всеволода Рождественского…
Быть может, именно под воздействием этого личного лирического понимания Родины и родились в начале 1960-х годов стихи Чепурова о России, но только с иной, чем у Прокофьева, сугубо личностной, человеческой стороны. Не сильнее "матери и любви", а из самой их сути. "Родина, ты начиналась во мне", – словно вступая в диалог со своим учителем, напишет Анатолий Чепуров. Тогда же возникает и другое стихотворение – "Есть люди в России…", где личная судьба и стойкость внутреннего камертона – добра к людям, несмотря на все испытания, становятся главным и определяющим в понимании Родины и России. Россия в понимании Чепурова становится синонимом дружественности, доброты и человечности ("Хорошо, что есть Россия в мире…"). И только этими понятиями и определяется. И это отнюдь не абстрактное прекраснодушие, это позиция, выстраданная и отвоёванная на фронтах Отечественной войны, где воевал Чепуров, и в сугубо мирных конфликтах и противостояниях. Говоря о заветах доброты, он хорошо знал, как достаётся право жить по этим заветам. "Не простой я в жизни выбрал путь", – напишет поэт. И потому его знаменитое стихотворение о доброте, начинаясь, казалось бы, умиротворяющей надписью на плите военного кладбища ("Давайте поклоняться доброте"), завершается убеждением: "Давайте воевать за доброту". Здесь показательно, что стихотворение заканчивается не призывным восклицательным знаком, а утверждающей и спокойной в своей уверенности точкой.
И, наконец, последнее, чем итожится поэтический диалог, начавшийся в лесном домике в Мордовии. Через несколько лет Прокофьев будет переизбран и покинет свой руководящий пост в писательской организации Ленинграда. Ему предъявили ряд претензий в авторитарности, в недостаточно жёсткой защите сугубо творческих позиций, в особенности писателей нового молодого поколения. Часть из этих обвинений была справедлива, часть выдвигалась без учёта той непростой идеологической ситуации, в которой находилась писательская организация, и того, что Прокофьев пытался найти компромисс… Но факт остаётся фактом. Как общественный деятель Прокофьев оказался в отставке, и это произвело на него угнетающее впечатление. Многие, кто ещё недавно заискивал, отвернулись от него. Отец был среди тех, кто до конца дней Прокофьева был с ним рядом. Вот тогда-то, быть может, и были написаны те самые строки человеческой благодарности из неотправленного письма.
В эти же годы у Анатолия Чепурова появилось стихотворение, в котором было выражено его творческое и жизненное кредо. Он словно бы полемизировал со знаменитыми строчками Прокофьева о России, делая акцент на человечности и земной душевной открытости людей друг к другу. Но вместе с тем здесь была скорее не полемика, а раскрытие самой сути понятий Родины и России, основанных на главном человеческом смысле бытия. Ведь Россия начинается с людей, с их чувства взаимного тяготения и уважения друг к другу:

О человеке надо говорить:
Или корить,
Или цветы дарить,
Но не молчать,
Когда он книги пишет,
Дома возводит,
Сталь идёт варить...
О человеке надо говорить,
Пока он слышит.