Зыслин Ю., Тореева Н., «ВЕНОК РУССКИМ ПОЭТАМ»
Стихи и портреты
М.: Вест-Консалтинг, 2019, 2021
Это строка одного из поэтических посвящений, мудрый вывод долгой жизни и портрет моего героя. Он свободен, размашист, крылат. Физик, с младых лет одержим поэзией, музыкой, с более поздних — уже кандидатом наук и главой семьи — пением стихов под гитару: своих собственных и тех, пред которыми преклонен. Уроженец старой Москвы, он буквально шел по стопам поэтов: Тверская, старый Арбат, Поварская, Кремль, Большой зал консерватории… Это Москва — Марины Цветаевой, Бориса Пастернака и его — детства. Вполне могла бы состояться их реальная встреча. Но суждено ей было случиться — в стихах: в нем их стихи росли, как звезды и как розы, и однажды:
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле —
Что бывает любовь на земле —
жена Светлана сумела раздобыть томик Цветаевой в их прекрасной, любимой, исхоженной вдоль и поперек Москве, где было все, но не было для него самого желанного — книги стихов прекрасного поэта. А затем автор со Светланой начали свой подвижнический труд, который заполнил до краев их и без того полную насыщенную жизнь, и воплощением которого стали аллея русских поэтов, писателей, композиторов и художников, цветаевские костры и музей русской поэзии и музыки в Вашингтоне. Из того же высокого духовного строя явились и его собственные строки признания и благодарности — Светлане:
Я тобою на вершину поднят,
На небесный светлый пьедестал,
И тебя, конечно же, тревожит,
Чтобы я под небом не устал…
На небесный светлый пьедестал,
И тебя, конечно же, тревожит,
Чтобы я под небом не устал…
Сейчас ему девяносто… По-прежнему поют, серебрятся звуки его гитары, рождаются и воплощаются замыслы. Он затеял и осуществил антологию собственных стихотворных посвящений русским поэтам. Книга издана в Москве в 2019 году (издательство «Вест-Консалтинг»). И переиздана в 2021 году.
Белоснежный твердый глянцевый переплет размером в лист, пылающее пятно эмблемы. Вспомнилось: Застываю над белой страницей… Марина.
Откроем книгу. Остановимся у могилы Пушкина. Из многострадального жестокого двадцатого века наш подвижник, как мне представляется, гневным шепотом произносит:
Белоснежный твердый глянцевый переплет размером в лист, пылающее пятно эмблемы. Вспомнилось: Застываю над белой страницей… Марина.
Откроем книгу. Остановимся у могилы Пушкина. Из многострадального жестокого двадцатого века наш подвижник, как мне представляется, гневным шепотом произносит:
Поэт очень хрупок,
душою раним,
он знает, когда умирать…
Склоним свои головы
мы перед ним —
поэтов
нельзя
убивать!
душою раним,
он знает, когда умирать…
Склоним свои головы
мы перед ним —
поэтов
нельзя
убивать!
Искренние, бесхитростные, проникновенные строки… Он так и понимает поэзию: ясно выраженная мысль, простая лаконичная форма, вместившая собственные переживания. И всегда — сочувствие поэту, преклонение перед ним, изумление.
Об Анне Ахматовой говорит
Об Анне Ахматовой говорит
…тихо, величаво,
Как строил Бах свои лады…
Как строил Бах свои лады…
Говорит, исполненный
…смиренного желанья
И неосознанной мечты
Понять души святую тайну
Необычайной доброты.
И неосознанной мечты
Понять души святую тайну
Необычайной доброты.
И поняв, приняв все самое сокровенное в Анне, завершает свое стихотворение обращенными к ней ее же строками:
Той, что прощение дарует —
И в Воскресение Христа —
Ее предавших в лоб целует,
А не предавшего в уста.
И в Воскресение Христа —
Ее предавших в лоб целует,
А не предавшего в уста.
И снова, как в жизни, в поэтических посвящениях он проходит исхоженными путями-дорогами своих героев, поднимается на их вершины, замирает у их могил:
Режет воздух Карадаг,
Смотрит в море профиль-флаг…
Тих Волошинский залив —
Светом божеским залит.
Смотрит в море профиль-флаг…
Тих Волошинский залив —
Светом божеским залит.
