Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Александр БАЛТИН


БАЛ БАЛТИНА МАЗЬ АЗАЗЕЛЛО

СИБИРСКАЯ СИЛА СЛОВА НИКОЛАЯ ЕРЁМИНА


Сибирь недаром и рифмуется, и ассоциируется с ширью: неохватность просторов, прокалённых морозом, и такие же характеры людей, мужавших в крае, чья ласка есть суровость…
Н. Ерёмин – из породы таких: творцов-сибиряков: по-хорошему неуёмный, уверенный в своей правоте, и – в силе данного ему слова.

Последняя уверенность очевидно подтверждается практикой: поэзией Ерёмина: характерной, - ни с кем не спутаешь.
Вселенная, запущенная Ерёминым, пространна и многообразна; чего только не включено в оную: щёлкающий, сверкающий, переливающийся оттенками на солнце духа юмор, едкая – а порою добрая - ирония, метафизика, гораздая рядиться в одежды и того, и
другой, обращения к многочисленным друзьям: своеобразные переклички поэтов, и не только; реминисценции, ассоциации…

Всё-всё-всё…

Высоко взлетают качели Ерёмина, а то, что опускаясь, суждено им коснуться низины – так дальше опять взлёт.

Итак – "Сила слова": магическая, вечная, обладающая такой тайной, о которой люди только догадываются:

Магическая сила слова –
Души моей первооснова –
Командуй, Муза! Даль светла.

Мои слова – мои дела.

Пегас кусает удила
И ржёт – ему не всё равно,
Что на душе моей темно...

И – хотя и души первооснова, но – нельзя же забывать про иронию: единственное, в конечном счёте, средство примириться с окружающей действительностью, противоречащей поэзии всем набором современности, поэтому: Пегас кусает удила…

…кусает, готовясь к дальнейшим воспарениям.

Последние длятся у поэта из стихотворение в другое, из созвучия в созвучие: какие словно славно перемигиваются, совершая открытия, - иными горазды поделиться, другие – удержат при себе…
Особое – и такое естественное отношение к собственным стихам: вернее – с собственными стихами:

Я мало стал бывать на солнце...
Увы,
Всё больше на луне...

Стихи –
Откуда что берётся? –
Как тени лунные во мне

И вне –
Живут, меня храня
При свете солнечного дня...

Характерна и амбивалентность сознания: всё двойственно, ничего не скажешь так, чтобы не было отблеска, отзвука.
Можно прогуляться по "Сонетному лесу" и испить "Нектар" - и тот, и другой в исполнение Ерёмина принесут успокоительные эмоции.
В его поэзии есть вообще неуловимое нечто: примиряющее с явью: в предложенном варианте: и с этой точки зрения Ерёмина можно назвать "терапевтическим поэтом".
И – чрезвычайно изобретательным: проект его "Миражисты", вылившийся во многие альманахи, свидетельствует о том, как звонка была нанесена пощёчина общественной безвкусице.
Что и планировалось.
Миражи двоятся, множатся, троятся, но верёвочно-закрученные стихи продолжают прободать реальность, повествуя ей о ней же.
Тонкая игра (скань приходит на ум: не зримая, с идеями, словесная) – с культурными знаками и символическими фигурами:

- Я – памятник для тех, кто помнит всё,
Тем более – для тех,
Кто ничего не помнит! –
Монахову и мне сказал, шутя, Басё…
И был - в один момент –
Прекрасно понят…
И мы его на русский
Из дали
С японского, шутя, перевели…

Кажется, Ерёмин окружён благодатной гирляндой друзей: со всеми связанный различными посвящениями, тоже часто исполняемыми в юмористическом контексте.
И вместе – Ерёмин предельно всерьёз, как бы ни приглушал игривой интонацией ужас жизни:

Жить, увы, нелегко…
От зари до зари
То сбежит молоко…
То сгорят сухари…
То подружка взбрыкнёт –
От ворот поворот –
И по первому снегу
К соседу уйдёт…
Так, В чём мать родила…
Вот какие дела!
А тут ещё по телеку:
Бубнит со всех сторон
Вгоняющий в истерику
Вопрос на миллион:

Кто сказал?
Социализм –
Это советская власть
Плюс электрификация всей страны.

И кто скажет,
Что означает:
Виртуальная власть
Плюс вакцинация всей страны?

