Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ЛЁТНАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ

…И опыт — сын ошибок трудных,
И гений — парадоксов внук.

Свет падает, откуда хочет.
                                         Гойя


ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ


Пейзаж с архитектурными элементами в стиле параметризма. Высокая белая башня с причудливым каркасом и круговой остеклённой галереей наверху. На крыше — посадочная площадка, на которую то и дело приземляются и откуда совершают взлёт летательные аппараты различных модификаций (напоминают дирижабли, самолёты, вертолёты, воздушные шары, змеи и парапланы; некоторые ничего из этого не напоминают). Рядом приземляются два аппарата. Из них выходят и спускаются с крыши двое учеников – вернее, учениц, которые приветствуют друг друга и ещё какое-то время разговаривают, подойдя к смотровой площадке.

Татьяна:
Ах, Ольга! Знать она сильна,
Что крутится луна,
Когда штурвал вертится центрифугой!
Абстракция, похожая на фугу,
На холст должна быть перенесена
Скорее мной. Тоннель из облаков,
Смешные домики и люди с телескопом —
Я, будто Марк Шагал, под микроскопом
Вселенную рассматривать готов!

Ольга:
Опять в мужском ты роде!

Татьяна:
Вроде
Ещё не запретили о
Мужчинах говорить. Им только быть нельзя здесь.

Ольга:
У многих женщин вызывает зависть
Число художников великих без того.

Татьяна:
Не у меня. Сегодня я видала пески песков и звёзды звёзд! К работе!
А ты, сестра, что видела в полёте?

Ольга:
Да ничего… Ужасный ветер помешал.

Татьяна:
Ах, как ты, Оленька, собою хороша!

Ольга:
Хоть причесать бы волосы чуть-чуть,
Да нет зеркал, беда.
На плоскости отсутствует вода,
Лишь бурные потоки с гор бегут,
Не в силах отразить лица вполне —
Чтоб чёткость черт превысила Мане.
Посуда, мебель — глянца нет на них,
Нет штор на окнах, чтобы свет искусственный
Не заслонил от многих свет искусства.
Дневное освещенье — лучший штрих
К любой картине. Что ж, художник рад,
Что выгонят за фотоаппарат…

Татьяна:
То допинг, брат сестра! А это не спортивно.
День длинен световой, а ночью надо спать.
Ты хороша — и можешь это знать.
Когда есть знанье, виденье наивно.

Ольга:
Уж стажировка длится столько лет,
Что сбит инстинкт писать автопортрет.

Татьяна:
Так много здесь достойных подражанья
Чудес, красот, которым нет имён,
Что кисти человеческой дрожанье
И сам художник вечности вменён,
Что жанров не хватает для созданья
Того, чем всякий занят и пленён.

Там, в мире том, художнику, чтоб жить —
Изъять детали, ветви опилить,
Сор убирать и пьяных рисовать
В пейзажах, чтобы меру соблюдать.
Здесь всё на месте. Ноты как скульптуры.
Любая рама не вместит натуры.

Природа — сфинкс, а сфинкс — архитектура!

Ольга:
Ты говоришь, что рама не вместит.
Опять она в глазу моём блестит!
Видоискатель — вечный спутник наш,
Единственный дозатор высшей меры…
Как воздух, разум или карандаш.
Нас учат знать предел небесной сферы,
Пейзажа с рощей, облака в лучах
Вечернего приветливого солнца…

Татьяна:
Не жадничай. То вечность на плечах
Лежит и композицией зовётся.
Она от века нам дана в друзья,
И без — ничто нарисовать нельзя,
Вернее, ничего нельзя закончить.
Так и умрёшь, экватор обойдя,
Когда несёшься, цели не найдя,
И в зеркало врезаешься всё звонче.

Ольга:
Ты помнишь зеркала?

Татьяна:
К чему? Вотще.
Живи, не знай морщин, не знай прыщей!
Приятно разве нимфы ожидать
Искомой в отражении знакомом —
Директоршу взамен ей увидать,
Седую и с пикассоглазым взором —
Мунк на мосту веков и жизни мгла…

Ольга:
Ведь и она красавицей была…

Когда в лабораторию пройдёт,
Блестя своим тяжёлым чемоданом,
Не по себе становится. Замкнёт
Ключом большой дубовый кабинет,
И слышится вращение планет,
Полёт метеоритов над вулканом…
Что в чемодане?

