Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы


АРИНА ТРОИЦКАЯ


Лики проступают сквозь личины


Татьяна Горичева. Опасно говорить о Боге. – М.: Экологическая палата России, 2021. – 132 с. – 2000 экз.
Татьяна Горичева. Говорящие "да". – М.: Экологическая палата России, 2020. – 192 с. – 1000 экз.
Татьяна Горичева, Юрий Мамлеев. Новый Град Китеж. Философский анализ русского бытия. – 2-е изд., испр. – М.: Традиция, 2020. – 208 с.: ил. – 1000 экз.


На исходе 2020 года два издательства порадовали своих читателей, выпустив три книги Татьяны Горичевой – философа, богослова, поэта, христианской феминистки, защитницы животных. Это автобиографическая книга "Опасно говорить о Боге", "Новый Град Китеж", написанная совместно с Ю. Мамлеевым о России и русских, и "Говорящие "да" – первая православная концептуальная работа на тему экологии и экологического сознания.
Страной, где каждый день – первый день творения, назвал Россию Рильке, почитаемый автором рецензируемых книг. Собственно, все три её текста – это гимн Родине. Именно в России, уверена Татьяна Горичева, живут самые счастливые люди, даже когда страна проходит девятый круг ада. Такая вера дорогого стоит, если иметь представление о жизненном пути Татьяны Михайловны, участницы и организатора религиозно-поэтических "квартирников" в Ленинграде в период позднего Советского Союза, члена редколлегии самиздатского феминистского журнала, лишённой гражданства и высланной в 1980 году в Вену. Сегодня есть много добровольно покинувших Россию людей, которые страдают эмигрантским комплексом: бесконечно пишут и пишут об оставленной Родине дурно, убеждая прежде всего себя самих, что они правильно, правильно, правильно поступили, потому что Россия и русские плохие, плохие, плохие – были, есть и будут. И нет ничего более противоположного настроениям Горичевой. Они лишены приторности и умиления, она даёт свои оценки и событиям, и эпохам, но принимает бытие во всех его проявлениях, по-христиански приемля жизнь как Дар. Не бывает правильной и неправильной истории, как не бывает правильной и неправильной природы. Вы можете сколько угодно ругать закон всемирного тяготения, ему от этого ни тепло ни холодно. А бытие человека, как и вся история общества, значимы и обретают подлинность только при любовном отношении к ним, в живом и целостном переживании их, сострадании им, чем всегда была сильна русская натура, а не в рационалистическом исчислении истины посредством бинарных оппозиций, анатомического рассечения на активный субъект и пассивный объект, к которому можно применять насилие вплоть до его уничтожения. Кризис бинарной и декартовской модели западного типа философствования был явственно виден уже с начала ХХ века, пишет Горичева, но до сих пор многие отечественные профессиональные философы его умудряются не замечать. Формальная логика ущербна, а восприятию жизни релевантна логика антиномическая – логика восточной патристики. Теперь эта парадигма востребована как в философии, так и в частных дисциплинах, например в семиотике.
Перечисленные идеи проступают контуром в тексте книги "Опасно говорить о Боге", в которой рассказывается о ленинградских молодёжных собраниях, о приходе в церковь, о депортации и первых годах на чужбине, и будут глубже разработаны в последующих текстах философа. В переживании личной трагедии насильственного отрыва от Родины Горичева сохраняет способность к прозреванию ликов сквозь лица и личины, чувство формы, свойственной западноевропейской культуре. И снова никакого восторга перед "заграничным". Её раздражает досужее любопытство западной аудитории к болевым точкам Родины, ей чуждо потребительство, пронизывающее всю западноевропейскую культуру. При этом она умеет просто говорить о сложных вещах не в ущерб их сложности. Дело в том, что изучать в теории, положим, работы Павла Флоренского, или Сергия Булгакова, или Евгения Трубецкого, или творения св. отцов – это одно, а идти их опытным путём – другое. Есть вещи, которым невозможно научиться по буквам. Нельзя по книжке научиться плавать – нужно войти в воду и двигаться, и тогда обретаешь право и способность рассказывать о роскоши такого движения просто и понятно. Случай Горичевой – как раз такой.
"Новый Град Китеж" – это благодарный акафист Родине. Град Китеж – сущность Руси, России – невидим вражьему глазу, но открывается любящему взору, отсюда и название книги. Первое издание, подготовленное совместно с Юрием Мамлеевым, вышло в Париже в 1989 году и давно стало библиографической редкостью. Теперь эту книгу, прекрасно иллюстрированную репродукциями картин Виктора Васнецова, Константина Коровина, Николая Рериха, Ивана Билибина и др., может прочитать и соотечественник. Горичева размышляет тут о русской душе – о свойственной ей "благодати отчаяния", о смирении Бога, о русском Ничто, нигилизме и апокалиптизме, о русской мере, о Софии как радостном начале, противостоящем смерти и аду, о русском стыде как потере идентичности и русском бесстыдстве как стыде стыда и о его противоположности "царству неприличностей" на Западе. Речь идёт о любви-сострадании и русской "бесполезности"; о свободе, воле и своеволии; о молчаливом русском пространстве и нынешней утрате пространства и истории на Западе; о "вертикальности" вины и о совести как соборной культуре сердца. И о детской искренности русских и их инфантилизме, о русской бедности и сиротстве как готовности ответить на Божий призыв. Русский ум, пишет Горичева, экзистенциален, в этом его мощь, в этом же и слабость, поэтому у нас так мало выдающихся философов – в традиционном западном понимании философии как рационалистического дискурса.
В книге помещены подборки стихов русских поэтов и текст Юрия Мамлеева "Философия русской патриотической лирики". Его позиция перекликается с позицией Горичевой, несмотря на различия их тогдашних взглядов: Татьяна Михайловна была уже убеждённой христианкой, Юрий Витальевич находился только на пути к принятию православной веры.
Потребительское, хищническое отношение к природе свойственно и богатым – в их гонках за ещё большим богатством, и бедным – от нужды, пишет Татьяна Горичева в "Говорящих "да". Природа, умирая, лишает среды существования сначала бедных. Когда она лишит её и богатых, некому будет услышать их крик о помощи. Безвинные животные погибают первыми. Сегодня человек своей деятельностью уничтожает целые виды животных. Земля полна безмолвного крика убиваемой природы, частью которой является сам человек. Невиданные прежде природные катастрофы сотрясают мир: камни возопили, потому что со Своей тварью страдает Господь. Есть ли шанс на спасение? Есть. Но не у общества бульварного сатанизма, как характеризует Татьяна Горичева капиталистический социум, хотя, как ни странно, наиболее развитым экологическое сознание оказалось сегодня в протестантских странах, изначально ориентированных на прибыль и выгоду, в то время как в православной России его почти нет. Спасёт тварь только деятельная любовь, пишет Горичева, – литургическое, космическое соединение, собор всей твари с признанием ценности каждой, будь то человек, животное или мельчайшая былинка.
Все три книги Татьяны Горичевой будут интересны философам, богословам, простым верующим и атеистам, тем, кто интересуется духовной историей России и особенностями русской ментальности, экологам и самому широкому кругу читателей.