Вышел четырехтомник Николая Гумилёва, и это стало событием личного переживания для того, кому тоже по силе и по радости такие духовные восхождения, для кого томик стихов любимого поэта — величайший дар, а миг, в который ему дано было принять его, — заветный час. И на этот миг он отозвался своим поэтическим волнением:
Пытались умолчать поэта,
От власти был такой наказ,
Тянулась долго подлость эта,
И вот настал заветный час.
От власти был такой наказ,
Тянулась долго подлость эта,
И вот настал заветный час.
В такие заветные часы пальцы просятся к перу, перо к бумаге, внутренняя мелодия диктует строки и, наконец, отпускает их на волю… Но если воля — невольная и, как понял Осип Мандельштам, узловатых дней колена нужно флейтою связать, поющий под свою гитару другой поэт — автор читаемых нами посвящений — возьмет паузу, придержит сердца скок и — выдохнет сочувственно и гневно:
Трудно «вырвать век из плена».
Наконец, пора понять:
Глупость с подлостью — нетленны —
Тянут рьяно в дикость, вспять…
Наконец, пора понять:
Глупость с подлостью — нетленны —
Тянут рьяно в дикость, вспять…
Кому и понять, как не ему, в эту минуту он — защитник, он встает вровень с кумиром, не смущаясь скромности своих усилий и веря в чудо:
Идет к концу двадцатый век,
ужасно длинный.
И побежден невинный смех
Тоскою винной.
И был загублен Мандельштам
И миллионы…
ужасно длинный.
И побежден невинный смех
Тоскою винной.
И был загублен Мандельштам
И миллионы…
«Души израненный полет все ниже», но хватает сил на отчаянный рывок:
А что надежда? Умерла?
Сильна простуда?
Надежда, как всегда, светла
И жаждет ЧУДА.
Сильна простуда?
Надежда, как всегда, светла
И жаждет ЧУДА.
Чудом, «березовой тенью», промелькнут два других поэта, чьи песни так непохожи, звучат совсем иначе, но оставляя свой след, проникнув в самое сердце России, и нежность их «из любви»… Гуляя по утрам на природе, так далеко и от домиков старой Москвы, и от размашистых проспектов современной, он, городской столичный житель, и в прошлой жизни, и теперь, грустит «о речушке маленькой, неброской», «о белочке, снующей по сосне», о «каждой, даже хиленькой березке» и «скошенной траве»… Грустит мелодиями стихотворений своих любимых поэтов — Сергея Есенина и Николая Рубцова, настраивает струны своей лиры на их лад, и уже сам доверчиво открывается им, не смущаясь нахлынувшей сентиментальности и нежности «из глаз и слез»… Как камертоном, своими исповедальностью и состраданием автор, быть может, даже не задумываясь об этом, настраивает читателя на возможно мерный щадящий ход, как бы микширует громкость боли от прикосновения к страданию и исповеди поэта, вышедшего на подмостки, чтобы в далеком отголоске, в сумраке ночи расслышать, что случится на моем веку. В посвящении Борису —
Лог лесной недвижим, он пролег как строка,
Ему Бог сон поэта доверил.
И толпою снега —
Одеял облака
Сбились в кучу, гонимые ветром.
Ему Бог сон поэта доверил.
И толпою снега —
Одеял облака
Сбились в кучу, гонимые ветром.
Не даровано поэту при жизни обрести покой — должен затихнуть ее гул, быть может, тогда случится
Переход от забот в неизвестность без ссор,
Где прозрачные блики мелькают,
Где не слышится спор,
Где огромный простор,
Где душа, вознесясь, отдыхает…
Где прозрачные блики мелькают,
Где не слышится спор,
Где огромный простор,
Где душа, вознесясь, отдыхает…
А если не случится?.. что же, тогда боли не унять, ее можно только разделить, шепотом или в крик, произнося дорогие строки и смиряя себя, чтобы исполнить завет и не стоять угрюмо, главу опустив на грудь, даже там, в той страшной Елабуге:
Стою у дома синего,
в смятении душа,
и говорю с Мариною
тихонько, не спеша.
Я у нее прощения
прошу. Ответа нет.
