Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ПОЛИТИКИ. РАЗВЕДЧИКИ. ПИСАТЕЛИ. ЖУРНАЛИСТЫ


СТАЛИН, ПУТИН И ПИСАТЕЛИ

Сталин каких-то писателей сажал, а каким-то давал дачи и квартиры. Хорошие дачи и квартиры.
Путин писателей не замечает. Ну, провел несколько встреч, на том дело и закончилось.
Ни дач, ни квартир… Толстые журналы выходят крошечными тиражами…
И что в итоге? О Сталине осталась масштабная панегирическая литература, в которой отметились все самые известные поэты: Пастернак и Твардовский, Ахматова и Евтушенко… А какие стихи останутся о Путине? Только злобные стихи Димы Быкова.
И настроения в обществе все хуже и хуже.
Пиарщики Путина — предельно недальновидные люди.



ЕЛЬЦИН

I


Это происходило более тридцати лет назад, когда я учился на отделении журналистики ВКШ при ЦК ВЛКСМ.
Кстати говоря, заведовал кафедрой в то время Геннадий Николаевич Селёзнев (он потом был спикером Государственной Думы).
Времена в Школе царили веселые, весьма раскрепощенные… Наш геройский комсорг Юра Раптанов (удивительно похожий на Че Гевару) то и дело устраивал различные интересные акции.
Однажды он пригласил к нам в Школу опального тогда Бориса Николаевича Ельцина.
И Ельцин приехал. И выступил.
Держался он очень бойко, отвечал на все вопросы. Освещал и «крамольные» стороны политической, околополитической жизни. Помню, например, последовал вопрос:
— Правда ли, что Михаил Сергеевич Горбачёв строит дачу в Крыму со взлетной площадкой?
Последовал — после профессиональной, театральной паузы! — ответ:
— Дача уже построена…



* * *


У Бориса Николаевича тогда установились теплые, дружеские отношения с редактором нашей институтской газеты «Комсомольская искра» Юлией Николаевной Вишневской. Она решила опубликовать фрагменты выступления Бориса Николаевича в ВКШ. А когда поехала к будущему президенту визировать этот текст, то по дружбе взяла и меня с собой.
И вот мы на Пушкинской улице, в здании ГОССТРОЯ СССР, где тогда работал Борис Николаевич. Его помощник провел нас в солидный, просторный кабинет. Ельцин галантно поцеловал ручку Юлии Николаевне. Мне протянул руку. И как-то пронзительно посмотрел на меня в упор. Потом начал расспрашивать. Кто, мол, такой? И откуда?
Я ответил:
— Москвич, раньше работал в музее Николая Островского, а также в школе.
Видимо, ответ Бориса Николаевича удовлетворил. И больше он у меня и у Юлии Николаевны ничего не спрашивал. Начал рассказывать сам. Разные невероятные, весьма грустные истории из своей жизни. Оказывается, Госбезопасность его постоянно тогда преследовала.
— Вот недавно сюда, в этот кабинет, — откровенничал Ельцин, — приходили люди из ГБ. Из сочувствующих мне. Они просили меня быть осторожнее. Оказывается, в ГБ изобрели такое оружие, которое может уничтожать людей на огромном расстоянии… И при этом не оставлять никаких следов. Вот, например, Вы едете в набитом троллейбусе — а где-то в далеком кабинете какой-нибудь секретный агент нажимает на кнопку — срабатывает дистанционное электронное оружие — и Вы убиты. Следов насильственного воздействия — нет. Сердце…
Я перепугался. Даже начал опасливо озираться по сторонам, как бы именно сейчас ужасная машина ГБ не пришла в действие. Слава Богу, обошлось.
Когда мы уже завершали беседу, Ельцин протянул Юлии Николаевне толстенную папку с бумагами:
— Здесь в с е мое выступление в ВКШ.
Я пошутил:
— Борис Николаевич, если сейчас эту папку бросить вниз — она не долетит.
Будущий президент рассмеялся.



