ОБЗОР ПОЭТИЧЕСКИХ ПОДБОРОК, ОПУБЛИКОВАННЫХ
В № 6, 2021 ГАЗЕТЫ «ПОЭТОГРАД»
1
В № 6, 2021 ГАЗЕТЫ «ПОЭТОГРАД»
1
Противоречие резкое: циркулярка, вторгающаяся в реальность, и — шмель, словно противоречащий оной работе: соприродный всему цветущему вокруг, гудящий живым счастьем бытия:
Под шум соседской циркулярки,
Возне и стуку вопреки,
Смотреть, как шмель большой и жаркий
Взлетел с невидимой руки.
Мечтать о заморозках ранних,
Когда прихватится вода,
И разноцветное страданье
Перегорит под холода.
Возне и стуку вопреки,
Смотреть, как шмель большой и жаркий
Взлетел с невидимой руки.
Мечтать о заморозках ранних,
Когда прихватится вода,
И разноцветное страданье
Перегорит под холода.
Земля и небо Любови Берёзкиной устроены по-своему: с особой своею акустикой, с необычностью самых обычных панорам, с парадоксами, играющими на руку читательскому восприятию: бередящими мысль.
Белый ангел, пролетающий над садом, благосклонно роняет драгоценное перо, и расцветает оно бесчисленными поэтическими огнями.
Природного изобилия в стихах Берёзкиной довольно много, и разнообразно оно, даваемое богато соком смысла наполненных строк:
Белый ангел, пролетающий над садом, благосклонно роняет драгоценное перо, и расцветает оно бесчисленными поэтическими огнями.
Природного изобилия в стихах Берёзкиной довольно много, и разнообразно оно, даваемое богато соком смысла наполненных строк:
Шиповника побеги, и трава,
И лепестки неведомых дорожек.
Когда кресты рубили на дрова,
Здесь было так, века — и будет то же.
И лепестки неведомых дорожек.
Когда кресты рубили на дрова,
Здесь было так, века — и будет то же.
Есть и спокойная интонация: точно все, что бы ни происходило, ни звучало, ни насыпалось нелепо, нужно перетерпеть, извлекая солевой опыт…
Есть и масштабная музыка…
Соединение многих благородно-высоких качеств превращает стихи Берёзкиной в яркое, световое явление…
Есть и масштабная музыка…
Соединение многих благородно-высоких качеств превращает стихи Берёзкиной в яркое, световое явление…
2
Сонный паралич чреват: сознание может не восстановиться…
Фиксация различных состояний: так, чтобы они становились яснее в своей основе: одна из тончайших функций поэзии, что хорошо доказывают стихи Николь Воскресной:
Фиксация различных состояний: так, чтобы они становились яснее в своей основе: одна из тончайших функций поэзии, что хорошо доказывают стихи Николь Воскресной:
Существо, утратившее любовь.
Молчание, переведенное дословно,
сорванное как покров,
в лицо, глядящее двустволкой,
обнимающее как сонный паралич.
Молчание, переведенное дословно,
сорванное как покров,
в лицо, глядящее двустволкой,
обнимающее как сонный паралич.
Сила высказывания подчеркивается необычностью ритма: и он, словно зигзагообразный, заставляет почувствовать нечто, упущенное ранее.
Яблоко, слаще чем грех первородства,
трепетнее вожделения, —
красота притягивает демонов или уродцев,
и ей не будет прощения…
Какое святое сиротство,
оно ли не наваждение.
трепетнее вожделения, —
красота притягивает демонов или уродцев,
и ей не будет прощения…
Какое святое сиротство,
оно ли не наваждение.
Сложно выстроенная метафизика мрачна, однако яблоками представленные стихи, налитые крупитчатой плотью смысла, осмысления яви и своеобразной, прихотливой красоты, отменяют эту безнадежность…
3
Красива звездная безмолвность, особенно открывающаяся двоим, и взлет, обеспечивающий приближение к тайне, позволяет ярче увидеть предложенную окрест реальность:
Я в этот миг с тобою рядом.
Ты знаешь, время лишь условность.
Мы шелестим весенним садом,
Взлетаем в звездную безмолвность.
Ты знаешь, время лишь условность.
Мы шелестим весенним садом,
Взлетаем в звездную безмолвность.
Красивые, словно светящиеся изнутри раковины слова — таково ощущение от чтения стихов Натальи Михайловской: стихов, прошитых грустью и отмеченных ощущением полета, играющих и поющих предельно серьезно: разных, собираемых в чудесные, ароматные букеты…
…Ароматы стихов — духовного свойства: тонкость поэзии точно подразумевает бесхлебность.
Захлестывает волна, несет, осень мерцает где-то внизу…
…Ароматы стихов — духовного свойства: тонкость поэзии точно подразумевает бесхлебность.
Захлестывает волна, несет, осень мерцает где-то внизу…
Склонила гроздья тонкая рябина,
И небо хмурое тоскует в вышине.
Покрыта инеем осенняя долина,
Вот так и ты скучаешь обо мне.
И небо хмурое тоскует в вышине.
Покрыта инеем осенняя долина,
Вот так и ты скучаешь обо мне.