Такое ощущение,
что помутился свет…
в смятении душа,
и говорю с Мариною
тихонько, не спеша.
Я у нее прощения
прошу. Ответа нет.
Такое ощущение,
что помутился свет…
Он просит прощения у Марины не только за себя, но и за «распластанную страну», которой «не худо бы покаяться» перед своими поэтами, России послужившими верой и правдой, и, как писала Марина в одном из писем, вместившими ее — всю, старую и новую, красную и белую… И потому еще, что и Бориса Пастернака и ее, Цветаеву
Марину помнит старая Москва —
Трехпрудный переулок и Волхонка,
И Сивцев Вражек, и Тверской Бульвар,
Борисоглебские оконца.
Трехпрудный переулок и Волхонка,
И Сивцев Вражек, и Тверской Бульвар,
Борисоглебские оконца.
Автор антологии, как мы помним, уроженец той же старой Москвы, наследник марининых и Бориса улочек… Стоит ли удивляться его признанию в том, что он «физически ощущает цветаевскую энергию», и его музей в Америке начинался с ее стихов… По-домашнему, музей, а он, действительно, частный, домашний, расположен прямо в жилой квартире, называется музеем пяти поэтов — Ахматовой, Гумилева, Мандельштама, Пастернака и Цветаевой, или музеем поэтов Серебряного века. Но в «Венок русским поэтам в стихах и портретах» (это и есть антология, о которой идет речь, а по определению автора — сборник или цикл), вплетены, помимо упомянутых, из Золотого века — имя Пушкина и из Бронзового (определение автора) — поэтов второй половины ХХ-ого. Немыслимый по трудности, благородный высокий замысел! Разве не та, неизбывная — сверх рта и мимо рук — цветаевская энергия и движет им?! Исток его подвижничества — в традициях русского искусства, которое помимо таланта всегда было озарено чувством благодарности и долга тех, кому завещано от Бога.
Время еще не успело отделить зерен от плевел и творчество наших современников перемешано с их житейскими волненьями, пересудами и домыслами о них читателя. Это заслоняет подлинный смысл, достоинство стиха, музыку, тишину, звонкость или молчание его. Поэтому, наверное, и оступился автор оговоркой: «Пройдут года, всех время выстроит в ряд, и каждого оценит по заслугам». Стоит ли этих незаурядных выстраивать в ряд, никто из них не хотел петь хором, и что значит — оценивать поэта по заслугам? Автор знает сам: рождение поэта, явление его строки — тайна… Тайна и то, как слово отзовется, и, может статься, даже решит чью-то судьбу, неожиданно тронув трепетным несовершенством, или, как заметил Велимир Хлебников, очаровательной погрешностью.
И снова — боль порушенного братства, и снова — голым сердцем о камень голый:
Время еще не успело отделить зерен от плевел и творчество наших современников перемешано с их житейскими волненьями, пересудами и домыслами о них читателя. Это заслоняет подлинный смысл, достоинство стиха, музыку, тишину, звонкость или молчание его. Поэтому, наверное, и оступился автор оговоркой: «Пройдут года, всех время выстроит в ряд, и каждого оценит по заслугам». Стоит ли этих незаурядных выстраивать в ряд, никто из них не хотел петь хором, и что значит — оценивать поэта по заслугам? Автор знает сам: рождение поэта, явление его строки — тайна… Тайна и то, как слово отзовется, и, может статься, даже решит чью-то судьбу, неожиданно тронув трепетным несовершенством, или, как заметил Велимир Хлебников, очаровательной погрешностью.
И снова — боль порушенного братства, и снова — голым сердцем о камень голый:
А за спиной, у головы твоей — гитары торс.
Без струн гитара.
……………………
Ты душу рвал себе. И, может быть, не знал,
Что образом своим ты наши души рвал.
Без струн гитара.
……………………
Ты душу рвал себе. И, может быть, не знал,
Что образом своим ты наши души рвал.
Без струн гитара — страшный образ того, как «горячие рвутся в России сердца». Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Сергей Стеркин… Автор не в силах сдержать ни гнева, ни печали по поводу их загнанных судеб, рвущихся строк и — на разрыв аорты — песен:
Но нам-то без них каково доживать
И небом дышать, и птицам внимать?