II


А теперь другая история. Мне ее рассказал много лет назад писатель-«кукловед» Виктор Шендерович со слов журналиста Сергея Пархоменко.
1995 год. Президент Ельцин пережил первый инфаркт. Никакой официальной информации по этому поводу не было. Толпы журналистов дежурили у Центральной кремлевской больницы. Наконец-то дождались. Супруга президента Наина Иосифовна вышла от мужа из больницы.
Журналисты, окоченевшие от холода, подбежали к первой леди государства, начали задавать вопросы о состоянии здоровья Бориса Николаевича.
Наина Иосифовна в порыве искренней материнской нежности сказала: «Ребятки, не мерзните, идите домой!.. Завтра все прочтете в газетах…»
…Интересно, кто же, если не журналисты, пишут в средствах массовой информации?



III


Сейчас, когда прошло много лет, я думаю, что Ельцин не был самостоятельной фигурой. И вреда он стране принес больше, чем пользы. Россия стала меньше, население сократилось. Главные задачи правителя он не выполнил.

1988–2021



ПУТИН

Путин, как любая неглупая власть, создан из пластилина.
Какие мы — такой и Путин.



ПУТИН И ДЕМЕНТЬЕВ

Владимир Путин мне отчасти напоминает поэта Андрея Дементьева. В профессиональной среде над Дементьевым многие подтрунивают. А книги его в магазинах расходятся на ура. Как горячие пирожки. То есть народ его любит и признает.
Путина интеллигенция (значительная часть!) терпеть не может, однако он у власти уже много лет. Его ругают, критикуют, ненавидят, проклинают, подсиживают, а он все время у руля. У руля такой гигантской страны.
Я понимаю, что этот человек не самый великий оратор, не самый сильный экономист, не самый харизматичный лидер. Но почему-то (почему?) оказался востребованным именно такой. Не самый лучший. А самый подходящий для определенной ситуации.

2010



ПУТИН, ИЛИ НЕТ СМЫСЛА РУГАТЬСЯ

Нет смысла ругаться. Нужно понять, что делать. Путин, сохраняющий власть на последующие годы, сохраняет ее не только для себя. Он ее сохраняет в том числе и для так называемой оппозиции, которая совсем неплохо устроилась. Все эти Зюгановы, Явлинские и т. д. — часть путинской системы. Если бы было по-другому, они бы уже давно торчали в тюрьме. Как Ходорковский, или как — на Украине — Тимошенко. А если господа на свободе, значит они не оппозиция.
Итак, что же делать?
Во-первых, понять: Путин — это мы. Он нас, ленивых, инертных, вороватых, боящихся брать ответственность на себя потомков крепостных, устраивает. Не устраивал бы — давно бы власть изменилась.
Во-вторых, конечно, нужны новые лидеры оппозиции, иначе застой будет хуже брежневского.
В-третьих, надо использовать ту здоровую витальную энергию, которая еще есть в народе. В частности, максимально поддержать дачников, это огромный процент населения. Подвести к дачам газ, свет, канализацию. Дать возможность людям жить в домах, почувствовать себя хозяевами своей земли. Если этого не сделать, так и останемся рабами.

2011



ПУТИН И ПИСАТЕЛИ

По ТВ показали встречу Путина с писателями.
На встрече присутствовали: Маринина, Донцова, Устинова и т. д.
А при чем здесь писатели?
Кто здесь писатели?
Мне казалось, что писатели — это Распутин, Битов, Крупин, Есин, Попов, Кушнер, Кедров, Пелевин, Сорокин, Евтушенко, наконец.
Список могу продолжать и продолжать.
Но их на встрече с Путиным не оказалось.
На следующий день Веллер говорит по «Эху Москвы»: «Писатели работают лучше, чем политики».
Каких писателей он имеет ввиду? Авторов детективных и женских романов? Самого себя?
Неимоверная страна.

