Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ИРИНА КУМОВА


Берегиня



Вспоминая Ольгу Соломину


27 сентября исполнилось 90 лет со дня рождения заслуженного деятеля искусств России, профессора ВТУ им. Щепкина Ольги Николаевны Соломиной (1931-2019).
Верная служительница Мельпомены Ольга Николаевна – ученица легендарной актрисы Малого театра народной артистки СССР Веры Пашенной (1887-1962) – блистала после выпуска на сцене Московского ТЮЗа. А после рождения дочери, будучи супругой одного из самых ярких артистов своего поколения Юрия Соломина, оставила сцену и стала надёжным тылом семьи. Вместе с серьёзным отношением к жизни и воспитанию дочери проявился литературный талант актрисы. Ольга Соломина печаталась в 70-е годы в газете "Правда", журнале "Наш современник" и других изданиях, предлагая очерки, искусствоведческие статьи, рассказы, стихи, а вскоре вернулась в театр в качестве педагога и режиссёра.

Искусство театра эфемерное и в то же время конкретное, связывающее незнакомых людей особыми душевными нитями, оно загадочно передаётся от сердца к сердцу, из века в век. Сотни артистов, выпестованных четой Соломиных, служат сегодня искусству в разных театрах России и за рубежом. Среди учеников нынешние звёзды театра и кино – Елена Харитонова, Виктор Низовой, Людмила Титова, Олег Фомин и многие другие. Ольга Николаевна, как неординарный педагог, во многом сформировала целое поколение актёров. С 1981 года она преподавала мастерство актёра в ВТУ им. Щепкина, а с 1996 года являлась худруком курса совместно с мужем – народным артистом СССР Юрием Соломиным. Она стала берегиней не только для семьи, но и для учеников, которых обогатила своим талантом, вниманием, творчеством... Этот дар чуткого человека большой души открывается в комментариях артистов об Ольге Николаевне, со страниц её книг, которые, к сожалению, являются библиографической редкостью. Рассказы и повести Ольги Соломиной собраны в книге "Белокосовый платок" (М.: Советский писатель, 1982). И в каждом произведении – свои пронзительные ноты. Открывая повесть "Арии из опер и оперетт", я вижу, как с кинематографической выразительностью возникает мир подростка военных лет, проявляется стремление к познанию маленьким человеком музыки, искусства – как неотъемлемой части жизни даже в трудных условиях.
За образом музыкально одарённой девочки Юли, попавшей в годы войны в эвакуацию, стоит непростая судьба самой Ольги Николаевны. Героиня повести трудно живёт в сибирской деревне, где нет возможности учиться музыке, она помогает взрослым, инвалиду-отцу, который вернулся обезноженный с фронта, и всё-таки девочка находит возможность творчества, приобщая к самодеятельному театру свою подружку Мурку и не только! Девчонки задумали сплести из лозы стены для своего особенного мирка – детского театра...
С трепетным миром прозы Ольги Соломиной меня познакомила выпускница курса Соломиных актриса театра и кино Ирина Язвинская и дала почитать книгу с дарственной надписью от любимого педагога. Актриса рассказала историю своего "притяжения" к Ольге Николаевне. Ирина приехала в Москву поступать "в артистки", бросив два курса филологического факультета, и гораздо позже, уже будучи студенткой, узнала, что в судьбе её педагога – Ольги Соломиной тоже состоялся подобный "кульбит"! Оля Андрианова в 50-е годы тоже отучилась два курса на филологическом факультете, прежде чем подалась в артистки... Особое отношение к литературе, художественному слову, поэзии сблизило Ирину с Ольгой Николаевной. Как выпускница курса Соломиных, Ирина Язвинская отмечает в педагогических методах Ольги Николаевны редкое сочетание требовательности и человеческой доброты: "Она умела мотивировать так, что у нас росли крылья!"
– А что отличало Ольгу Николаевну как педагога?
– Она особенно чутко понимала природу каждого студента, через познание нами литературных произведений старалась расширить профессиональный диапазон, искала новые краски в каждой индивидуальности, призывала понимать авторов, ведь нельзя играть героев Пушкина как героев Гоголя, персонажей Распутина как купчих Островского.
– Какие самые важные моменты были лично для вас в общении с Ольгой Соломиной помимо поступления на курс?
– Таких моментов было много. Я ловила каждый совет от Ольги Николаевны. И особенно была счастлива стать педагогом ВТУ им. Щепкина и ассистентом Ольги Николаевны в постановке дипломного спектакля "Последний срок" по пьесе В. Распутина. Тогда, в 2011 году, этот уникальный спектакль со студенческих подмостков был принят в репертуар Малого театра, а весь курс вошёл в труппу! Я могла наблюдать и надеюсь, что впитала частичку бесценного педагогического опыта, ведь Ольга Николаевна научила меня жить активно в разных формах творчества и быть востребованной в разных амплуа. В сложные периоды, которые случались по молодости, меня выручали авторские чтецкие программы.
