ГЕННАДИЙ КРАСНИКОВ
Мужественная книга
Русским или нерусским никого нельзя назначить
К русской истории, к русскому сознанию (не забывая о его "всемирной отзывчивости"!) обращена книга Юрия Полякова "Желание быть русским". Поскольку тема государствообразующего русского народа, его судьбы в собственной стране почему-то с давних пор считается в нашем Отечестве деликатной, "неполиткорректной", фактически табуированной в информационном пространстве (как раз и принадлежащем тем самым "цензорам"), то и поднимать разговор по этой проблеме мало кто отваживается, что называется – себе дороже, наживёшь врагов и мелких, и влиятельных, попадёшь в их "чёрные списки". Берясь же за эту тему, даже такой известный писатель, как Юрий Поляков, драматург, остроумный и бесстрашный публицист, общественный деятель, медийный человек, – открыто называя вещи своими именами, приводя неопровержимые болезненные, замалчиваемые исторические факты, используя документальные и литературные источники в своих доводах, – всё-таки вынужден проявлять известную выдержку. Деликатность проявлена уже в самом названии, в котором слово "желание" звучит несколько извинительно, как будто речь идёт о приставном стуле в театре, где на чужом балу жизни все места заняты. Хотя здесь уместен только категорический императив: "Быть русским!"
Логика создания этой книги (справедливо называть её "многолетний труд писателя") понятна. Юрий Поляков на всех этапах современной истории, свидетелем и действующим лицом которой он был, при всех сменах замысловатых идеологических курсов оставался верен себе. "О патриотизме я писал тогда, – говорит он, – когда само слово "патриот" было почти бранным, а теледикторы если и произносили его, то с непременной брезгливой судорогой на лице. Не знаю, откуда взялась уверенность, что строить новую Россию следует на основе стойкой неприязни к Отечеству, но могу предположить: идея исходила от тех политических персонажей, которые видели в РФ лишь факторию для снабжения цивилизованного Запада дешёвым туземным сырьём. С патриотизмом боролись так же истово и затейливо, как прежние воинствующие безбожники с религией".
Также понятно – почему публицистика, историческая публицистика, разумеется, поскольку: "Статьи и эссе, точно предохранительные клапаны, позволяют литератору выпустить лишний пар – социальный гнев, ярость оскорблённой нравственности, мимолётную обиду на подлость эпохи, тоску бытовых неурядиц... Художник имеет право на пристрастие, но без гнева".
Эту книгу трудно пересказывать, её надо читать. Поэтому и дана к моим заметкам рубрика "Перед чтением". Она является как бы неким вводным предварением к погружению в непростую проблему исторической несправедливости, связанную с положением русского народа на собственной земле, причём как в дореволюционные времена, так и в советскую и постсоветскую эпохи. При этом умный автор (а глупый наколбасил бы тут непременно!) прекрасно отдаёт себе отчёт: "Этническая самоидентификация – категория тонкая: нажал – и сломал. Она, подобно любви, не терпит принуждения и навязчивости. Русским, как и нерусским, никого нельзя назначить или обязать быть. Можно пытаться. А толку? В основе этнического самоопределения лежит желание человека принадлежать к данному народу, в нашем случае – "желание быть русским". Чем объясняется такое предпочтение – генетикой, культурой, языком, комплексом причин, – пусть разбираются специалисты. Нам важно другое: с нежелания или боязни людей принадлежать к тому или иному этносу начинается исчезновение народа. В нашем случае – русского".
Уместно, хотя вряд ли будет услышано недоброжелателями, и авторское предупреждение: "Не волнуйтесь, друзья, автор – не русский националист, а скорее русский заботник – есть у Даля такое хорошее словцо. И заметки эти написаны именно с позиций русского заботника. Поверьте, таких заботников немало по всей стране и за рубежами. Я, к вашему сведению, прилежно выполняю совет Гоголя литераторам – "проездиться по России".
