Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Социальный роман

30–40-е годы повсюду выделяются как особый период в истории романтизма. В эти годы (во многом под воздействием идей утопического социализма) складывается романтический социальный роман (Ж. Санд, Э. Сю, В. Гюго и их подражатели в других европейских странах).
Социальный роман в Англии опирался на богатую традицию нравоописательного романа 18 века, витав в себя философско-эстетическую мысль эпохи. Английская философия в лице Карлайла, Гиббона и историка Бокля, продолжая традиции демократической и радикальной культуры 18 века, должны были аккумулировать и важнейшую современную европейскую проблематику, связанную с революциями и политическими движениями эпохи.
Литературная жизнь в Англии была прежде всего обусловлена политикой, которая определяла проблематику крупнейших романов и литературных журналов, довольно многочисленных по сравнению с другими странами Западной Европы. Таким образом говорить о политике в английском романе XIX века абсолютно естественно.



Реформа в Англии


Но для литературного процесса в силу его специфики переломными следует считать события Июльской революции 1830 года во Франции и ее последствия, равно как и общественно-политическую ситуацию, сложившуюся в Англии после билля о реформе 1832 года (реформа, которая по своему социальному значению близка Июльской революции во Франции.
(дата смерти Гете (1832) воспринималась в Германии как рубеж, обозначивший конец «художественного периода», когда внимание писателей было сосредоточено преимущественно на эстетических проблемах).



Германия


В критике стало популярным слово «тенденция», а дата смерти Гете (1832) воспринималась как рубеж, обозначивший конец «художественного периода», когда внимание писателей было сосредоточено преимущественно на эстетических проблемах.
В «Эстетических походах» Лудольф Винбарг, ведущий теоретик «Молодой Германии» требовал «открытого выражения тенденции», отвергая не только романтизм, но и даже исторический жанр.
Реалистические тенденции проявлялись в прозе Иммермана и в исторических романах Алексиса, в драматургии Граббе и Гуцкова. Но, если в Англии и во Франции в 30-е годы формируются школы реализма и ведущим жанром становится социальный роман, к которому обращаются писатели с мировым именем, то в немецкой литературе процесс формирования реализма протекает замедленно и как особое направление реализма не складывается (К. Иммерман, Г. Бюхнер).



Философия


30–40-е годы ознаменованы необычайным взлетом философской мысли (от Фихте до Фейербаха), именно в это время сформировались различные явления в области литературы и философии, связанные с развитием эстетики этого времени. Философские споры, начавшиеся в конце 30-х годов, занимают центральное место в немецкой публицистике этого времени, влияют на формирование мировоззрения крупнейших писателей во многих европейских странах. В это время активно развиваются как идеалистическое, так и материалистическое направления. Под влиянием идеалистических систем в частности развивается тенденция обращения к своему внутреннему миру, попытки создать свою собственную философию.
В 1835 году впервые были опубликованы лекции по эстетике Гегеля, и почти сразу же началось мощное антигегельянское движение. Так, шумный резонанс приобрела деятельность левых гегельянцев (Д. Штрауса, Б. Бауэра, Л. Фейербаха), выход в том же году книги Штрауса «Жизнь Иисуса», а в 1841 «Сущности Христианства» Л. Фейербаха.
В Америке в 30-е годы возникает движение трансценденталистов во главе с Р. У. Эмерсоном. В Дании — это Кьеркегор, в России — Достоевский и т. д.
Обращение к народной теме у французских романтиков исходило из общих для всего романтизма идеалистических философских предпосылок, поэтому материалистические идеи в основном не встречали у них положительной реакции.
Английская философия в лице Карлайла, Гиббона и историка Бокля, продолжая традиции XIII века, аккумулировала и важнейшую современную европейскую проблематику, связанную с революциями и политическими движениями эпохи. Томас Карлайл пишет в начале 30-х годов философский роман «Сартор Резартус, или перекроенный портной».
Даже в 30–40-х годах ряд романтиков (Ламартин, Сент-Бёв, Мюссе) оказываются в конце концов в лагере буржуазных либералов, а союзники революционно-демократического движения (В. Гюго, Ж. Санд, Э. Сю) сохраняют в своем политическом мировоззрении элементы буржуазно- либеральной идеологии.
Гюго: поэтическая структура драм основана на контрастах (противопоставление злых и добрых натур — сильных мира сего и «отверженных» с одной стороны, и контрастность самой человеческой натуры с другой. Гюго старается воплотить неоднозначность, двуликость бытия и человеческой души и делает это в романтически заостренной, символизированной форме («Марион Делорм» (1829), «Эрнани» (1830), «Король забавляется» (1832), «Лукреция Борджиа» (1833), «Мария Тюдор» (1833), «Рюи Блаз» (1838). С другой стороны лирика (например, «Осенние листья») Гюго наполнена общефилософским содержанием, она крайне субъективна и в то же время отражает романтическую идею избранничества поэта, душе которого ведомы и тайны космоса, и тайны человеческого сердца.
С середины 30-х годов Жорж Санд также обращается к идеям социализма (христианского (Ламенне) и утопического (сенсимонизм), но в основном ограничивается сферой чувств, обращаясь к теме любви, разрушающей сословные перегородки. В своей основе ее творчество остается романтическим.