Олег Филипенко. Стихотворения «Пьета»
М.: «Вест-Консалтинг», 2022
М.: «Вест-Консалтинг», 2022
Настоящий сборник стихотворений Олега Филипенко — итог его сорокалетнего творчества. В книгу вошли четыреста стихотворений, первое из которых датируется 1980‑м годом. Человеческий опыт, передающийся в процессе литературной коммуникации, порождает запоминающуюся систему образов. Фольклорные интонации, близость к разговорной речи соседствует в этих стихотворениях со сложными философскими вопросами, образуя особенный художественный мир.
«Пьета» — в переводе с итальянского означает «сострадание», «сочувствие». Человеческие качеств автора открываются перед нами с первых же строк, с юношеской тетради. Вот, например, трогательный верлибр, написанный в далеком 1987 году:
«Пьета» — в переводе с итальянского означает «сострадание», «сочувствие». Человеческие качеств автора открываются перед нами с первых же строк, с юношеской тетради. Вот, например, трогательный верлибр, написанный в далеком 1987 году:
я слышу звуки человеческого сердца
берущего верхние ноты
вздрагиваю
плачу вместе с ним
и ничего не могу поделать
ничего с чужими сердцами
которые
вряд ли доживают до ноты ми
берущего верхние ноты
вздрагиваю
плачу вместе с ним
и ничего не могу поделать
ничего с чужими сердцами
которые
вряд ли доживают до ноты ми
Во всех уровнях художественного целого отражается человечность автора. Хороший перед нами человек, цельный. Авторская индивидуальность и то, что литературоведы называют «лирический герой», у Олега Филипенко неразделимы. Он ничего не выдумывает. Это хорошо заметно читателю и было сформулировано Кириллом Ковальджи, который высоко оценил нерасторжимость человеческого и художественного в авторе: «…так называемый "лирический герой" совпал с данным живым человеком со всеми его плюсами и минусами»:
а когда я люблю женщину мне хочется верить
что сердце вырвавшееся из горла
и спрятавшееся за горизонт
так безрассудно
не только потому что она красивая
что сердце вырвавшееся из горла
и спрятавшееся за горизонт
так безрассудно
не только потому что она красивая
Гуманно звучит, не правда ли? Внешность, конечно, важна, когда нужно привлечь внимание, очаровать другого. Заинтересованность — начало влюбленности. Но влюбленность — это еще не любовь, это первый шаг к ней. Удивительно, что в наше время поэт рассуждает на эту тему деликатно, не смакуя пикантных подробностей. Тема-то непростая, не каждый, даже умудренный опытом человек, отличит «солнечный удар» от настоящего чувства, по крайней мере, в начале отношений. Между тем, распознать начало любви возможно, если внимательно к себе прислушиваться, как это делает лирический герой Олега Филипенко. Любовь стабильна. Она не уходит и не уменьшается из-за мелких разногласий, не лопается, как мыльный пузырь, при первых проблемах.
А еще бывает так, что человек долго-долго один, и грустно ему, и мается, а вышел погулять — и прошел мимо кто-то счастливый и влюбленный. Ну вот как тут не позавидовать?.. И лирическому герою Олега Филипенко ничто человеческое не чуждо. Но его спасает честная рефлексия. Надо отдать должное автору. Девочке, сидящей у моря и поющей о своей радости, он, в итоге, желает всего наилучшего, понимая, отчего всколыхнулась в сердце зависть:
А еще бывает так, что человек долго-долго один, и грустно ему, и мается, а вышел погулять — и прошел мимо кто-то счастливый и влюбленный. Ну вот как тут не позавидовать?.. И лирическому герою Олега Филипенко ничто человеческое не чуждо. Но его спасает честная рефлексия. Надо отдать должное автору. Девочке, сидящей у моря и поющей о своей радости, он, в итоге, желает всего наилучшего, понимая, отчего всколыхнулась в сердце зависть:
Но я желал ей счастья и любви,
потому что самому этого очень не хватало,
и вот я шел дальше и думал,
что юность прошла, а у девочки все впереди.
потому что самому этого очень не хватало,
и вот я шел дальше и думал,
что юность прошла, а у девочки все впереди.
Чем ближе к эпилогу, тем чаще всплывает тема утомления от жизненных тягот, однако большой трагедии по этому поводу автор не испытывает. В стихах Олега Филипенко мы находим смирение с неизбежным: человек бывает слаб, что поделаешь… Стихотворение «перестроечного» периода недвусмысленно дает понять, что «есть еще порох в пороховницах», а тяжесть пережитых разочарований — отнюдь не повод обозлиться на мироздание:
Ах, опыт — тяжкая обуза!
Ах, люди… полно упрекать.
Мы их прощаем, правда, муза?
На них не стоит уповать…
Ах, люди… полно упрекать.
Мы их прощаем, правда, муза?
На них не стоит уповать…
Совершенно верно. Когда человек надеется на других, он не только не доверяет Богу, он и на себя-то положиться толком не может. Судьбу привыкшего уповать на людей описывает пророк Иеремия: «Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой» (Иеремия 17:6). Олег Филипенко развивает эту тему как бы шутя, с ощутимой долей снисходительности. Некое юродство, игра, свойственная автору, позволяет ему производить парадоксальные смыслы как бы из ничего. Так, обращаясь к плачущему ребенку, он напутствует нас с вами: времени у нас осталось гораздо меньше, чем мы воображаем. Да и малец-то разревелся из-за пустяка. Пространство и время внезапно распахиваются, и мы проваливаемся в пугающее осознание конечности жизни:
Я не плакал лет уж тридцать
или, может, двадцать пять.
А тебе еще жениться,
а потом и умирать.
или, может, двадцать пять.
А тебе еще жениться,
а потом и умирать.
Правда, что ли не плакал? Так мы и поверили… Прямота этого высказывания вкупе с очевидным преувеличением ломает читательский стереотип: плачущего утешь. Да как так-то?.. Да это ж ребенок, а вы тут ему, уважаемый автор, про высшие материи… но под конец стихотворения проникаешься сочувствием к говорящему столь жестко «железному дяде»:
Посмотри, как кружит птица
по осеннему двору.
Я не плакал лет уж тридцать.
Впрочем, может быть, и вру…
по осеннему двору.
Я не плакал лет уж тридцать.
Впрочем, может быть, и вру…
Просто слез его никто не видел. А что скрыто от посторонних, то как бы не существует. И все стихи в этой книге такие — пробуждают сострадание то к автору, то к персонажам, которых он описывает. Недаром сборник называется «Пьета» — по имени знаменитой скульптурной композиции, в которой Дева Мария оплакивает распятого Сына. Книга Олега Филипенко подсказывает нам: что бы вы в жизни ни сделали, главное — стало ли кому-то после этого светлее или нет.
Ольга ЕФИМОВА