КОСМОС КИРИЛЛА КОВАЛЬДЖИ
Мудрость часто рядится в иронические одежды; улыбка доброго лукавства сопровождает порою печальные изречения, связанные с истиной насмерть, не разорвать:
А Бухарест пустеет –
мои друзья уходят
в тот лучший мир, который
всегда открыт для всех.
Старается столица
утешить — производит
очередных румын
похожих, но не тех…
мои друзья уходят
в тот лучший мир, который
всегда открыт для всех.
Старается столица
утешить — производит
очередных румын
похожих, но не тех…
Многие стихи Кирилла Ковальджи (1930–2017) пронизаны тонкой иронией мудрости и… добротой, которые он дарил миру богато, щедро: поэты нескольких поколений узнали их благотворные волны на себе…
Иногда кратчайшие ноты дают анализ реальности в большей степени, нежели тома исследований, груды якобы научных рассуждений:
Иногда кратчайшие ноты дают анализ реальности в большей степени, нежели тома исследований, груды якобы научных рассуждений:
А ужастики в кино
надоели мне давно –
ужас будет все равно!
надоели мне давно –
ужас будет все равно!
Ужас будет, от него никуда не деться, и замшелые бредни ужастиков даже не особенно увеличивают его.
Ковальджи принадлежит точнейшее одностишие, дающее портрет психологического пейзажа человека, известный многим, и как тяжело звучат три поставленных в ряд глагола:
Ковальджи принадлежит точнейшее одностишие, дающее портрет психологического пейзажа человека, известный многим, и как тяжело звучат три поставленных в ряд глагола:
Ужаснулся. Осознал. Привык.
Тяжело, но не безнадежно: в поэзии поэта всегда остается солнце, радуга, цветы, дети…
Ковальджи был разнообразен: и всегда ему была присуща виртуозная легкость, определяющая исполнение текста: он гранил венки сонетов, жестко и четко обрабатывая камни строк, и он запускал воздушные шары верлибров: кратких, сияющих оттенками; он писал предельно серьезно:
Ковальджи был разнообразен: и всегда ему была присуща виртуозная легкость, определяющая исполнение текста: он гранил венки сонетов, жестко и четко обрабатывая камни строк, и он запускал воздушные шары верлибров: кратких, сияющих оттенками; он писал предельно серьезно:
— Как я жил? Я строил дом
на песке. Волна смывала…
Только в детстве горя мало,
если можно все сначала
и не важно, что потом.
на песке. Волна смывала…
Только в детстве горя мало,
если можно все сначала
и не важно, что потом.
И замечательно иронично: точно используя все возможности языка: как и — часов жизни, и — вместе с тем — великолепных песочных часов вечности, о которой так мало известно человеку, о какой так много говорят стихи…
Александр БАЛТИН