Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Людмила Колодяжная
«То, что в памяти я утеряю»

М.: «Вест-Консалтинг», 2019


Кажется, будто процесс извлечения информации из памяти включается спонтанно: сидишь себе за компьютером, никого не трогаешь — бац, перед глазами картинка: мне восемь лет, у меня на коленях рыжий котенок, дома не то что ноутбука — цветного телевизора нет, а я сижу и читаю любимую фантастику… Но прошлое никогда не восстает в нашей памяти случайно. Воспоминания всегда изымается оттуда под воздействием какого-нибудь стимула. А возникнув, приносят с собой неудобные вопросы: почему именно сейчас? Почему мы забываем свою жизнь?.. Впечатления, утекающие, будто песок сквозь пальцы, поэт стремится как можно скорее зафиксировать. Поймать, пока не убежали. В записную книжку. В дневник. В стихи.
Эту книгу Людмилы Колодяжной вполне можно назвать «старой новой книгой», т. к. вошли в нее избранные стихотворения из прежних книг (2000–2015 гг.) и стихотворения из дневников 2016–2017–2018. Но если бытовой дневник пишется, прежде всего, для себя и не предполагает публичного восприятия, то дневник поэтический — совсем другое дело. Ежедневно, неустанно автор одухотворяет отдельные факты и подробности, в совокупности своей образующие художественное единство:

Я вспомнила то слово,
что ты успел сказать…
Его светла основа,
как сон, как благодать.

Основа слова — его неизменяемая часть, в отличие от вариативного окончания и формообразующего суффикса. Она несет в себе лексическое значение слова, его материальную суть, заключенную в звуковую оболочку. Людмила Колодяжная напоминает нам о целительной силе слова, и не только произнесенного вслух. Слово, которое «не вырубишь топором», поэтическое слово — высшая ценность — нуждается в том, чтобы его прочли, верно поняли и оценили по достоинству. Недаром в одном из стихотворений мы встречаем упоминание пушкинского треножника:

Колеблется треножник,
но время подойдет –
прохожий осторожно
страницу перечтет.

Признание особой ценности слова концентрируется в наречии «осторожно» (в его переносном значении) — то есть действуя внимательно, бережно, деликатно по отношению к перечитываемой странице. Отсылка к стихотворению «Поэту» напоминает нам, что противостояние поэта и толпы все еще продолжается. Должно пройти немало времени для того, чтобы люди научились друг друга слышать, прежде чем по-настоящему веско прозвучит животворящее слово. И не стоит сгоряча давать оценку тому, что было не понято или в чем не удалось разобраться и до конца осмыслить.
Все знают, что наш Мир создан словом: «Все через Него начало быть… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин 1:3,4). Принимая умение писать стихи как дар судьбы, Людмила Колодяжная говорит с нами о предназначении поэта и поэзии. Для нее это не просто одна из обширных поэтических тем, это вопрос о смысле жизни, о своей миссии. Мир вокруг нее преображается, ибо ей дан тонкий слух, особое зрение, а главное — талант:

Пока слова рисует
поэт — как Бог, он жив,
а тот, кто не рискует,
тот мертв и пуст, и лжив.

Поэтическая картина мира — результат духовной активности поэта, она целиком зависит от его умения владеть силой слова. Благодаря поэзии высвечиваются и крепнут наши чувства, расширяется круг доступных нам переживаний, вследствие чего по-новому осознаются библейские выражения. Так, фраза «время собирать камни», которая впервые встречается в Библии (Экклезиаст, Глава 3) и привычно трактуется как «всему свое время», в стихах Людмилы Колодяжной приобретает дополнительный оттенок — глубокую меру ответственности за собственные поступки:

Камни — из прошлого вести,
каждый — себе господин,
бросал их со всеми вместе,
но собираешь — один.

Можно собрать разбросанные «камни» и очистить собственную совесть: то есть искупить грехи, постараться исправить ошибки, совершенные ранее. Но сделать это «за компанию» не получится, поскольку покаяние — это изменение образа жизни, перемена мыслей, решительное отрицание греха. Человек глубоко верующий, Людмила Колодяжная вступает в чрезвычайно хрупкую область русской литературы — духовную поэзию — без наивного восторга и раздражающей напыщенности. Ее стихи ясно дают понять, что лучший помощник христианина — тишина, как внешняя, так и внутренняя, поскольку только в ней мы начинаем слышать Бога в себе. И, конечно, храм для православного человека — место особенного Божьего присутствия:

Мы готовы стоять в гулком храме,
где уходит душа на простор,
мы готовы играть в этой драме,
зная — Кто — автор и режиссер…

Переживание личного духовного опыта перетекает на страницы дневников по принципу «ни дня без строчки», или, употребляя латынь — nul la dies sine linea (эта крылатая фраза означает необходимость усердно тренироваться в своем искусстве, заниматься регулярно, чтобы не утерять навык, сохранить мастерство). А мастерство состоит именно в том — каторжный труд! — чтобы пережитое не просто было зафиксировано, но облеклось в художественную форму, для самостоятельной жизни произведения, отдельной от его создателя.
Книга стихов Людмилы Колодяжной, благодаря тщательной работе автора и ее обращенности к божественной силе Творца, не только порадует читателей красотой поэтического слова, но и силой православного осмысления земной человеческой жизни как основательной подготовки к жизни будущего века.

Ольга ЕФИМОВА