2011



МЕДВЕДЕВ

2011 год. Дмитрий Анатольевич Медведев приехал на мой родной Журфак.
Говорил о том, что он дал кому-то по зубам (видимо, Грузии), что мы кормим бывшие советские республики.
Почему мы их кормим — непонятно. Может быть, лучше собственных пенсионеров накормить?
Вообще, комментировать нашего президента в последнее время мне как-то неловко. Мне кажется, с ним что-то происходит. Может, помощь какая нужна? Он, видимо, сильно устал.



КАСТРО

Поэт Сергей Нырков, много лет проживший на Кубе, пригласил меня на встречу со своим другом Алехандро Кастро, сыном легендарного Фиделя. Собралось солидное общество. Но журналист он и в Африке журналист. Я начал задавать вопросы.
— А правда, что кубинские девушки для того, чтобы сигары были особенно ароматные, вставляют их в причинное место?
Кастро рассмеялся.
— Нет, это миф.
— А правда, что Кастро — это еврейская семья?
— Да, это так. Это никакая не тайна. Мы — сефарды, — ответил потомок знаменитого рода. — Есть в Гаване даже музей семьи Кастро… Но вообще-то мы, конечно, кубинцы. Плоть от плоти кубинского народа.
Больше я вопросов не задавал, чтобы меня не вывели под белы ручки.

2015



КАДДАФИ

Мне жалко Каддафи.
Ни о какой демократии никто не думает. Всем нужна нефть. Легкая и быстрая нефть.
А погибшего в бою человека нужно похоронить. Просто похоронить.
…Лучше в Ливии не будет.

2011



САРКОЗИ

Бывший президент Франции Николя Саркози сегодня (17.06.2016) по российскому ТВ говорил о том, что конфронтация между Россией и Западом бессмысленна. Он говорил о том, что у нас одна цивилизация, одни писатели… В странах Евросоюза вместе с Россией живет 600 миллионов человек, а людей азиатского происхождения, у которых, по мнению Саркози, другой менталитет, в мире 7 миллиардов.
Я согласен: конфронтация между Россией и Западом бессмысленна.
Интересно: прислушаются ли к Саркози на Западе?
В 2021 году Саркози посадили.



ПОПОВ

Гавриил Попов пишет в «МК» от 13 февраля 2011 года:
«Дележ собственности произвели с использованием шоковой терапии Гайдара, ваучеров Чубайса, залоговых аукционов. Народ был отстранен от дележа собственности».
А мы этого не знали. Забавно, что это пишет бывший мэр Москвы.
До этого о несправедливой приватизации говорил по ТВ Чубайс.
Я все жду, когда о неправильном дележе собственности заговорит Роман Абрамович.



ЧУБАЙС

1 октября 2019 года беседовал с А. Б. Чубайсом о… поэзии.
Встреча произошла почти случайно, на вечере чудесной Марины Тюриной Оберландер, книги которой я издаю многие годы.
Мы оказались с Анатолием Борисовичем в одном ряду. И Марина (родственница АБЧ) нас представила друг другу. Как тут было не воспользоваться случаем!
Я начал говорить АБЧ, что было бы полезно возродить премию «Поэт».
— По моему глубокому убеждению, — ответил АБЧ, — премия «Поэт» изжила себя. Великих поэтов нет, есть только хорошие стихотворения, поэтому мы и создали премию «Поэзия».
Я возразил, что бренд премии «Поэт» создан. И нерачительно его не использовать. Попросил отдать (или продать) эту премию Союзу писателей ХХI века, который я возглавляю много лет.
Чубайс сказал, что надо встретиться и все это спокойно обсудить.
— А с премией «Поэзия» теперь скандал, — продолжил беседу АБЧ.
— Вам не привыкать, — ответил я.
— Но я там не фигурирую, — улыбнулся АБЧ.
— Я все равно очень люблю премию «Поэт», — не унимался я и гнул, как старый комсомолец, свою линию. — Нобель тоже сейчас вроде бы изжил себя и даже дискредитирован, но бренд есть.
— Тут согласен, — видимо, окончательно устав от меня, сказал АБЧ. — Может быть, Вы вообще правы…
Увы, мы так и не встретились больше.
…Я по-прежнему готов к встрече. Премию «Поэт» обязательно надо вернуть к жизни. Нельзя так разбрасываться прекрасными проектами!