А вот как Юрий Мефодьевич Соломин со свойственным ему юмором писал ещё при жизни супруги об особенностях педагогики их творческого дуэта в книге "От адъютанта до Его Превосходительства": "Наши роли, как у педагогов курса, распределены так: я студентов ругаю, а она – хвалит, защищает. Иногда спор получается у нас как эстрадный номер! В училище я всегда стоял за большой процент "отсева" студентов, Ольга – всегда против такой принципиальности. И я со временем принял её аргументы: пусть студенты получат хорошее образование, даже если не будут они актёрами, но останутся работать в сфере культуры со знанием дела. Ольга знает внутренний мир каждого студента, она проводит в училище все дни, погружена во все процессы. И мне очень важно, когда на курсе есть такой человек, который всё знает. Если нужно кого-то из ребят подлечить, подкормить, даже выручить иной раз из милиции, то знаю – этим Ольга займётся. Со своими учениками мы живём как бы одной семьёй. Если надо, то помогаем и материально. Она почти всю зарплату оставляет в училище. Как только получает денежки, начинает "гулять"! Устраивает чаепития иногда с тортом, иногда с пряниками. Она даже самовар притащила из дома в училище! Я вообще часто узнаю на сцене во время экзамена свои вещи – то халат, то чашки... Ну что же, это тоже наш дом – Малый театр!"
Звёздная пара русского театра Ольга и Юрий Соломины шли по жизни рука об руку со времени их первой встречи на занятиях у Веры Пашенной в 1953 году. За тем фактом, что своему курсу педагоги Соломины присвоили имя Веры Пашенной и учредили стипендию её имени, стоит не только глубокое уважение заслуг Веры Николаевны – ученицы Ленского и Сумбатова-Южина, но и своеобразная личная история пары. В судьбе каждого из них Вера Пашенная сыграла определяющую роль. Когда юную Олю Андрианову отчислили из Школы-студии МХАТ по политическим соображениям из-за неблагонадёжной анкеты, Вера Пашенная, набиравшая тогда курс в училище им. Щепкина, решилась взять одарённую девочку. В тот же год приехал в Москву с отцом и Юрий Соломин. И ему тоже народная артистка СССР определила судьбу, ведь талантливый паренёк из далёкого Забайкалья не мог оставаться после 1-го отборочного тура в Москве. Как частенько бывает в столице с провинциалами, отца на вокзале обокрали, и удручённый обстоятельствами Мефодий Викторович попросил сына объяснить ситуацию в училище, чтобы принять решение – оставлять Юру в Москве или нет. Сбиваясь от смущения, абитуриент рассказал их незадачливую историю Вере Николаевне с просьбой объявить ему заранее вердикт педагога: возьмёт она его на курс или нет, ведь Соломиным придётся уехать, не дожидаясь второго тура, пока есть на руках бесплатный проездной талон с ограниченным сроком действия, добытый в милиции. Через много лет на своём юбилейном вечере Юрий Соломин вспоминал, как долго тянулась эта мучительная для него пауза, когда Вера Пашенная изучающе смотрела то на покрасневшего паренька, то в окно и размышляла. А потом взмахнула рукой и сказала: "Оставайся!" Так по мановению руки легендарной актрисы соединились дороги этих двух абитуриентов.
На первое занятие Ольга Андрианова умудрилась опоздать и нарвалась на едкое замечание принципиального и требовательного педагога, каким являлась Вера Николаевна.
– Ты почему опоздала? – обратилась тогда Пашенная к девушке с красиво уложенной в причёску косой. – Наверное, шиньон долго на голове накручивала?
Ольга смутилась, извинилась, но при этом твёрдо заявила, что у неё на голове никакой не шиньон, а собственные волосы.
– Покажи!
Новоявленная студентка не растерялась – эффектным движением сняла длинную заколку, скреплявшую волосы, и перекинула на плечо тугую длинную косу.
– Ну тогда проходи! – разрешила с улыбкой Пашенная.
И притихшая Ольга уселась на единственный свободный стул возле впечатлённого Юры Соломина.
На четвёртом курсе они решили пожениться, а в 2017-м Соломины отпраздновали бриллиантовую свадьбу.
Земной путь Ольги Николаевны закончился в 2019 году. Она оставила на земле свою любовь, богатое творческое и педагогическое наследие, добрую память и продолжателей дела. Юрий Мефодьевич стойко перенёс потерю любимой супруги и продолжает руководство Государственным академическим Малым театром, вести курс. Внучка Александра с уникальным талантом музыканта, внешне очень похожая на бабушку, недавно возглавила новое направление деятельности прославленного театра, где появилось детское отделение. Теперь Александра развивается как педагог, открывая для детей волшебные миры. Глядя на неё, подарившую уже Юрию Мефодьевичу двух правнуков, вспоминается её юная бабушка, лично мне не знакомая, но близкая по мироощущению, понятному из книг, – школьница, которая в военное лихолетье возводила в далёком селе детский театр со стенками, сплетёнными из жёсткой лозы своими исцарапанными руками. И это было девочке нипочём.