Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Беседу вела ЛЮДМИЛА ТАРАСОВА


Пётр Вячеславович Калитин – доктор философских наук, профессор МГОУ. Родился в 1961 году в Коломне. Служил на Балтийском флоте. Окончил философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Автор 10 научных и научно-художественных книг. Дважды финалист премии "Нонконформизм". Ряд работ переведён на европейские языки.


Формула самобытности



В основе русской природы лежат противоречия


Исполняется 60 лет философу и писателю Петру Калитину. Мы побеседовали с ним о феномене юродства, тайне русской души и работе над новым романом.

– В книге "Тысячелетнее царство русского юродства" вы рассматриваете феномен юродства на различных примерах, особое внимание уделяя текстам Фёдора Достоевского. Как вы считаете, почему это явление привлекало писателя и как он его понимал?

– Юродство юродству рознь. Есть юродство святое, во Христе, и оно определяет самую суть оригинальной культурно-исторической русскости, которая подразумевает постоянную "безумно"-истинную противоречивость и в слове, и в деле. Ей следовали и многие отечественные миряне, как правило, гении: от Петра I до Иосифа Сталина... Особо отмечу А.В. Суворова, Н.И. Лобачевского, М.П. Мусоргского, Д.И. Менделеева... Выделю, конечно, и писателей: Н.В. Гоголя, А.А. Григорьева, А.А. Блока, Андрея Белого, М.И. Цветаеву, В.В. Хлебникова. Достоевский же с присущим ему "позитивно"-диалектическим всесмешением, или "всемирностью", бросил "вверх тормашками" в одну сугубость с этим гениальным и воистину народным юродством его прямо противоположную крайность, просто "подпольное" интеллигентское уродство. И выставил именно этот искусственный синтез в качестве оригинальной "русской идеи". Таким образом, он оказался настоящим эсхатологизированно-"пророком" нашей духовной энтропии-упростительства с их вначале "интернационально-коммунистической", а теперь "глобалистской" аморфностью – не без "вечно-бабского" "комильфо"! Хуже того, с лёгкой руки Розенберга, главного нацистского доки по "русскому вопросу", Достоевский и его "подполье" "спрогрессировали", понятно, до "всемирного" (!) символа нашего именно уродства, подведя бездонно-неистощимый базис под любую форму русофобии.

– Многие классики задавались вопросами о русском пути, о "загадочной русской душе". Вы посвятили этим проблемам своё исследование "Краткая энциклопедия русской оригинальности". В чём же секрет нашей самобытности?

– Отчасти я уже ответил на этот вопрос. Но важно конкретизировать: наша постоянно-противоречивая русскость в её неклассической рациональности адекватно и конгениально выражает наше столь же особое, отрицательно-положительное – органически – бытие. Словом, была не была – зараз! И это, как никто, осознавал А.С. Пушкин с его сугубо-целостным ратованием за свободную империю и просвещённое государство. Причём без всякостного – по сути уродливого – диалектического всесмешения! Тем более в "православном" изводе "райски-блаженного" здесь-и-сейчас – в грешном миру! – старца Зосимы и его "тотального": упрощённо – демиурга!.. Тем страшнее стала отечественная история в ХХ веке с этой прельстительнейшей – гуманно-прощённо – блажью! Тем, увы, популярнее сегодня Достоевский, правда, до Бузовой он ещё – вверх тормашками – не дотягивает.
Другое дело, "безумно"-истинная русскость с её исключительно страстным распятием на своих наличных – психологически, и объективно, и таинственно – противоречиях, что только и обуславливает наши всегда вдруг – по-юродственному! "почти невозможные"! – победы. Не говорю про наших – "безумных" результативно! – гениев.
Единственное, ещё добавлю, что в рамках своей докторской диссертации я вывел математическое уравнение этой юродственной и положительно-отрицательной плодотворной русскости. На него я опирался и в своей "Краткой энциклопедии...".

– Ещё в 1998 году вы издали книгу прозы "Мёртвый завет". Не планируете ли вернуться на стезю прозаика?

– Спасибо за вопрос! Здесь хочется вспомнить С.Н. Есина, который не без удивления одобрил мой "Мёртвый завет", и не зря книга появилась на свет в издательстве Литинститута, где Сергей Николаевич тогда был ректором. Но в те годы я ещё не до конца осознавал особый – и как раз противоречиво-истинный! – потенциал русского языка с его соответствующими лексическими внутренними формами, например продажности как продаВАжности: важной постольку, поскольку продажной... Теперь же – дозрел, и вот уже 13 лет пишу сугубо один роман, всецелостно актуализируя этот сакральный – кромешно – потенциал. И в отрицательно-положительных – неклассически – героях. Письмо даётся мне трудно и потому радостно! – не с графоманским "профессионализмом", не с его всегда ясными и готовыми: "совершенно-классически"! – буквами человеческого "духа".

– Поделитесь творческими планами. Какие темы особенно занимают вас сейчас? Работаете над чем-нибудь?

– В ближайших планах – всё-таки завершить – и, разумеется, многоточечно! – свой роман. Параллельно пишу и новую философскую книгу, продолжая рационально "безумствовать" – на-в русской почве-бездне... Отдельно хочу подчеркнуть, что, работая в Студии литературного мастерства Юрия Полякова при Московском государственном областном университете, очень надеюсь на превосходное творческое будущее своих учеников и коллег, благо они уже заявили о себе, и вне графоманских заклятий!.. Тем более нынешняя эпидемиологическая обстановка только способствует страстной одухотворённости – едва ли не в Большом стиле победоносной отечественной истории...

"ЛГ" поздравляет Петра Вячеславовича Калитина с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, удачи и новых философских откровений!