2020



МИНКИН

Александр Минкин в статье «Доверие ушло. И не вернется» («Московский Комсомолец», № 26164 от 15 февраля 2013 г.) пишет:

«Письма президенту
Г-н президент, хотелось бы вам помочь, но как бы не вышло еще хуже. Знаете, есть такие безмозглые врачи: удалят какую-нибудь родинку, а на этом месте начинает стремительно расти рак. Лучше бы человек и дальше жил с родимым пятном на морде, чем лежать в гробу с безупречным видом.
Вы часто говорите о борьбе с коррупцией, а она стремительно растет. Возникает впечатление, будто вы или не знаете, как с ней справиться, или боитесь резать. Да и легкое ли дело — отрезать голову; больной может этого не пережить.
Вы вносите в Думу какие-то антикоррупционные законы, обращаетесь к депутатам с антикоррупционными посланиями. Перед вами при этом очень богатые люди, по суммарному капиталу почти Давос. Только те миллионеры, которые в Давосе, они легальные, они налоги платят. А эти…
Недавно возник скандал: депутат продавал место в Думе за 7,5 миллиона евро. Посадят коррупционера или нет — увидим. Но очень важно, что из-за этой уголовщины стала известна цена мандата: 10 миллионов долларов.
Тот, кто покупает депутатский мандат, как мы с вами прекрасно понимаем, идет в Думу не для того, чтобы заботиться о благе народа. Он хочет извлечь выгоду, согласны?
Зарплата депутата приблизительно 5 тысяч долларов в месяц. Если покупатель мандата рассчитывает только на зарплату, то его расходы окупятся за 166 лет.
Но в реальности они должны окупиться максимум за год, а потом — прибыль-прибыль-прибыль.
450 депутатов Государственной думы, с членами Совета Федерации — более шестисот. Их суммарный мандат стоит, получается, 6 миллиардов долларов. А какую прибыль они извлекают за пять лет служения народу — черт знает.
Это не значит, что все они купили свои мандаты. Это просто арифметика, полезная для понимания проблемы.
Вы пытаетесь изобрести законы, которые якобы должны помочь. Только что запретили чиновникам иметь зарубежные счета. Но ведь у них там нет именных счетов. Все оформлено на подставных лиц, на анонимов, на псевдофирмы или просто на родственников. Чиновникам ничего не надо прятать, все уже спрятано.
Насколько хорошо спрятано? Вы не видите, г-н президент, или не хотите видеть?
Оппозиционер Навальный обнаружил, что у важного депутата Пехтина (который до вчерашнего дня был председателем Комиссии по депутатской этике) много квартир в США. И по документам Пехтин то дарил их своему сыну, то получал их обратно в подарок.
Вопрос не в депутатской этике. В наших арифметических раздумьях о судьбах Родины депутатская этика учитывается не более чем девственность проституток. То есть она, этика, конечно, возможно, имеется, но в расчет бухгалтерский не принимается.
Вопрос в разведке. У вас, г-н президент, несколько спецслужб, которые стоят бюджету (нам) довольно дорого. Почему же не они, наши разведчики, нашли неэтичную собственность Пехтина в США? Как случилось, что ваши сыщики хуже работают, чем какой-то Навальный?
Принято считать, что депутаты — это избранники народа. Граждане якобы так безгранично доверяют депутатам, что наделяют своих избранников неприкосновенностью.
Но если мандат куплен, то выходит, что неприкосновенность депутат получил не от народа, а за деньги. Конвертация воображаемого (несуществующего) доверия в реальные деньги… Сохраняется ли совесть при таких операциях? Скорее всего нет.
Г-н президент, приходится сказать прямо: не похоже, что вы доверяете депутатам, министрам и прочим, кто крутится вокруг вас. Не надо обобщать? Внесем поправку: не похоже, что вы доверяете всем депутатам, всем министрам и всем, кто крутится вокруг вас. Если с такой формулировкой вы согласны, то ваш долг — немедленно избавиться от тех, кто утратил ваше доверие (про наше и говорить не приходится). Одним Сердюковым вы не отделаетесь.
…На днях вы стояли у недостроенного трамплина в кругу ближних бояр. И они нехотя вам докладывали, что сроки сорваны на два года, цена выросла в восемь раз… Вы сами-то видели потом по телевизору, как выглядело ваше лицо? Пётр Первый немедленно кого-нибудь повесил бы прямо на недостроенном трамплине. Сталин половину бы расстрелял, половину — в тундру. А вы уволили какого-то Билалова (или как его там). И все?
А вот эти бояре, которые вам докладывали, — они что, два года ничего не знали? Или знали, но боялись спугнуть? Их бы надо всех… Но начнешь удалять родимое пятно — глядь, окажется, что совершил самоубийство».