Без них небо серо и по сердцу дождь…
И небом дышать, и птицам внимать?
Без них небо серо и по сердцу дождь…
Но вот — в очередной раз — случился сбой: в стихотворении, посвященном Юрию Левитанскому, строка мчит во весь опор, сквозь суету сует, без оглядки, не переключая скорости, и вдруг — стоп! — ты уже «на осеннем жизненном ветру».
При прощании с собратом — грустный вздох о Льве Озерове, который «ушел еще при снеге»:
При прощании с собратом — грустный вздох о Льве Озерове, который «ушел еще при снеге»:
Он не хотел уйти весною,
При буйстве красок и предчувствий,
Когда сирень стоит стеною,
Когда душа в предвестье чуда.
При буйстве красок и предчувствий,
Когда сирень стоит стеною,
Когда душа в предвестье чуда.
В напевах Булата Окуджавы автор узнал и всего одним штрихом — «интеллигентность певучая» — явил портрет артиста, родственного себе по духу, и обозначил заслугу барда, над песнями которого
Задумалась, слушая, нация —
Не вся — ее лучшая часть…
Заслуга эта в том, что:
Наверное, не по теории
Свобода с него началась.
Не вся — ее лучшая часть…
Заслуга эта в том, что:
Наверное, не по теории
Свобода с него началась.
В посвящении Евгению Евтушенко автор вступает с поэтом в диалог. Он упрекает его в склонности писать на злобу дня, упрекает по-мальчишески наивно, будто и не прожив своих собственных беспокойных лет… Нет, не так — именно прожив их достойно и независимо, без уступок и угодливых реверансов, а потому и задавая этот риторический вопрос:
Зачем извиваться, когда есть талант,
Зачем Вам казаться получше …
Зачем Вам казаться получше …
Жизнь давно дала ответ на этот будничный вопрос. Когда-то неологизмами были слова достоевщина, есенинщина. Недавно у одного из ярких и оригинальных прозаиков современной Британии Джулиана Барнса я неожиданно встретила, простите за тавтологию, новый неологизм, исток которого как раз в характерной особенности знаменитого поэта. Барнс замечает: «Курбе — великий художник, но также и серьезный пиар-проект… При всем его либертарианском социализме, при всем потрясении основ и искреннем желании очистить запущенные конюшни французского искусства, в нем все же было немало евтушенковщины, немало от лицензированного бунтовщика, знающего, как далеко можно зайти и как монетизировать свой гнев».
Сказав все горькое о поэте, автор «Венка» воздал ему должное, указав на то, чем, какими строками это должное он в наших сердцах завоевал… Все мы это знаем и слышим тот крик поэта:
Сказав все горькое о поэте, автор «Венка» воздал ему должное, указав на то, чем, какими строками это должное он в наших сердцах завоевал… Все мы это знаем и слышим тот крик поэта:
«Бабий Яр, Бабий Яр»!
Из двух, так и не примирившихся при жизни поэтов, Евгения Евтушенко и Иосифа Бродского, последний вызывает особо горячие — своими, после юности, стихами и поступками — осуждение и упрек на страницах антологии: в стихи «хлынули длинноты», «потом полезла проза»… Для поддержки своего мнения автор ссылается на схожие суждения о нем Евгения Рейна, которого Бродский считал своим учителем, и Дмитрия Быкова — педагога, писателя и критика, поэта… В этом упреке не в последнюю очередь опять — личное неприятие уступок нравственного порядка, допущенных поэтом:
Презренье не терял, обиды не забыл, лелеял.
А ведь так советовал брать нотой выше… Возьмем и мы нотой выше… Всем своим трудом автор раз и навсегда поддержал каждого из поэтов. Но, разве любя, сами мы не волнуемся, не сбиваемся с ритма, не перехлестываем в своем горячем осуждении, когда время — еще не в помощь, еще не отмерило нужного, большого, расстояния. Воспользуюсь и я поддержкой: в стихотворении друга и единомышленника Бродского поэта Чеслава Милоша его художник сознавал содеянное им зло:
Презренье не терял, обиды не забыл, лелеял.