Назову только несколько главных, на мой взгляд, мыслей из книги Юрия Полякова, без которых невозможно понять суть многовековой отечественной истории. Это, во-первых, историософский и духовный (религиознодуховный) аспект вопроса: "У русских имелся, если хотите, особый, в чём-то мистический "завет" с государством, пронесённый сквозь тысячелетие. Наши предки рано поняли: на бескрайней равнине мы, окружённые кочевниками и агрессивными иноверцами, можем сохраниться как народ только в жёстких обручах державы – "наряда", по летописному слову, которое понималось гораздо шире, чем "порядок". Призвание на княжение Рюрика (возможно, балтийского славянина) объясняется именно этими обстоятельствами. Этим же объясняется и тот факт, что мы прощаем Кремлю излишнюю суровость и неудачи во внутренней политике, если ему удалось организовать отпор иноземному посягательству".
Другая мысль, красной нитью прошивающая всю книгу: "Если ты боишься или стесняешься вслух назвать себя русским, ты почти уже перестал быть им". Это как щит от всех невзгод исторических, от всех нападений лукавых искусителей и клеветников России. Тут – как всегда на Руси – либо ты со щитом или на щите, а вместе с тобой и твоя Россия!..
Среди болевых точек – существенный урок, который не был извлечён из территориально-национального устройства государства: "Именно по национально-территориальным швам, сиречь по "союзным" границам, часто условным, непродуманным, продиктованным политическим моментом, и лопнул СССР. Оказалось, запретную игру "в самоопределение вплоть до отделения" никто и не думал забывать, включая руководителей равноправных республик", при этом "русские вообще не воспринимали себя народом, имеющим отдельные этнические интересы, все свои планы и устремления связывая с многонациональной страной. Так их воспитали история, церковь и власть, не только советская". И именно этому народу кричали со всех неблагодарных окраин рушащейся империи: "Чемодан, вокзал, Россия!" А была ли у русских своя Россия – вот в чём вопрос!
Помнится, самым опасным советская власть считала в СССР так называемое почвенническое направление в русской литературе, видя в русских писателях проявление "русского национализма", а по сути, боясь и удушая ростки национального возрождения на родной земле, достаточно вспомнить омерзительную русофобскую статью "Против антиисторизма" партийного идеолога Александра Яковлева, надолго перекрывшего кислород патриотически мыслящим русским деятелям культуры. Даже "тихая лирика" с голосом Николая Рубцова, Владимира Соколова, Николая Тряпкина объявлялась опасной. "Поэтами русской резервации" назовёт их Юрий Кузнецов. Ю. Поляков, говоря об этой неискоренимой тенденции, перебрасывает мостик в век девятнадцатый: "Напомню, что многие активные славянофилы, такие как братья Аксаковы, состояли под негласным надзором полиции и жёстко цензурировались". И объясняет этот страх власти: ".главная опасность заключалась в русском народе, в его имперском инстинкте, в том мистическом завете с государством".
И здесь, конечно, обозначается наиболее важная и глубинная проблема всей российской истории о роли личности в этой истории и об отношении власти и народа, а фактически о пропасти между ними. Поражает только удивительное качество русского народа – незлопамятность. О нём не вспоминают, так сказать, в спокойные и более-менее сытые и тучные времена. Ему отводится едва ли не второстепенная роль во властных элитах, в общественно-политической иерархии. Но когда наступают времена испытаний, годины лихолетья – именно русский народ становится объединяющей силой, забыв обо всех обидах и несправедливости по отношению к себе, именно он является ратным и духовным творцом очередной победы над очередным вражеским нашествием двунадесяти языков на его Родину. Как справедливо замечает Ю. Поляков: "А Генералиссимус на победном банкете в 1945 году произнёс отдельный тост за русский народ и его долготерпение."
И всё же, читая мужественную и честную книгу Юрия Полякова, не будем впадать в уныние. Учителями Полякова в поэзии были фронтовые поэты, о которых он писал, которым посвящал стихи. Он один из немногих в послевоенном поколении, кто написал десятки стихотворений о Великой Отечественной войне, вошедшие в самые престижные поэтические антологии. Память о тех учителях, о победителях в самой кровавой битве не даёт права терять веру в Россию, в свой народ. Ведь "мистический завет" связывает нас и с нашими учителями, с живыми, какими мы их знали, и с теми, кто остался на полях сражений. И пушкинское "бывают странные сближения" – порой приобретает поразительную реальность.