«Симфония зимы» прозвучит пышно: разойдется белеющей, блещущей синевой, рассыплется фейерверками снегов…
Мудрость Востока проявится в неожиданном ракурсе:
Мудрость Востока проявится в неожиданном ракурсе:
Богат Восток сияньем жемчугов,
И роскошью дворцов к себе манит.
Но слово мудрецов ценней всего —
Иди за сердцем, — говорят они.
И роскошью дворцов к себе манит.
Но слово мудрецов ценней всего —
Иди за сердцем, — говорят они.
Наталья Михайловская идет за сердцем, и путь ее покрывается цветами стихов.
4
Длинная строка свидетельствует о желании наполнить ее как можно большим: разнообразным, изо всего арсенала жизни:
В точке равноденствия Фемида не ошибется —
Ни одна из чаш весов не коснется земли. Солнце
Уступает дорогу ночи, и та не преминет прийти,
Чтобы срочно кого-то спасти из объятий тоски.
Ни одна из чаш весов не коснется земли. Солнце
Уступает дорогу ночи, и та не преминет прийти,
Чтобы срочно кого-то спасти из объятий тоски.
Чаши весов качаются над бездной, которую фиксирует поэт, и бездна эта, облеченная в разные тона, ярко вспыхивает на солнце духа…
Сильная растяжка строк Виктории Мамоновой перехвачена метафизическими волокнами: поэт стремится к предельному осмыслению действительности, таковому, когда не останется вопросов, когда — произнесенный, заданный вопрос будет же и ответом:
Сильная растяжка строк Виктории Мамоновой перехвачена метафизическими волокнами: поэт стремится к предельному осмыслению действительности, таковому, когда не останется вопросов, когда — произнесенный, заданный вопрос будет же и ответом:
Поздний сентябрь бьется в эпилептическом припадке,
слепящая белизна неба изнуряет до слез глаза,
ясность — себе равна — требует чистоты и повторения;
мы с таким удушливым рвением ожидали начала,
что само ожидание разменяли на ближнее зрение.
слепящая белизна неба изнуряет до слез глаза,
ясность — себе равна — требует чистоты и повторения;
мы с таким удушливым рвением ожидали начала,
что само ожидание разменяли на ближнее зрение.
Ближнее зрение противоречит перспективам, чья мощь всегда завораживает больше…
…Да нет: ведь там где-то смерть: неизбывно-неизвестная, а мы все о жизни, о жизни…
Виктория Мамонова выстраивает свою поэтическую систему, используя звезды и осень, математическое равноденствие и алхимические тайны, чтобы сумма завораживала, превращаясь в сумму сумм.
…Да нет: ведь там где-то смерть: неизбывно-неизвестная, а мы все о жизни, о жизни…
Виктория Мамонова выстраивает свою поэтическую систему, используя звезды и осень, математическое равноденствие и алхимические тайны, чтобы сумма завораживала, превращаясь в сумму сумм.
5
Разговорная интонация не исключает метафизического осмысления пространства, времени, сущности мира и того, что делает его таким, каков он есть:
Допустим Миром правит просто случай,
С моим рождением Хрычёвым повезло,
Но вот откуда возникает зло:
Два годика — болезнь все круче.
Я сохну, вяну (медики не в помощь),
В растерянности мать,
но вдруг старушка
Ей посоветовала фрукт ли, овощ —
И через месяц вновь я, как игрушка!
С моим рождением Хрычёвым повезло,
Но вот откуда возникает зло:
Два годика — болезнь все круче.
Я сохну, вяну (медики не в помощь),
В растерянности мать,
но вдруг старушка
Ей посоветовала фрукт ли, овощ —
И через месяц вновь я, как игрушка!
Разговорная интонация Юрия Хрычёва множится на иронию, словно вшифрованную в строки, и на игру в наив, когда говоримое ясно, но преподносится под тем же углом, под которым видел действительность, допустим, Пиросмани…
…Потом, осмысливая собственную, глодавшую болезнь — возникает просветление: когда полупрозрачный ум касается потаенного механизма всемирности:
…Потом, осмысливая собственную, глодавшую болезнь — возникает просветление: когда полупрозрачный ум касается потаенного механизма всемирности:
Итак, четырежды я был на грани смерти,
А если к этому прибавить десять лет,
Когда бездарные завистливые черти
Душили мой гуманистический проект,
То возникает убеждение: не случай
В судьбе на главную выходит роль,
А недоступный, не Земной — дремучий
Всемирно управляющий —
Король!
А если к этому прибавить десять лет,
Когда бездарные завистливые черти
Душили мой гуманистический проект,
То возникает убеждение: не случай
В судьбе на главную выходит роль,
А недоступный, не Земной — дремучий
Всемирно управляющий —
Король!
Нечто, просиявшее в результате болезни, открывает и ее код.
Так, ступенями повышения, мешая метафизику и иронию, поэт поднимается к подлинности высоты осмысления — через эстетические призмы — действительности.
Так, ступенями повышения, мешая метафизику и иронию, поэт поднимается к подлинности высоты осмысления — через эстетические призмы — действительности.
Александр БАЛТИН