Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Евгений СТЕПАНОВ
Москва


Евгений Степанов (1964) — поэт, прозаик, публицист, издатель. Родился в Москве. Окончил факультет иностранных языков Тамбовского педагогического института и аспирантуру МГУ им. М. В. Ломоносова. Кандидат филологических наук. Печатался в журналах "Урал", "Нева", "Звезда", "Дружба народов", "Знамя", "Наш современник", "Арион", "Интерпоэзия", "Юность", "Литкультпривет", "Волга" и во многих других изданиях. Автор нескольких книг стихов и прозы. Главный редактор журнала "Дети Ра" и портала "Читальный зал". Лауреат премии имени А. Дельвига ("Литературная газета") и премии журнала "Нева". Живет в Москве и поселке Быково (Московская область).


КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ ИЗ ЦИКЛА "РЕДАКЦИОННЫЕ БУДНИ"


РАБОЧИЙ ИНСТРУМЕНТ


Более тридцати лет назад замечательный человек Владимир Николаевич Вигилянский (он теперь священник отец Владимир) устроил меня на работу редактором в отдел литературы еженедельника "Семья", который выходил тогда тиражом пять миллионов экземпляров.
С тех пор и тружусь на редакторско-издательской ниве. Работа эта нервная, даже немного опасная. Всех ты напечатать, при всем желании, не можешь. Авторы обижаются. Некоторые начинают обзываться, другие грозят убить... Впрочем, есть у этой работы и свои плюсы. Во?первых, начинаешь разбираться в людях, понимать, кто тебе друг, а кто не очень. А во?вторых, иногда авторы даже спасают от разных неприятностей.
.К врачам я стараюсь не обращаться. Последний раз мне делали операцию несколько десятков лет назад в Женеве, где я тогда учился в религиозном университете.
А тут заболел. На заднем месте появилась опухоль, которая стала нарастать. Ни сесть, ни лечь. Больно. Но работать надо.
Пришел на работу, сел за стол, начал читать рукописи.
Позвонила талантливая и красивая — средних лет — поэтесса Серафима Снежинкина (фамилия изменена. — Е. С.). Сказала, что привезет новую рукопись.
Договорились о встрече.
Серафима приехала и первым делом спросила:
— А ты почему так выглядишь плохо? Что болит?
— С чего ты взяла?
— Я же по образованию медсестра, проработала в поликлинике десять лет.
— А?а, понятно, — ответил я. — Понимаешь, на заднем месте какая-то хрень соскочила.
— На каком таком заднем месте? — уточнила Серафима.
—        На жопе, что ли?
— Ну да, если угодно.
— Жопа — вещь серьезная, — сказала Серафима. — Это твой рабочий инструмент.
— То есть?
— Ну ты же на жопе сидишь, рукописи читаешь. Так и есть
— рабочий инструмент.
— Это правда, — согласился я.
— Снимай штаны! — решительно приказала поэтесса.
— В каком смысле?
— В прямом. Буду проводить медицинский осмотр.
Я послушался.
Серафима внимательно исследовала мой рабочий инструмент и почему-то спросила:
— Ты в лес давно ходил?
— В эти выходные, за грибами.
— Поздравляю, — улыбнулась Серафима, — Ты
повстречался с клещом. Это он твою кровь и пил.
Она показала мне маленького черного кровопийцу, который, судя по всему, перепил моей крови и уже не подавал признаков жизни.
— Спасибо, Серафима! Ты настоящий друг,
— сказал я.
— А стихи-то напечатаешь? — уточнила поэтесса.
— Ты еще спрашиваешь! — честно ответил я.

2019, 2020


ПОЭТ-БИЗНЕСМЕН


— Женя, это очень крутой человек, — сказал мне по телефону Андрей Тюльпанов, исполнительный директор одной центральной газеты. — Он крупный бизнесмен, но пишет стихи. И хорошие стихи. Я буду рекомендовать ему тебя как издателя. Денег у него, как у дурака махорки. Заплатит щедро. Но ты, пожалуйста, не подведи. Сделай все по высшему разряду.
— Андрюша, конечно, — заверил я приятеля.
— Все-таки мы уже крупное издательство, в год издаем примерно 300 наименований книг. Опыт есть. Не подведем.
Мы созвонились с поэтом-бизнесменом. И договорились о встрече вечером у меня в офисе.
А днем меня как издателя газеты "Литературные известия" пригласили на одну пресс-конференцию. Там же состоялся и фуршет, на котором мы активно пообщались с главным редактором толстого литературного журнала "Свобода слова". Раньше мы с этим редактором почему-то враждовали, а тут разговорились, крепко выпили и выяснилось, что уже и не помним, из-за чего враждуем. Напился я в тот день очень сильно. Так сильно — впервые в жизни.
К себе в редакцию (где у нас шел мучительный капитальный ремонт) вернулся на такси еле живой.
Приезжаю, а там меня уже ждут моя взволнованная помощница и заказчик — поэт-бизнесмен, солидный такой и упитанный дядька лет пятидесяти пяти.
Он посмотрел на меня как минимум с интересом.
— Так это вы — Степанов, — недоверчиво спросил он.
— Да, это я, — еле выговаривая слова, пролепетал я. — Извините, пожалуйста, я сегодня немножко выпил. Давайте завтра встретимся. Я сейчас лучше бы поспал.
— А что хоть пил? — неожиданно проявил интерес поэт-бизнесмен.
— И водку, и вино, и шампанское. Короче, коктейль.
— Это ты зря, мешать не надо, — неожиданно проявил участие предприниматель. — Я-то знаю. Я уже двадцать лет не пью. В завязке. Но, кажется, зря. Что-то в жизни я, наверное, потерял. У тебя такие счастливые глаза!
Короче говоря, на следующий день мы, как ни странно, заключили договор. В кратчайшие сроки и на высоком полиграфическом уровне я выпустил поэту-бизнесмену книгу. Он остался очень доволен. И потом даже стал поддерживать мои бессмысленные некоммерческие журналы.
В общем, я ничего в этой жизни не понимаю.
Кстати, с тех пор я больше не напивался ни разу.
Возможно, зря.

2015, 2020


ОГУРЦОВ И ПОМИДОРОВ


Писатель Огурцов зашел в гости к издателю Помидорову. И у них состоялся такой диалог:
— Вы можете меня сделать известным писателем?
— Конечно, могу.
— А что для этого нужно?
— Деньги.
— Ну, это понятно. А что еще? Какие стратегии есть? Какой имидж вы мне посоветуете?
— По-моему, все просто. У с п е ш н ы й русский писатель борется с властью. Боролся Солженицын, борется Лимонов. Теперь в ряды оппозиционеров радостно влились и Дмитрий Быков, и Людмила Улицкая.
— Но я тоже борюсь с властью, но у меня нет никакой известности.
— Это легко исправить.
— О, это интересно! Что же я должен сделать?
— Сесть. Да, сесть в тюрьму. Хотя бы на два года. Да, если вам дадут "двушечку", это будет очень хорошо.
— Нет, я так не согласен. Я хочу быть известным, а в тюрьму не хочу. "Двушечка" — это слишком.
— Ну что ж, тогда — деньги. Только деньги. Миллиона два долларов. Как минимум.
— А у меня еще талант есть.
— А талант много у кого есть.
— Это все, что вы можете мне сказать?
— Да, это все.

2013, 2018