Составляя антологию военной поэзии, я обнаружил фронтового поэта Юрия Полякова, погибшего в двадцатилетнем возрасте в боях на подступах к Ленинграду. И вот, читая книгу "Желание быть русским", я вспомнил замечательные строки погибшего поэта, которые промыслительно словно благословляли через годы своего полного тёзку, говоря ему, что он не один в своём сегодняшнем служении России и что отступать нельзя:
Логика создания этой книги (справедливо называть её "многолетний труд писателя") понятна. Юрий Поляков на всех этапах современной истории, свидетелем и действующим лицом которой он был, при всех сменах замысловатых идеологических курсов оставался верен себе. "О патриотизме я писал тогда, – говорит он, – когда само слово "патриот" было почти бранным, а теледикторы если и произносили его, то с непременной брезгливой судорогой на лице. Не знаю, откуда взялась уверенность, что строить новую Россию следует на основе стойкой неприязни к Отечеству, но могу предположить: идея исходила от тех политических персонажей, которые видели в РФ лишь факторию для снабжения цивилизованного Запада дешёвым туземным сырьём. С патриотизмом боролись так же истово и затейливо, как прежние воинствующие безбожники с религией".
Также понятно – почему публицистика, историческая публицистика, разумеется, поскольку: "Статьи и эссе, точно предохранительные клапаны, позволяют литератору выпустить лишний пар – социальный гнев, ярость оскорблённой нравственности, мимолётную обиду на подлость эпохи, тоску бытовых неурядиц... Художник имеет право на пристрастие, но без гнева".
Эту книгу трудно пересказывать, её надо читать. Поэтому и дана к моим заметкам рубрика "Перед чтением". Она является как бы неким вводным предварением к погружению в непростую проблему исторической несправедливости, связанную с положением русского народа на собственной земле, причём как в дореволюционные времена, так и в советскую и постсоветскую эпохи. При этом умный автор (а глупый наколбасил бы тут непременно!) прекрасно отдаёт себе отчёт: "Этническая самоидентификация – категория тонкая: нажал – и сломал. Она, подобно любви, не терпит принуждения и навязчивости. Русским, как и нерусским, никого нельзя назначить или обязать быть. Можно пытаться. А толку? В основе этнического самоопределения лежит желание человека принадлежать к данному народу, в нашем случае – "желание быть русским". Чем объясняется такое предпочтение – генетикой, культурой, языком, комплексом причин, – пусть разбираются специалисты. Нам важно другое: с нежелания или боязни людей принадлежать к тому или иному этносу начинается исчезновение народа. В нашем случае – русского".
Уместно, хотя вряд ли будет услышано недоброжелателями, и авторское предупреждение: "Не волнуйтесь, друзья, автор – не русский националист, а скорее русский заботник – есть у Даля такое хорошее словцо. И заметки эти написаны именно с позиций русского заботника. Поверьте, таких заботников немало по всей стране и за рубежами. Я, к вашему сведению, прилежно выполняю совет Гоголя литераторам – "проездиться по России".
Назову только несколько главных, на мой взгляд, мыслей из книги Юрия Полякова, без которых невозможно понять суть многовековой отечественной истории. Это, во-первых, историософский и духовный (религиознодуховный) аспект вопроса: "У русских имелся, если хотите, особый, в чём-то мистический "завет" с государством, пронесённый сквозь тысячелетие. Наши предки рано поняли: на бескрайней равнине мы, окружённые кочевниками и агрессивными иноверцами, можем сохраниться как народ только в жёстких обручах державы – "наряда", по летописному слову, которое понималось гораздо шире, чем "порядок". Призвание на княжение Рюрика (возможно, балтийского славянина) объясняется именно этими обстоятельствами. Этим же объясняется и тот факт, что мы прощаем Кремлю излишнюю суровость и неудачи во внутренней политике, если ему удалось организовать отпор иноземному посягательству".
