Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Беседу вела ЛАНА КОРНЕЕВА


Василий Мурзин – поэт. Родился в 1982 году в Москве. Победитель конкурса "Поэзия 2018-2019" Московской городской организации Союза писателей России (МГО СПР). Награждён орденом МГО СПР "За вклад в литературу ХХ1 века". Автор книг "Обнуление", "Остров", многих коллективных сборников МГО СПР. Публиковался в журналах "Вторник", "Свет столицы". Финалист конкурса "Турнир поэтов "Поединок"" журнала "Москва". Участник благотворительного аукциона "Рукописные книги современных поэтов" в пользу негосударственного музея (кабинета) Осипа Мандельштама (г. Фрязино). Номинант премии VII Международного конкурса имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков.


Духовное пространство сужается



Но поиск культурных сокровищ помогает этому противостоять


На днях в Москве в серии "101 поэт XXI века" вышел поэтический сборник Василия Мурзина "Обнуление". О творчестве в эпоху потребления, судьбоносных встречах с великими современниками и новых замыслах поэт рассказал "ЛГ".

– Что для вас творчество – самореализация, самосовершенствование, разговор со Вселенной, с Богом?

– Для меня творчество – это одновременно и сама жизнь, и её смысл. Несомненно, жизнь нам дана для созидания. В моём случае это в первую очередь литературное творчество.
Хотя сегодня – и это наша трагедия – экономические условия, мягко говоря, не способствуют тому, чтобы развивать творческие способности человека. Это особенно заметно в больших городах. Все разговоры, вся жизнь сводится либо к карьере, либо к модным тусовкам. Мы живём в обществе потребления.
Как-то на одной из презентаций Леониду Парфёнову задали вопрос о сегодняшней жизни. Он сказал, мол, мы можем попытаться как-то окультурить человека в современной Москве, попытаться завести его в театр, книгу дать, но всё равно у него в голове останется мысль о том, что в "Ашане" сегодня распродажа...
С такими людьми общаться неинтересно. Но ведь многие действительно так живут. Ездят в выходные по распродажам целыми семьями. Духовное пространство у современного человека стремительно сужается, особенно в мегаполисе. У него ни на что не хватает времени. Допустим, в XVIII–XIX веках читать могли только люди из привилегированных слоёв общества, а у низших слоёв просто не было для этого ни времени, ни сил, они работали по 12 часов. Культурная сфера была для них закрыта. Сейчас я наблюдаю нечто подобное. У людей сегодня нет ни времени, ни внутренней сосредоточенности, чтобы приобщиться к культуре. Конечно, и современные технологии влияют – это обратная сторона прогресса.

– Как вам удаётся находить время на творчество? Как настраиваетесь на него?

– Я считаю это практически чудом. Все мои произведения созданы "вопреки": по большому счёту они не могли появиться в нынешних условиях. Не знаю, как мне всё это удаётся. Иногда приходится делать над собой усилие.
Постепенно накапливаются различные впечатления от ранее прочитанных произведений, встреч с великими современниками. Много даёт и ощущение времени: что было раньше, что сейчас. Я словно вступаю в некий непрерывный временной поток. И это имеет для меня большое значение.

– Мне кажется, время – это очень важная тема для каждого поэта наряду с темами жизни, смерти и любви. Что для вас время?

– С одной стороны, время для меня делится на периоды. Я люблю историю, поэтому разные эпохи связаны в моём сознании с определёнными историческими событиями. Но в последнее время я начал понимать, что это гораздо более глубокое понятие. Иногда время бывает неуловимым. Это очень большая тема для творчества: невозвратность прошлого. Так сказать, потерянные годы.
Моё жизненное кредо – не жить "просто так", а стараться каждый день наполнить чем-то значительным. Я стараюсь никогда не останавливаться, даже достигая неких высот.

– То есть для вас, например, лечь и посмотреть сериал, чтобы расслабиться, – это потерянное время? Требуется постоянная внутренняя работа?

– Да, я неугомонный. К тому же столичная жизнь действительно очень насыщена событиями. Я часто бываю на разных литературных встречах, презентациях: очень ценю вот такое неформальное, спонтанное общение. Это своего рода "закулисье" культуры, в котором случается много интересных вещей.

– Какие современные авторы оказали на вас влияние?

