Михаил КУЗЬМИН
ШАГ ВПЕРЕД
* * *
* * *
Самая большая
коллекция рифм
к слову «ад»…
Интересно,
кто ею владеет?
коллекция рифм
к слову «ад»…
Интересно,
кто ею владеет?
* * *
Мне бы
твои проблемы!
А мне бы
мои собственные
мысли!
твои проблемы!
А мне бы
мои собственные
мысли!
* * *
Живопись –– это когда
делаешь шаг вперед
и оказываешься
в сфере влияния холста.
А если делаешь шаг назад,
или даже два, три...,
то вновь попадаешь
в зону реальности,
где стул –– это стул,
а стол –– это стол.
делаешь шаг вперед
и оказываешься
в сфере влияния холста.
А если делаешь шаг назад,
или даже два, три...,
то вновь попадаешь
в зону реальности,
где стул –– это стул,
а стол –– это стол.
* * *
Балерина
просит милостыню.
На ее груди
плакат
«Помогите
моим ногам
расти от ушей!»
просит милостыню.
На ее груди
плакат
«Помогите
моим ногам
расти от ушей!»
* * *
— Почему вы такая грустная,
даже печальная?
— Потому, что я — цитата,
вырванная из контекста…
— Хотите я вас снова
верну в контекст?
— Это невозможно.
Мой контекст давно умер…
— А хотите, я женюсь на вас?
— Кто вы такой,
чтобы предлагать мне
руку и сердце?
— Вообще-то, я роман
длиной в 500 страниц,
правда, пока еще
неопубликованный…
— Нет, замуж за вас я не пойду.
— Что же я тогда могу
для вас сделать?
— А вы вставьте меня в роман
в виде эпиграфа.
— И что будет?
— Мы будем жить
долго и счастливо
и …
— И?
— Выйдем в свет
в один и тот же день и час!
даже печальная?
— Потому, что я — цитата,
вырванная из контекста…
— Хотите я вас снова
верну в контекст?
— Это невозможно.
Мой контекст давно умер…
— А хотите, я женюсь на вас?
— Кто вы такой,
чтобы предлагать мне
руку и сердце?
— Вообще-то, я роман
длиной в 500 страниц,
правда, пока еще
неопубликованный…
— Нет, замуж за вас я не пойду.
— Что же я тогда могу
для вас сделать?
— А вы вставьте меня в роман
в виде эпиграфа.
— И что будет?
— Мы будем жить
долго и счастливо
и …
— И?
— Выйдем в свет
в один и тот же день и час!
* * *
Устами ребенка
соберите коллекцию
глаголов будущего времени!
И вам зачтется.
соберите коллекцию
глаголов будущего времени!
И вам зачтется.
* * *
Мысль –– женского рода.
Смысл –– мужского.
Их брак
вполне возможен.
Но неужели
в этом союзе
смысл будет
вечным подкаблучником?
Смысл –– мужского.
Их брак
вполне возможен.
Но неужели
в этом союзе
смысл будет
вечным подкаблучником?
* * *
Доверяй,
доверяй,
но проверяй!
А если ты
перепроверяешь,
то можешь
и не доверять!
доверяй,
но проверяй!
А если ты
перепроверяешь,
то можешь
и не доверять!
* * *
Наш поцелуй
который мы изобрели
в тридцатиградусный мороз
чтобы хоть на мгновение
забыть о том
что не греют
батареи
центрального отопления…
Наш поцелуй
который засыпал
у нас на губах
чтобы проснуться
у нас на груди…
Наш поцелуй
который никогда не спешил
чтобы быть
долгожданным…
Наш поцелуй
который рассказывал нам
анекдоты
и смеялся над самим собой…
Наш поцелуй
который мы отправили
в кругосветное путешествие
и вновь встретили
в объятиях…
Наш поцелуй
который пропал без вести
когда узнал
что мы разлюбили
друг друга…
Наш поцелуй
включен в энциклопедию!
Теперь о нем
можно прочитать
в статье
«Сухой лист
и его
практическое применение».
который мы изобрели
в тридцатиградусный мороз
чтобы хоть на мгновение
забыть о том
что не греют
батареи
центрального отопления…
Наш поцелуй
который засыпал
у нас на губах
чтобы проснуться
у нас на груди…
Наш поцелуй
который никогда не спешил
чтобы быть
долгожданным…
Наш поцелуй
который рассказывал нам
анекдоты
и смеялся над самим собой…
Наш поцелуй
который мы отправили
в кругосветное путешествие
и вновь встретили
в объятиях…
Наш поцелуй
который пропал без вести
когда узнал
что мы разлюбили
друг друга…
Наш поцелуй
включен в энциклопедию!
Теперь о нем
можно прочитать
в статье
«Сухой лист
и его
практическое применение».