А ведь так советовал брать нотой выше… Возьмем и мы нотой выше… Всем своим трудом автор раз и навсегда поддержал каждого из поэтов. Но, разве любя, сами мы не волнуемся, не сбиваемся с ритма, не перехлестываем в своем горячем осуждении, когда время — еще не в помощь, еще не отмерило нужного, большого, расстояния. Воспользуюсь и я поддержкой: в стихотворении друга и единомышленника Бродского поэта Чеслава Милоша его художник сознавал содеянное им зло:
…Да, он думал об этом,
Но не пекся о душе, обещанной аду,
Пока чист и светел был его труд.
Но не пекся о душе, обещанной аду,
Пока чист и светел был его труд.
По прочтении книгу надо еще немного подержать в руках, задуматься о согласованности, созвучии формы и содержания, перелистать заново… Строки можно произнести громко, тихо, задумчиво, нетерпеливо, и тогда они станут твоими. И стали: «Венок» — творение поэта и художника, творение, представляется мне, гармоничное: две самодостаточные творческие личности проживают со своими героями мгновения высшего напряжения, когда пульсирует в висках это неотступное быть или не быть, когда нужно вырвать век из плена… Гармония поэта и художника — в одинаковом градусе накала чувств, отношения к равно понимаемым вечным ценностям, степени допустимости нравственных уступок, непримиримости или великодушии прощений. Каждый говорит об этом во весь голос, но каждый, как музыкант, ведет в ансамбле свою партию. Ценность книги видится мне в том, что художник не иллюстрирует стихи. Да, строки водили пером и карандашом художника, оставляли нетронутым пространство белого листа или заполняли его графическими росчерками. Но и у автора посвящений, и у художника — свой взгляд, свое прочтение, свое познание того или иного поэта, свои многоточия — недомолвки. И все же, всматриваясь в графические портреты, захваченный энергией штрихов и линий, неумолчным присутствием снежной белизны фона, затаенного — сквозь строки — крика, задержанного дыхания, волнения, ты в конце концов, ощущаешь это едва уловимое биение двух сердец — в унисон…
Вот он — Иосиф Бродский: недоверчив, всматривается с прищуром… Не в лучшую минуту застал его карандаш. «Мира с миром или просто мира у Бродского нет, есть тоска, ум. Бог его как бы коснулся, не повернувшись к нему лицом, не успокоив». Так понял поэта философ Владимир Вениаминович Бибихин. После такого пронзительного знания — только тишина, тишина, замершей на белом листе плотной бумаги той бесцветной ледяной глади, где отсутствует кислород, и пронзительный, резкий крик, страшней, кошмарнее ре-диеза алмаза, режущего стекло, пересекает небо одинокой души поэта, а пульсирующие линии рисунка и недозвучавшие оборванные строки рвутся навстречу…
Каков на портрете Владимир Высоцкий? Как и в посвященных ему стихах — одушевленный, словно в продолженном времени, зоркий и горячий:
Вот он — Иосиф Бродский: недоверчив, всматривается с прищуром… Не в лучшую минуту застал его карандаш. «Мира с миром или просто мира у Бродского нет, есть тоска, ум. Бог его как бы коснулся, не повернувшись к нему лицом, не успокоив». Так понял поэта философ Владимир Вениаминович Бибихин. После такого пронзительного знания — только тишина, тишина, замершей на белом листе плотной бумаги той бесцветной ледяной глади, где отсутствует кислород, и пронзительный, резкий крик, страшней, кошмарнее ре-диеза алмаза, режущего стекло, пересекает небо одинокой души поэта, а пульсирующие линии рисунка и недозвучавшие оборванные строки рвутся навстречу…
Каков на портрете Владимир Высоцкий? Как и в посвященных ему стихах — одушевленный, словно в продолженном времени, зоркий и горячий:
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Наиболее точным мне видится образ Бориса Пастернака: решительный взгляд, порыв, мечта, любовь — нам он дорог именно таким:
Давай ронять слова, как сад янтарь и цедру…
Во многих портретах приковывают глаза. Думаешь: можно ли так особенно почувствовать точку, чтобы дать ей подходящую глубину, окружность, направить ее, устремить.
Да, с последней страницей не заканчивается чтение книги-альбома. Снова и снова всматриваешься в белый лист обложки, проводишь ладонью по ее прохладной глади и, кажется, тебя обжигает пламя, полыхающее за бронзовым венком колосьев и овала, обнявшего отчаянные, страшные, горячие, прекрасные, как божественный глагол, малодушные в заботах суетного света жизни поэтов.