Ведь если убрать игровой элемент – останется кошмарная панорама.
И в ней – живыми – или тенями миражей – пребываем мы.
Все.
Пребывает и поэт Николай Ерёмин, создавая – с использованием силы слова – своеобразнейшую литературную вселенную.

Александр Балтин

Вот сибирская ссылка https://stihi.ru/2022/02/02/3218
По ней можно прочитать и скачать книгу СИЛА СЛОВА


СЕНСАЦИЯ № 10 от Александра БАЛТИНА
Обзор альманаха "По морям, по волнам"
(проект Николая Ерёмина "Миражисты")


Лупоглазая стрекоза парит, а… Христос шествует по водам… Нет сомнений, ему понятен и своеобразный язык стрекоз… Таковы две – из нескольких иллюстраций, предваряющих содержание альманаха "По морям, по волнам", составленного и выпущенного Николаем Ерёминым; и именно они хорошо гармонируют с богатым наполнением альманаха: высоты можно открыть в разном. Это прекрасно демонстрирует Константин Кедров-Челищев, в стихах представляя гроздья идей:

Википедия вот трагедия
Мол советский я был поэт
Никогда я не был советским
И не буду вовек советским
Это исповедь и ответ

С наивностию детской
В ответ пророк прорек
О нет я не советский
Я просто человек

Рваный ритм как нельзя лучше соответствует разбросу ощущений и мыслей, всегда составляющих векторную основу поэзии Кедрова-Челищева. Может ли поэзия быть формой религии? Почему бы и нет – коли сама она – от высот безмерности; но у Кедрова-Челищева своя оптика на этот счёт:

Моя религия - верлибрия
А тоника - силлаботоника
Я в чашечке цветка колибри я
Источник чистого источника

Добытчик чистого нектара
Из нежных недр бутонов розы
Играй в литавры Лиотара
Творец поэзии и прозы

Льётся и играет звук, плетётся орнамент мысли… Поэзия Николая Ерёмина индивидуальна: ни с кем не спутаешь:

У поэта поехала крыша -
И её
Тут же вдаль унесло...
И сомкнулись в бетонную нишу
Вдохновение
И ремесло.
Бюст из мрамора.
Вечность-гроза.
Не моргающие глаза.

Тесно поставленные слова организуют такой простор мысли! Он – жизненно-хрустальный, наполненный иронией, с мелькающими знаками, когда не молниями – метафизики. …Соль мудрости Евгения Степанова может отлиться в формы силлаботоники или белого стиха, или верлибра: будет интересно в равной мере, поскольку поэт, много видевший и много переживший, вывел свой корень квадратный бытия и разработал свой логарифм восприятия оного… В данном издании нет рифмованных стихов Евгения Степанова: есть краткие, не требующие рифм, формулы:

футболка на бельевой веревке
более защищена
чем жизнь человека

Эта поэзия обжигает глаза и сознание, проникая в самую сердцевину сердца.
Вова Рыжий представлен одним стихотворением, и мера его качества
соответствует высоким ощущениям, познанным поэтом:

Творчества медлителен паром,
Но не терпит на пути беспечности,
Тот, кто жизнь свою связал с пером,
Ненароком прикоснулся к вечности.

"Дверь" Александра Дудина открывается так, чтобы - через космос собственных ощущений - вспыхнули огни. кажется, Серебряного века:

О, старенькая дверь!..
Кого ты впустишь снова
В пространство бесприютности моей,
Где с таинством полночного покрова
Танцует сон средь призрачных теней?

...И есть в стихах Дудина своеобразная крылатость, жажда полёта - соединенные со своим ощущением России, они дают интересный результат:

Неси меня, мой дух крамольный,
Рубаху, ветер, паруси!
Хочу лететь, как ветер вольный
Над необъятностью Руси.

Длинное стихотворение Ильи Марсова, завершающее альманах, вполне оправдывает свой объём: произведение густо наполнено миром и ярко насыщено собственными ощущениями его:

Замутилась во хмелю твоя головушка...
Песней разлилась душа-соловушка...
И за горло вновь берёт отчаянье
Ходишь не в себе, как неприкаянный
А беда ползет, змея гремучая,
Следом завела тоска тягучая
Тут же затянуло горе горькое
Принесла гостей опять нелегкая...

Неутомимая деятельность красноярца Николая Ерёмина в качестве издателя, безусловно, заслуживает самых добрых слов.

Александр БАЛТИН
2022-01-31
Г Москваа