Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Мария Знобищева. «Дышит степь»
М.: Редакционно-издательский дом «Российский писатель», 2021

Развитие мира требует инновации во всех сферах жизни, и литература (в частности — поэзия) не является исключением. ХХ век показал нам, как далеко может шагнуть поэзия в экспериментальное начало. Возможно поэтому в начале ХХI века мы иногда воспринимаем традиционное как нечто вторичное, забывая, что наследовать традиции — не равно просто подражать ей.
Мария Знобищева в книге «Дышит степь» не гонится за актуальной повесткой, но продолжает не просто линию Серебряного века (как отмечает в предисловии Елизавета Мартынова), но — дальше — линию Заболоцкого, Тарковского и уже старшего поколения наших современников — Игоря Меламеда, Светланы Кековой, тем самым в поэтической традиции вставая в один ряд со своими ровесниками — Григорием Медведвым, Майкой Луневской.
Особенность поэзии Марии Знобищевой заключается в возможности полного погружения, когда ты вливаешься в контекст книги мгновенно: выныриваешь в конце одного стихотворения и сразу же ныряешь в следующее, плавно перетекая из сюжета в сюжет. След в след за автором мы проходим этапы принятия детства, юности, зрелости, старости, а также рождения и смерти — и в каждом шаге нет ни капли упрека или недовольства, только благовест этой жизни:

Растет ли стебель, плачет ли дитя,
Старик ли тихий выйдет за калитку —
Случайно пойман ток, и ты в сетях,
Как будто кто сквозь сердце тянет нитку.

При беглом прочтении книги «Дышит степь» может показаться, что автор нарочито серьезен с читателем в своем жизненном смирении и принятии. Как будто автор уже познал все победы и поражения и теперь может иногда слегка поучительным тоном говорить читателю, как именно следует жить:

Как в первой половине жизни нужно
Тянуться ввысь за книгою запретной…
…Так нужно во второй
Над кем-нибудь иль чем-нибудь склониться…

Однако при более чутком прочтении начинаешь замечать, что рядом с глубокой лирической нотой нередко соседствует живая улыбка автора, игра со словом:

Цапле хочется сцапать в подводном полете
То, чего не найти в окаянном болоте…

Или:

Подсчитывать слоги, итожить итоги,
Узлом заплетаться в мыслительной йоге…

Именно этими штрихами преодолевается «книжность» поэзии Марии Знобищевой, о которой говорит Елизавета Мартынова в предисловии к книге. Да, автор отталкивается от Серебряного века, от Маяковского:

Теплая
капля упала.
Желтые,
темно-алые,
Вот клювики тюльпанов —
Жадничают
и жалуются.

Или от Ахматовой:

Улыбнулась спокойно и просто,
Словно сердцу игрушку дала…

Но при этом Мария Знобищева всюду ловит детали своей жизни, своего быта, образы своих близких — и все это вплетает в канву почти каждого стихотворения. И эта прелесть повседневного окончательно освобождает автора от какого-либо влияния, именно в ней открывается авторское поэтическое видение мира:

…А нынче лед сверлили рыбаки,
Последний луч натягивая леской.

Или:

И даже горечь пахнет медом,
Когда, рискуя высотой,
Тяжелый лист ныряет в воду
Пугливой рыбкой золотой.

А с возникновением этих образов, этих зарисовок повседневной жизни окончательно исчезает маска поучительного или слишком серьезного и появляется живой, сомневающийся, открытый человек:

Я жалею о том, что пыталась прожить на пятерку
И в душе презирала того, кто справлялся на три.

Книга Марии Знобищевой «Дышит степь» позволяет нам нырнуть туда, за пределы дедлайнов, где осталась еще размеренная, полная созидания жизнь и люди, которые осознанно именно эту жизнь выбрали.

…Что ей время? И что ей полвека?
Так же в ветре плывут ковыли,
Где с избытком дано человеку
И любви, и беды, и земли.

Дарья ИЛЬГОВА