* * *
У истории,
которая движется
вспять,
есть
сослагательное наклонение!
А вот памяти
уже нет...
которая движется
вспять,
есть
сослагательное наклонение!
А вот памяти
уже нет...
* * *
Многие
и не заметили,
что гамлетовский вопрос
превратился
в риторический.
и не заметили,
что гамлетовский вопрос
превратился
в риторический.
* * *
От небытия
до незачатия ––
один шаг.
От бытия
до зачатия ––
гораздо больше.
до незачатия ––
один шаг.
От бытия
до зачатия ––
гораздо больше.
* * *
Скучно,
но не страшно.
Именно это
и пугает.
Страшно,
но не скучно.
Это пугает
еще больше.
но не страшно.
Именно это
и пугает.
Страшно,
но не скучно.
Это пугает
еще больше.
* * *
И природа
тоже порою
выкидывает коленца:
вот, например,
куст малины,
возомнивший себя
двадцатиметровой
сосной!
тоже порою
выкидывает коленца:
вот, например,
куст малины,
возомнивший себя
двадцатиметровой
сосной!
* * *
Близнецам
не надо
бояться двойников.
Им надо
опасаться
друг друга.
не надо
бояться двойников.
Им надо
опасаться
друг друга.
* * *
Он
коллекционировал
только те нимбы,
которые никогда
не сияли
над головами святых.
коллекционировал
только те нимбы,
которые никогда
не сияли
над головами святых.
ATTENTION!
Музей простых вещей
закрывается
на тотальную инвентаризацию
из-за того,
что очень многие
простые вещи
с течением времени
становятся
очень сложными.
закрывается
на тотальную инвентаризацию
из-за того,
что очень многие
простые вещи
с течением времени
становятся
очень сложными.
* * *
— Господин Поэт,
скажите, пожалуйста,
кто живет
в вашем воздушном замке?
— Мои метафоры.
Точнее говоря,
полчища моих метафор.
– А где же тогда
обитают ваши
уже законченные стихи?
— Они работают прислугой
в этом же замке.
И, кстати говоря,
не жалуются.
— То есть получается,
что метафоры,
которые еще не попали
в ваши стихи,
для вас важнее
уже завершенных текстов?
— Совершенно верно!
Строительный материал поэзии
я ценю выше
уже готовых изделий.
скажите, пожалуйста,
кто живет
в вашем воздушном замке?
— Мои метафоры.
Точнее говоря,
полчища моих метафор.
– А где же тогда
обитают ваши
уже законченные стихи?
— Они работают прислугой
в этом же замке.
И, кстати говоря,
не жалуются.
— То есть получается,
что метафоры,
которые еще не попали
в ваши стихи,
для вас важнее
уже завершенных текстов?
— Совершенно верно!
Строительный материал поэзии
я ценю выше
уже готовых изделий.
* * *
К чуду
невозможно
приспособиться.
Поэтому
конформистам
чудеса не нужны.
невозможно
приспособиться.
Поэтому
конформистам
чудеса не нужны.
* * *
Кто должен
осмыслить
твое молчание?
Неужели
ты сам?
осмыслить
твое молчание?
Неужели
ты сам?
* * *
А есть ли
такие слова,
которые уводят
наши мысли
в сторону
от истины?
Или это дело
рук и ног
господина Синтаксиса?
Это именно он
норовит
подставить подножку
всем
плавно текущим
высказываниям.
такие слова,
которые уводят
наши мысли
в сторону
от истины?
Или это дело
рук и ног
господина Синтаксиса?
Это именно он
норовит
подставить подножку
всем
плавно текущим
высказываниям.
* * *
Наша цивилизация
пошла бы
совершенно другим путем,
если бы Бога из головы
не поменяли
на Бога из машины
(Deus ex machina)
пошла бы
совершенно другим путем,
если бы Бога из головы
не поменяли
на Бога из машины
(Deus ex machina)
* * *
Автопортрет — это окно,
которое открывается
в мой собственный мир.
И не закрывается,
если уж открылось.
которое открывается
в мой собственный мир.
И не закрывается,
если уж открылось.
* * *
Он не волшебник.
Он просто
биограф чуда.
Он просто
биограф чуда.
* * *
— Хотите
я вот прямо сейчас
сфотографирую вас
в зеркале?
— Не получится....
— Почему?
— С сегодняшнего дня
я почему-то перестал
отражаться в витринах
и зеркалах...
— А какой сегодня день?
— Сегодня — мой день рождения!
–– Ну, тогда я
поздравляю
вас
с исчезновением!
я вот прямо сейчас
сфотографирую вас
в зеркале?
— Не получится....
— Почему?
— С сегодняшнего дня
я почему-то перестал
отражаться в витринах
и зеркалах...
— А какой сегодня день?