Татьяна:
Зеркало она
Одно хранит, быть может. Письмена
Её лица читает в свете моды
Автопортрета звонкое стекло.
И громко плачет злое ремесло
Пред молчаливым гением природы.

Ольга:
А может быть, она, закрывшись там,
Великое рисует — и стирает,
И зеркала специально запрещает,
Чтоб вновь явились Ева и Адам —
Нарцисс и Эхо, и остались вечно
Мы здесь, в саду, и не было греха,
Чтоб стаду вечно слушать пастуха
Святые и пронзительные речи…

Татьяна:
Себя не знать — но для чего роптать,
Раз я могу тебя нарисовать?
Иным не позавидуешь пиитам,
Которым в компаньоны по перу
Достались ныне, в летнюю жару
Психеи с рубенсовским целлюлитом!

Ольга:
Как знать? Ведь мы не видели других.
Девичий смех, их шёпот, песни их –
И только. В одиночестве бредём,
Или к обеду – каждый раз вдвоём…
Работы много, не пристало нам
Зевать или смотреть по сторонам.
Каникулы закончатся быстрей,
Чем три батальных сцены здесь напишешь…
Ты говоришь, мечтаешь, видишь, слышишь,
А время высветляет акварель.
Тускнеют краски. Вырванное с корнем
Болит в мозгу, и память ворошит
Эскизы, о которых мозг не помнит.

Татьяна:
Здесь, видимо, и дольше можно жить,
И нам на это дан талант и случай.

Ольга:
Пойду пройдусь. Хоть ты меня не мучай!


ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ


В комнате-галерее на самом верху башни стоит перед мольбертом Татьяна и рисует натюрморт, за её спиной — Директорша внимательно наблюдает за процессом и изредка вставляет замечания, но в работу не вмешивается, как иные учителя рисования, которые любят шутить, что на выставке под картиной нужно указывать две фамилии. Директорша, скорее, как Брюллов: ей психологически проще ранним утром пробраться в чужую мастерскую и самой исправить картину, пока автор спит. Естественно, в сугубо воспитательных целях.

Татьяна:
Немного взять похолоднее тон…
Но вот уже цветок, а не бутон!
Сменился свет, я опоздала снова.

Директорша:
Нет, отчего ж. Ты, думаю, готова.
Теперь возьми стеклянный свой мольберт
И Ольги напиши портрет.

Татьяна:
С натуры?

Директорша:
Нет.

Татьяна:
А почему?

Директорша:
Секрет.


ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ


В комнате-галерее стоит перед мольбертом Ольга и рассматривает портрет. Директорша стоит у неё за спиной и терпеливо ждёт оценки, но не вставляет никакого комментария.

Ольга:
Какой мазок! Прозрачен, весь в полёте!
Как ровен тон, точна фактура как!
Как будто со времён Буонаротти
Минуты промелькнули — не века…
Но как могла она, иным увлечена…
Кто эта девушка? Как будто бы она —
И не она. Не понимаю, нет…

Директорша:
Иди, возьми мольберт и смой портрет.

Ольга:
Что вы сказали? Нет!

Директорша (настойчиво):
Иди скорей к воде и смой портрет.

Ольга:
Но почему?

Директорша:
В ответ.


ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЁРТОЕ


К садовому ручью под покровом сумерек осторожно пробирается Ольга. Она думает о том, как объяснит Татьяне, куда подевалась её работа. В голову ничего не приходит. Вокруг ручья почему-то разбросаны битые стёкла, и Ольга вскрикивает, случайно поранившись. Но всё тихо. Непривычно тихо. Подойдя к ручью, Ольга замечает, что вода в нём, обычно бурная, разлилась почти ровным зеркалом. Нечаянно девушка замечает в ручье своё отражение и вскрикивает ещё раз. Потом снова смотрит то в отражение, то на картину.

Ольга:
Но что со мной? Мерещится ли мне?
Неужто я в чужом автопортрете?
И сколько лет прошло в чужой стране,
А может быть, и на чужой планете?
Узнаю всё! Скорей картину смыть,
Стекло замазать чёрным и вглядеться!
Но внешность или память изменить —
Всё может время. Быть или не быть!

Готова смыть краску водой из ручья.