Мой комментарий:
Грустно все это.
А Навального в 2021 году вообще посадили.

2013, 2021



УЛЮКАЕВ

I


Постоянный автор «Знамени» (бывший крупный чиновник) Алексей Улюкаев пишет:

Видишь: папиным стараньем
Обихоженный балкон.
До свиданья! До скитанья
В этом свете или том.
Видишь: мамина стиралка,
Стопка чистого белья.
Только этого и жалко
В жизни, честно говоря. (1)

Какая глубина мысли! А какие новаторские рифмы: балкон — том; белья — говоря!
И очень любопытное знание русского языка: все обычные люди говорят «на этом свете», а поэт Улюкаев — создатель своей речевой системы — использует другой пространственный предлог: «в этом свете». Сразу чувствуется новаторский подход.

(1) См. подборку Алексея Улюкаева в журнале «Знамя», № 3, 2013.



II


Интересно: будут ли сейчас печатать толстые литературные журналы стихи Алексея Улюкаева?
Я бы напечатал.



БЕЛКОВСКИЙ

Станислав Белковский (24.07.2014) в «МК»:
«Постсоветская РФ-элита — это корпорация по утилизации советского наследства. Только одни приватизировали нефтяные месторождения и НПЗ, вторые — мясокомбинаты, а третьи — культурные символы и эстетические образцы».
Я тоже так считаю. И даже писал об этом уже лет десять назад в различных СМИ.
Эта тема, вообще, бесконечна.
Я считаю, что мы все (или почти все) частично живем в СССР.
Даже те знаменитые ныне в России поэты-западники, которые оказались за границей и ругают как только можно СССР, на самом деле никуда из Союза не уезжали. И не могли уехать.
Почему я так думаю? Потому что они порождение толстых литературных журналов, да и всей прежней системы культурных ценностей, жесткой культурной иерархии.
Не было бы этих журналов — не было бы и этих поэтов, о которых я пишу. Не было бы, разумеется, в смысле творческо-социальной реализации.
…Помню, лет тридцать назад я (как литературный агент) начал раскручивать одного ныне популярного поэта и стал его печатать (за 50% гонорара!) в новых — перестроечных! — изданиях.
Через какое-то время этот поэт прислал мне из Америки гневное письмо: «Женя, никаких новых изданий, только традиционные старые "толстяки!"».
Он (поэт-традиционалист по сути и, конечно, очень умный человек) понимал, что советская система (в культуре, да и во всем остальном!) сохранилась.
Оказалось, что пишущему человеку уехать из СССР невозможно, даже если ты живешь в Нью-Йорке, Монреале или Гонолулу.