— Сегодня — мой день рождения!
–– Ну, тогда я
поздравляю
вас
с исчезновением!
* * *
Сон — это дом
с привидениями,
одно из которых
ты сам.
с привидениями,
одно из которых
ты сам.
* * *
Почему секунда
не борется
за свое право
быть минутой?
Неужели
ей и так
хорошо?
не борется
за свое право
быть минутой?
Неужели
ей и так
хорошо?
* * *
Работал над ошибками
пять,
десять,
пятнадцать,
двадцать...
сто,
сто пятьдесят лет…
Кто дольше?
пять,
десять,
пятнадцать,
двадцать...
сто,
сто пятьдесят лет…
Кто дольше?
* * *
— Метафорам нежности
я предпочитаю
метафоры страсти.
— А меня в последнее время
радуют только метафоры
Страшного суда.
— А разве есть такие?
— Метафоры есть,
а самого суда
все нет и нет...
я предпочитаю
метафоры страсти.
— А меня в последнее время
радуют только метафоры
Страшного суда.
— А разве есть такие?
— Метафоры есть,
а самого суда
все нет и нет...
* * *
Кто формирует
общественное мнение природы?
Люди или звери?
Дельфины или осьминоги?
Соловьи или розы?
общественное мнение природы?
Люди или звери?
Дельфины или осьминоги?
Соловьи или розы?
* * *
Ты играешь словами
складываешь их
в столбики
переворачиваешь
с ног
на голову
рассказываешь им
сказки
сообщаешь
последние новости
Все
кто слышит тебя
смеются
и замирают
от страха
Но ничего
кроме юмора
я в твоей игре
не нахожу
складываешь их
в столбики
переворачиваешь
с ног
на голову
рассказываешь им
сказки
сообщаешь
последние новости
Все
кто слышит тебя
смеются
и замирают
от страха
Но ничего
кроме юмора
я в твоей игре
не нахожу
* * *
Неужели садовник
любит все растения
одинаково?
Да,
но любуется ими
по-разному.
любит все растения
одинаково?
Да,
но любуется ими
по-разному.
* * *
Одного,
очень симпатичного,
Нарцисса
пригласили играть
все главные роли
в театре одного актера.
Нарцисс
отказался,
объяснив
свое решение тем,
что он не нуждается
ни в каком
общественном резонансе.
очень симпатичного,
Нарцисса
пригласили играть
все главные роли
в театре одного актера.
Нарцисс
отказался,
объяснив
свое решение тем,
что он не нуждается
ни в каком
общественном резонансе.
* * *
Многие вещи
живут воспоминаниями
о своем первом владельце.
Только не надо
их об этом
спрашивать!
живут воспоминаниями
о своем первом владельце.
Только не надо
их об этом
спрашивать!
ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА
Я наблюдаю
за вами
со стороны.
Со стороны тех,
кто уже давно
близорук.
А теперь
еще
и слеп.
за вами
со стороны.
Со стороны тех,
кто уже давно
близорук.
А теперь
еще
и слеп.
* * *
Не говори мне,
кто твой друг,
и я не скажу тебе,
кто твой друг...
кто твой друг,
и я не скажу тебе,
кто твой друг...
* * *
Она воображает себя
героиней
эпистолярного романа,
а сама умеет
строчить
только эсэмэски.
героиней
эпистолярного романа,
а сама умеет
строчить
только эсэмэски.
* * *
Ваше постоянное место работы?
Вавилонская башня.
И кем вы там работаете?
Каменщиком?
Нет, логопедом!
Вавилонская башня.
И кем вы там работаете?
Каменщиком?
Нет, логопедом!
* * *
От тебя
осталась капля —
она уже высохла.
Крошка — ее сдуло
ветром.
И точка.
Она поставлена
в конце нашего романа.
До сих пор стоит,
не шелохнувшись.
осталась капля —
она уже высохла.
Крошка — ее сдуло
ветром.
И точка.
Она поставлена
в конце нашего романа.
До сих пор стоит,
не шелохнувшись.
* * *
Чтобы научиться
хорошо смеяться последним,
надо начать с плача.
Или даже с рева.
хорошо смеяться последним,
надо начать с плача.
Или даже с рева.
URBI ET ORBI
Ивану Ахметьеву
Городу и миру
поровну:
мира
и
города
поровну:
мира
и
города
Михаил Кузьмин — поэт, журналист, художественный критик. Автор книг «Дом, отапливаемый утопиями», «Дневные листья — ночные корни», «О. поэтах. и. о. поэзии», «Летопись молчания», «Я жалуюсь на свое воображение» (Mi lamento della mia immaginazione — билингва), «Расстояние между галактиками» (Galaksien välisestä etäisyydestä — билингва). Живет в Санкт-Петербурге.