– Своим учителем и другом я могу назвать Владимира Петровича Вишневского – знаменитого современного поэта-одностишца. Я встретился с ним благодаря его величеству случаю, и со временем шапочное знакомство переросло в нечто большее. Он стал моим другом, на которого я опираюсь не только в творчестве, но и в повседневной жизни. Я ему очень благодарен. Особенно люблю его одностишия: они современны и легко запоминаются, их хочется цитировать. Владимир Петрович играет для меня роль внутреннего цензора и талисмана.
Сильно повлиял на меня, конечно же, Андрей Дементьев, которого, к сожалению, уже нет с нами. Его я тоже встречал на различных презентациях. Конечно же, я люблю его стихи, но он повлиял на меня даже больше как человек, как личность. Я увидел его и сказал себе: вот это – поэт. Он воплощал для меня весь литературный мир, в том числе легендарный журнал "Юность".
И конечно, я хотел бы сказать про Евгения Александровича Евтушенко. В 80-е годы, когда я был ещё дошкольником, у меня дома хранилась хрестоматия, в которой были напечатаны стихи Евтушенко "В палате выключили радио". Годы спустя я взял её на творческую встречу с поэтом, и Евгений Александрович мне её подписал. Этот момент словно объединил два временных отрезка – детские годы и современность. Евтушенко – историческая личность, человек мира. Он олицетворял собой огромную эпоху. Когда в 9-м классе я писал реферат об "оттепели", я и представить не мог, что однажды встречусь с её творцами в реальной жизни. Это, конечно, произвело на меня сильнейшее впечатление.
Для меня Евгений Евтушенко был последним великим поэтом. Вознесенский к тому времени уже ушёл, ушли Ахмадулина и Окуджава. Я почувствовал, что мне необходимо увидеть олицетворение этой легендарной эпохи, из которой мы все вышли. И потянулся к Евтушенко. Каждый его приезд в Москву был большим событием. И я рад, что у меня была возможность пообщаться с ним на встречах, задать интересующие меня вопросы, что-то подарить.
Особенно запомнился его последний приезд, в конце 2016 года. Сначала у него была презентация в книжном магазине "Москва", потом через день – встреча в библиотеке имени Михаила Светлова. И вот вечер закончился, но он продолжал отвечать на вопросы столпившихся вокруг людей, обстановка стала более камерной. Затем последние гости разошлись, остались только помощники. Уходить не хотелось. Хотя, естественно, я не думал, что вижу поэта в последний раз. Помню: Садовое кольцо, зимний вечер на улице, бегут прохожие. В дверях библиотеки появляется высокая фигура Евтушенко, его провожают до машины – вечером у него самолёт, он торопится. И машина увозит его по Садовому кольцу на запад, туда, где садится солнце. Как оказалось, это был последний его визит. 1 апреля 2017 года его не стало. Конечно, это было для меня настоящим шоком: возникло чувство, что утрачена опора...

– А из классиков кого чаще всего перечитываете? С кем чувствуете некоторое духовное родство?

– Мне близка русская классическая литература в целом, я на ней воспитывался. Фет, Тютчев, Пушкин, Есенин, Плещеев – имена, знакомые с детства. Особенно много значит для меня пейзажная лирика русских поэтов XIX века.
Арсений Тарковский оказал на меня огромное влияние. Его стихи, звучащие в фильме Андрея Тарковского, произвели на меня сильнейшее впечатление. Это один из любимейших моих поэтов. Я думаю, его недаром называют последним представителем Серебряного века.
К слову, повлияли на меня и фильмы Андрея Тарковского. В первую очередь "Зеркало". Он научил меня вниманию к мелочам, которое свойственно моей поэзии. А ещё – фильм Марлена Хуциева "Мне двадцать лет" (или "Застава Ильича"). Мне очень нравится, как режиссёр видит эпоху 1960-х. Особенно – как он отразил её в этом фильме и в фильме "Июльский дождь". Я советую всем посмотреть или же пересмотреть эти картины.
Также в моих стихах много музыки. Из музыкантов на меня огромное влияние оказал наш современник, Эдуард Артемьев: он много писал для фильмов Никиты Михалкова, Андрея Кончаловского. Из композиторов могу назвать ещё Свиридова. И, конечно, Шостаковича. Его "Ленинградская симфония" – сильнейшее произведение.
На самом деле довольно непросто вычленить то, из чего складываются мои стихи. Из самой жизни – благо она насыщенная. Я стараюсь брать от неё всё, постоянно находить новые сокровища.

– Буквально на днях вышла ваша книга "Обнуление". Каким вы видите свой дальнейший путь в литературе? Есть ли уже новые идеи и планы?

– Да. У меня есть мечта создать условную "Советиану". Произведение на стыке жанров: стихи и короткие рассказы, построенные на приёме гротеска. Я хочу изобразить нашу советскую действительность, жизнь поколения, молодость которого пришлась на 60-70-е годы. Это будет иронический взгляд на советского человека в неких фантасмагорических обстоятельствах. Моя главная задача – опровергнуть, высмеять набившие оскомину штампы о советской эпохе, популярные анекдоты. Показать, что об этом времени можно писать иначе – не впадая ни в патетику, ни в уничижение. Я хочу попытаться художественно переосмыслить советскую действительность. По-моему, должно получиться интересно.