Состояться (в иерархическом смысле!) русскоязычному поэту (Бродский — исключение из правила, которое правило подтверждает!) можно все-таки только в России, точнее — в СССР, потому что все те бренды (о которых пишет Белковский) сохранились. И, разумеется, владельцы брендов (о которых опять-таки пишет Белковский!) — люди, имеющие огромное влияние на жизнь страны, сопоставимое (я не преувеличиваю!) с влиянием владельцев пресловутых НПЗ. Владельцы старых культурных брендов формируют сознание этноса, а это даже сильнее, чем деньги. Система сохранилась. Но появилась и другая система (на мой взгляд, не менее сильная) — социальные сети. И не случайно, например, главный редактор «Знамени» С. И. Чупринин размещает свои мемуары в ФБ.
Сказать, что Россия — необычная страна, это значит ничего не сказать. Это трюизм.
Все мы, жители РФ, даже не выезжая из страны, зачастую живем абсолютно в разных странах и даже в разных общественно-экономических формациях. Кто-то — в жесточайшем феодализме-капитализме. А кто-то по-прежнему — в социализме.
Условно говоря, одни (например, журналы) получают дотацию от государства, другие — нет. Так — во всем. Никакой рыночной системы, конкурентной среды в РФ, конечно, нет. Только — зачатки.
И, конечно, нет единой культуры, единой шкалы ценностей, единой иерархии. В России это выражено слабо, мягко. Почему — это отдельный вопрос.
А на Украине это проявляется весьма ярко и даже трагически.
Скажу даже больше, война на Украине — это война (нарушение коммуникации!) культурных парадигм, одни люди еще живут в СССР, другие там жить не хотят. Это, прежде всего, мировоззренческий, культурный конфликт.
Как же из него выйти?
Думать, размышлять, не верить монструозным и лживым (со всех сторон!) СМИ, понять: а кто мы, чего хотим? Какая культура нам ближе?
То есть краеугольный камень — это культура. Мирное сосуществование различных культурных парадигм. Либо, как в браке, — цивилизованный развод.



ВОРОБЬЁВ

Вчера (27.08.2019) включил телевизор и посмотрел интересную передачу. Губернатор Подмосковья А. Ю. Воробьёв проводил прямую линию с жителями на манер В. В. Путина.
Отвечал на вопросы и жалобы граждан. Вот ему бы я много вопросов задал, я ведь тоже живу преимущественно в области.
…По-моему, это хорошее дело — подобные прямые линии. Надо, чтобы не только Путин отвечал на вопросы граждан, а руководители разных уровней, вплоть до начальников ЖЭКов. И не раз в год, а на постоянной основе.

2019



МЕДВЕДЕВ. ТРУДОВАЯ НЕДЕЛЯ

Д. А. Медведев намедни на конференции в Женеве не исключил, что в будущем трудовая неделя в России будет четырехдневная. Надеюсь, что Дмитрий Анатольевич имел ввиду исключительно работу своего правительства. Я был бы рад, если бы они, члены этого замечательного правительства, работали бы и вовсе 1–2 дня в неделю, либо вообще уехали отдыхать на Канары, на ПМЖ, как предлагал (правда, еще более кардинально!) незабвенный герой фильма «Ширли-мырли». Всем было бы хорошо.
А вот бизнесу (особенно малому), чтобы элементарно выжить, приходится работать побольше. Отдыхать пока, увы, не получается.