Другая мысль, красной нитью прошивающая всю книгу: "Если ты боишься или стесняешься вслух назвать себя русским, ты почти уже перестал быть им". Это как щит от всех невзгод исторических, от всех нападений лукавых искусителей и клеветников России. Тут – как всегда на Руси – либо ты со щитом или на щите, а вместе с тобой и твоя Россия!..
Среди болевых точек – существенный урок, который не был извлечён из территориально-национального устройства государства: "Именно по национально-территориальным швам, сиречь по "союзным" границам, часто условным, непродуманным, продиктованным политическим моментом, и лопнул СССР. Оказалось, запретную игру "в самоопределение вплоть до отделения" никто и не думал забывать, включая руководителей равноправных республик", при этом "русские вообще не воспринимали себя народом, имеющим отдельные этнические интересы, все свои планы и устремления связывая с многонациональной страной. Так их воспитали история, церковь и власть, не только советская". И именно этому народу кричали со всех неблагодарных окраин рушащейся империи: "Чемодан, вокзал, Россия!" А была ли у русских своя Россия – вот в чём вопрос!
Помнится, самым опасным советская власть считала в СССР так называемое почвенническое направление в русской литературе, видя в русских писателях проявление "русского национализма", а по сути, боясь и удушая ростки национального возрождения на родной земле, достаточно вспомнить омерзительную русофобскую статью "Против антиисторизма" партийного идеолога Александра Яковлева, надолго перекрывшего кислород патриотически мыслящим русским деятелям культуры. Даже "тихая лирика" с голосом Николая Рубцова, Владимира Соколова, Николая Тряпкина объявлялась опасной. "Поэтами русской резервации" назовёт их Юрий Кузнецов. Ю. Поляков, говоря об этой неискоренимой тенденции, перебрасывает мостик в век девятнадцатый: "Напомню, что многие активные славянофилы, такие как братья Аксаковы, состояли под негласным надзором полиции и жёстко цензурировались". И объясняет этот страх власти: ".главная опасность заключалась в русском народе, в его имперском инстинкте, в том мистическом завете с государством".
И здесь, конечно, обозначается наиболее важная и глубинная проблема всей российской истории о роли личности в этой истории и об отношении власти и народа, а фактически о пропасти между ними. Поражает только удивительное качество русского народа – незлопамятность. О нём не вспоминают, так сказать, в спокойные и более-менее сытые и тучные времена. Ему отводится едва ли не второстепенная роль во властных элитах, в общественно-политической иерархии. Но когда наступают времена испытаний, годины лихолетья – именно русский народ становится объединяющей силой, забыв обо всех обидах и несправедливости по отношению к себе, именно он является ратным и духовным творцом очередной победы над очередным вражеским нашествием двунадесяти языков на его Родину. Как справедливо замечает Ю. Поляков: "А Генералиссимус на победном банкете в 1945 году произнёс отдельный тост за русский народ и его долготерпение."
И всё же, читая мужественную и честную книгу Юрия Полякова, не будем впадать в уныние. Учителями Полякова в поэзии были фронтовые поэты, о которых он писал, которым посвящал стихи. Он один из немногих в послевоенном поколении, кто написал десятки стихотворений о Великой Отечественной войне, вошедшие в самые престижные поэтические антологии. Память о тех учителях, о победителях в самой кровавой битве не даёт права терять веру в Россию, в свой народ. Ведь "мистический завет" связывает нас и с нашими учителями, с живыми, какими мы их знали, и с теми, кто остался на полях сражений. И пушкинское "бывают странные сближения" – порой приобретает поразительную реальность.
Составляя антологию военной поэзии, я обнаружил фронтового поэта Юрия Полякова, погибшего в двадцатилетнем возрасте в боях на подступах к Ленинграду. И вот, читая книгу "Желание быть русским", я вспомнил замечательные строки погибшего поэта, которые промыслительно словно благословляли через годы своего полного тёзку, говоря ему, что он не один в своём сегодняшнем служении России и что отступать нельзя:
Как будто бы снова военной трубою
Разбужена медная рать...
Так предки из гроба встают перед боем,
Чтоб мужеством нам помогать.
Разбужена медная рать...
Так предки из гроба встают перед боем,
Чтоб мужеством нам помогать.