Нет, не могу. Не позволяет сердце
И глаз. Пускай ослушаюсь я, но
Должны узнать мы правду всё равно.
Пусть не увижу нынче облик свой —
Но сохраню картину. Кто со мной?

Внезапно из темноты:
Я! Я…


ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ


Ольга ходит мимо стен в галерее-мастерской, где развешаны портреты.

Ольга:
Как хороши! И как они различны.
Лишь взгляд как будто девушки одной…
У этой очень руки необычны,
Та высока, а та дурна собой —
Квадратна, кубатурна, сюрреальна!
Вот волосы зелёные. А та
Стара как мир и, как доска, проста.
А эта вычерчена идеально!
Изогнута, как в норке у крота,
Лежит, напоминает Модильяни…
А вот квадрат и точки вместо рта!

Мадонна в небе, фурия в аду!
Татьяна, посмотри сюда скорее!
Но нет её, и пусто в галерее.
Наверное, рисует там, в саду.

За окном по неестественно выгнутой траектории проносится алый самолёт и уходит куда-то вверх. Внезапный удар, взрыв, звон разбивающихся окон. Башня страшно вздрагивает и начинает заваливаться на правый бок. Ольга падает и катится по полу в попытке ухватиться за что-либо. В дверях появляется Директорша.

Ольга (кричит):
Что это? Что случилось? Кто посмел?

Директорша:
Спокойно, Ольга. Ленский прилетел.
Вверху пожар. Огонь идёт сюда.
Цветная нам сейчас нужна вода.
Беги к ручью — и не жалей цветы —
В котором ту картину смыла ты.
Но что ж ты замерла?

Директорша удивлённо смотрит на Ольгу, потом оглядывается по сторонам, видит перед собой картины и застывает в изумлении.

Ольга:
Я не смогла…

Башня особенно сильно шатается. С пололка начинают падать доски, трещат балки.

Директорша:
Знать, разума безумству не дано…
Теперь они погибнут всё равно.
Что ж. Чемодан бери и вниз беги.
Чтобы твоей здесь не было ноги!
(Кидает Ольге чемодан. Та, задыхаясь, вырывается на винтовую лестницу и бежит с чемоданом вниз. Галерею охватывает пламя.)


ДЕЙСТВИЕ ШЕСТОЕ


Темно, как ночью. Всё чёрно-белое от падающего с неба пепла. Башня разрушена. Среди клочков, обломков, переломанных веток лежит Ольга, крепко сжимая ручку чемодана. Она медленно приходит в себя, поднимается, озирается по сторонам. Зовёт, никто не откликается.

Ольга:
Здесь никого? Я будто речь слыхала…
Подруги где мои, учителя?
Совсем одна бесплодная земля,
Которая под ноги мне упала.
Неужто только я, да чемодан,
Уже не нужный и уже не важный?
Неужто сон, туман, пожар, обман,
И холст земной был фантиком бумажным,
А?

В волнении вскакивает, пытается открыть чемодан, он поддаётся. На землю, в пепел падает маленькое зеркальце.

Ольга (хватая зеркальце и вглядываясь):
Матушка, директорша! Вы здесь?
(Цепенеет, садится на землю.)
Ах, что же я… Ведь это я и есть?


ДЕЙСТВИЕ СЕДЬМОЕ


Пейзаж с архитектурными элементами в стиле неопараметризма. Высокая белая башня с причудливым каркасом и круговой остеклённой галереей наверху. На крыше — посадочная площадка; приземляются и взлётают причудливые летательные аппараты. Две девочки разговаривают на смотровой площадке. Смех и голоса. Поднимается Директорша и останавливается у края.

Директорша:
Искусство — мир, а живопись — полёт.
Стареет старость. Юное растёт.
Стиль хочет жить, убив автопортрет,
Но тот, кто смотрит сверху, видит больше.
Мгновенно всё, но нечто длится дольше
Всей памяти необозримых лет…
Когда есть знанье, видеть — искушенье,
Но подтверждают знание глаза,
И ослушанье грянет, как крушенье,
Как дикая и славная гроза.
У гения последствие — зола,
А у золы призвание — круженье… (Смотрит в небо)
Ах, Ленский, Ленский… Все мы зеркала
И, может быть, плоды воображенья.
Никто не смотрит — нет и отраженья.
Должны смотреть в меня, чтоб я была.