2019



ПРИМАКОВ

4.09.2019 подписал в печать книгу о Е. М. Примакове, над которой мое издательство «Вест-Консалтинг» работало почти 5 месяцев. Благодарю коллектив издательства, Фонд ветеранов дипломатической службы (руководитель В. В. Чхиквадзе), Совет ветеранов МИД (председатель В. И. Морозов), моего непосредственного руководителя по газете МИД РФ «Наш Смоленка» А. Г. Чернова, руководство Торгово-промышленной палаты РФ, Российский фонд мира за всестороннюю моральную и материальную поддержку этого проекта — его курирует статс-секретарь заместитель министра иностранных дел РФ Г. Б. Карасин. Особая благодарность моему старшему другу, поэту и легендарному дипломату В. Н. Казимирову, который был послом СССР и РФ в шести странах и спец. представителем Президента РФ по урегулированию ситуации в Нагорном Карабахе. Именно В. Н. Казимиров, работавший вместе с Е. М. Примаковым в МИДе, стал инициатором создания, одним из авторов и составителем этой книги. В сборнике представлены мемуары С. В. Лаврова, В. И. Матвиенко, Г. Б. Карасина, А. С. Дзасохова и многих других государственных деятелей. Е. М. Примакова вспоминают журналисты-международники, ветераны разведки, мидовцы, ученые и политики. Это действительно выдающийся человек — державник, государственник. Также мы в сборнике напечатаем стихи Е. М. Примакова. И на этом поприще он отмечен печатью несомненного таланта.
Книга выйдет в свет в начале октября. Бог нам всем в помощь!



ГОЗМАН. СОЛОВЬЁВ

«Мы с Гозманом русские, но мы евреи».
(Владимир Соловьёв по телеканалу «Россия», 20.01.2011)



СОЛОВЬЁВ

Телевизор у меня хоть и старенький, но есть, правда, антенну я отключил более 10 лет назад. Поэтому ничего и не смотрел много лет, кроме тех фильмов, которые прокручивал сам по DVD. И тут произошло нечто. Телевизор без всякой антенны стал передавать передачи канала «Россия».
Я человек слабохарактерный, тут же пристрастился к мракобесному ящику. Смотрю.
20.01.2011 вечерком передавали передачу, где дискутировали господа Жириновский и Гозман.
А вел все это безобразие г-н Соловьёв.
Так вот — журналистика теперь другая. Ведущий не задает вопросы, а самодовольно и грубо перебивает говорящих. Соловьёв говорил, по-моему, больше, чем двое выступавших, вместе взятые.
Третейским судьей на той передаче был Н. С. Михалков. Он просто развел руками: «Ну вот посмотрели жители России сегодняшнюю передачу, и что они из нее извлекли?!»
Правильно, абсолютнейшая пустота, самолюбование, просто элементарное неумение себя вести. Удивительно: Жириновский говорит то же самое, что и двадцать лет назад. А его все показывают и показывают.
Впрочем, был и светлый момент в соловьёвской программе. Михалков процитировал М. А. Волошина и П. А. Столыпина. Это всегда кстати и всегда замечательно.



СКРИПАЛЬ

Я против любого насилия. Не стрелял ни в кого и никогда, даже из рогатки. Я более 30 лет работаю редактором, занимаюсь стихами. А есть другие люди. Например, люди, работающие в спецслужбах. И я думаю, что занимаются они там не стихами. И понимают, что если ты предаешь свою страну, то за это должна быть расплата. Скрипаль — предатель, который нанес российской разведке большой урон, выдал, полагаю, важные секреты. И вот этот человек после своего предательства спокойно жил-поживал в Англии, ходил в пабы, пил пивко, приглашал в гости родственников и друзей и т. д. На мой взгляд, ему надо было бы прятаться в каких-то темных подвалах (как предатель Макс из фильма «Бригада») и носа не показывать, он же (Скрипаль) понимал, что разведка — это не пансион благородных девиц. А еще не очень понятна позиция Англии. Почему же британские спецслужбы не оберегали своего ценного сотрудника, почему не засекретили его?
Ответов на эти вопросы у меня нет. Я плохо разбираюсь в подобных вещах. Но искренне удивляюсь всей этой ситуации.



ЧИЧЧОЛИНА

Из всех политиков земного шара наибольшую симпатию у меня вызывает Чиччолина. Остальным я как-то меньше доверяю.