На обратной стороне в маятнике времени, в портретах пяти, явлен Серебряный век: Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Пастернак и, раньше всех, и прежде всех — Цветаева.
С них начинался музей, а потом и «Венок». Лаконичное графическое решение обложки является эмблемой «Вашингтонского музея русской поэзии и музыки». Известно: все движется любовью, талантом, благодарностью. И принимаемый нами дар — трепетное тому подтверждение.
В самый раз — назвать имена дарителей.
Автор графических портретов — Наталия Тореева, художник признанный, многогранный, востребованный и неугомонный, изобретательный в своих творческих поисках и их воплощениях.
Автор идеи антологии и поэтических посвящений «Венка» — Юлий Зыслин. Решившись на обзор именно этой, отдельно взятой книги, я испытала неимоверные трудности в необходимости постоянно ограничивать себя и направлять свои впечатления в русло лишь одного из притоков широкой и полноводной реки его творчества. Каждое из, вынужденно, только упомянутых в этом обзоре направлений долгого подвижнического пути, достойно особого внимания, изучения и рассказа о нем. И не забудем: у истоков его — чудом в ту пору добытый и с любовью подаренный том стихов Марины Цветаевой, и благодарный в ответ — отклик в стихах:
Да, с последней страницей не заканчивается чтение книги-альбома. Снова и снова всматриваешься в белый лист обложки, проводишь ладонью по ее прохладной глади и, кажется, тебя обжигает пламя, полыхающее за бронзовым венком колосьев и овала, обнявшего отчаянные, страшные, горячие, прекрасные, как божественный глагол, малодушные в заботах суетного света жизни поэтов.
На обратной стороне в маятнике времени, в портретах пяти, явлен Серебряный век: Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Пастернак и, раньше всех, и прежде всех — Цветаева.
С них начинался музей, а потом и «Венок». Лаконичное графическое решение обложки является эмблемой «Вашингтонского музея русской поэзии и музыки». Известно: все движется любовью, талантом, благодарностью. И принимаемый нами дар — трепетное тому подтверждение.
В самый раз — назвать имена дарителей.
Автор графических портретов — Наталия Тореева, художник признанный, многогранный, востребованный и неугомонный, изобретательный в своих творческих поисках и их воплощениях.
Автор идеи антологии и поэтических посвящений «Венка» — Юлий Зыслин. Решившись на обзор именно этой, отдельно взятой книги, я испытала неимоверные трудности в необходимости постоянно ограничивать себя и направлять свои впечатления в русло лишь одного из притоков широкой и полноводной реки его творчества. Каждое из, вынужденно, только упомянутых в этом обзоре направлений долгого подвижнического пути, достойно особого внимания, изучения и рассказа о нем. И не забудем: у истоков его — чудом в ту пору добытый и с любовью подаренный том стихов Марины Цветаевой, и благодарный в ответ — отклик в стихах:
Я тобою на вершину поднят,
На небесный светлый пьедестал.
И тебя, конечно же, тревожит,
Чтобы я под небом не устал.
И тебя, конечно же, тревожит,
Все ли там в порядке у меня,
Крепко ли держу в руках я вожжи
Голубого с крыльями коня…
На небесный светлый пьедестал.
И тебя, конечно же, тревожит,
Чтобы я под небом не устал.
И тебя, конечно же, тревожит,
Все ли там в порядке у меня,
Крепко ли держу в руках я вожжи
Голубого с крыльями коня…
22 мая 2021 г., Нью-Йорк
С электронной рукописью книги
Юлий Зыслин, Наталия Тореева «Венок русским поэтам» в стихах и портретах (Долги‑3). Версия 4. 2019. — 48 с. можно ознакомиться здесь:
https://museumprojectsru.blogspot.com/2019/07/3.html
Юлий Зыслин, Наталия Тореева «Венок русским поэтам» в стихах и портретах (Долги‑3). Версия 4. 2019. — 48 с. можно ознакомиться здесь:
https://museumprojectsru.blogspot.com/2019/07/3.html
Татьяна ВЛАДИМИРОВА