Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА

23 сентября 1939 г. в три часа ночи в Лондоне скончался патриарх психоанализа и влиятельнейший мыслитель первой половины XX в. Зигмунд Фрейд. Смерть наступила в результате двух инъекций морфия. Их, по предварительной договоренности, сделал друг семьи Фрейда врач Макс Шур. Это был добровольный и спланированный уход из жизни, в которой, по словам самого Фрейда, «не осталось ничего, кроме бессмысленных мучений». На протяжении 16 лет ученый боролся с тяжелым онкологическим заболеванием (рак челюсти). Шрамы от разрезов покрывали его лицо, в тканях щеки образовалось сквозное отверстие. Многочисленные операции, а также суровые потрясения последних лет окончательно истощили его и подорвали в нем волю к жизни. Фрейд умер в изгнании: после аннексии Австрии третьим Рейхом в 1938 г. он с семьей был вынужден покинуть любимую Вену, причем отъезд через Париж в Лондон стал возможен не сразу. Нацисты фактически взяли семью Фрейда в заложники и позволили ей уехать, только получив ощутимый выкуп. По вызволению Фрейда из нацистского плена была организована международная кампания, в которой принял участие даже дуче фашистской Италии Бенито Муссолини. Сестрам основателя психоанализа было отказано в праве на эмиграцию, и все они в уже преклонном возрасте погибли в концлагерях. Перед смертью в интервью Би-Би-Си Фрейд высказался о деле своей жизни — психоанализе как об «игре, которая еще окончательно не проиграна».
В день смерти Фрейда, 23 сентября 1939 г. командование вермахта объявило об успешном окончании польского похода. Вскоре будут приняты директивы о переселении евреев в гетто по всей территории оккупированной нацистами Польши и о ликвидации польской интеллигенции. Фрейд покинул мир, в котором, казалось, побеждают, «множа убийства и засыпая пеплом сады», его злейшие идейные противники. В тот же день в Нью-Йорке во время Всемирной ярмарки заложена в качестве послания потомкам так называемая «капсула времени» — в сосуд из огнеупорного стекла были помещены книги, энциклопедия, документальный фильм, предметы бытового обихода, характеризующие эпоху. В дополнение ко всему туда же следовало поместить осколок первой немецкой авиабомбы, упавшей на польскую землю, и знаменитое письмо Зигмунда Фрейда Альберту Эйнштейну, опубликованное под заголовком «Почему война?».
Великий англо-американский поэт Уистен Хью Оден (1907–1973) написал элегию на смерть З. Фрейда в тяжелое время тревог и утрат, «когда так много тех, кто должен быть оплакан». В том же году скончался другой патриарх — ирландский поэт Уильям Батлер Йейтс, которому его младший собрат и наследник Оден так же посвятил известное мемориальное стихотворение. Посвящение Фрейду (идеями которого, наряду с трудами Чарльза Дарвина и Карла Маркса, автор увлекся еще в период своего обучения в Оксфорде) было написано, вероятно, в ноябре 1939 года. В своем мировоззрении Оден сближал теории Фрейда и Маркса, что было вполне в духе времени — в 1930-е как раз формировалось такое социально-философское течение, как фрейдомарксизм. Согласно оденовскому пониманию, отраженному в тексте поминальной элегии, психоанализ — это не просто частная медицинская практика; он выполняет особую цивилизационную миссию, и его пациент — само человечество, духовной болезнью которого и обусловлена начавшаяся мировая война. Оден блестяще соединил торжественный классический слог элегии с разговорной простотой и непосредственностью, смутные метафорические образы «фауны ночи» с ясным виденьем сути психоаналитической теории, античные мифопоэтические аллюзии — с афористично точными определениями ключевых проблем эпохи. Особый интерес представляет сопоставление психоанализа с поэзией и подмеченная Оденом аналогия между погружением в минувшее на психоаналитическом сеансе и уроком, на котором школьник начинает вчитываться в стихи. И психоанализ, и поэзия — в этом их родство — предполагают схождение в подземный мир теней, царство Ночи, т. е. во владения бессознательного, с целью примирить страдающее настоящее с позабытым прошлым. Из текста оденовской элегии видно, что великий поэт воспринял идеи великого психолога без снисходительной иронии, но с уважением к их новаторской смелости и глубине и с искренним сочувствием к судьбе того, кто имел мужество высказывать и отстаивать их. В отличие от многих собратьев по перу, Оден признавал величие Фрейда и значение его открытий для мировой культуры.

Илья ИМАЗИН