Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ЯСНЫЙ СВЕТ ПОЭЗИИ
В ГОСТИНОЙ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ XXI ВЕКА

В наступившем новом году опять собрались в Гостиной Союза писателей XXI века, в Малом зале ЦДЛ, собратья и сосестры по перу. Опять принесли с собой свои новые книги, стихи и прозу. Но на этот раз не только выступали у микрофона со своими сочинениями, но и обсуждали, комментировали сочинения друг друга, как это бывает на литературных семинарах, чтобы каждый из нас не варился в собственном соку, а мог «расти и развиваться и развивать свой творческий дар и достигать в творчестве каждый своего потолка, своей максимальной высоты», как сказал Президент СП XXI века поэт Евгений Степанов, ведущий этого очередного вечера, на котором выступили Сергей Тарасов, Любовь Берзина, Марианна Рейбо, Людмила Осокина, Инна Ряховская, Наталия Никифорова и автор этих строк Нина Краснова.
Сергей Тарасов прочитал свои новые стихи, посвященные своей русско-греческой Музе, которая сидит «на Олимпе» и которую он называет «дивной Магиссой», «пре-красней» которой «на планете нет». Участники вечера сошлись на том, что стихи у Сергея (а он занимается стихотворчеством всего пять лет) очень искренние, озарены светом любви, которая сама по себе есть поэзия, наполнены прекрасными, глубокими чувствами к одной-единственной женщине, «Богине». Но ему не хватает технического мастерства, современной лексики в текстах и работы над ними.
Любовь Берзина продекламировала свои стихи об «алькове», в который «зырят» люди, глядя из окон своего дома в окна соседей, и о ласточке. И услышала от нас, своих слушателей, приятные слова о том, что она «сложившийся мастер» поэзии, со своей «звукописью», со своими «метафорическими рядами» и «стилистической эклектикой», и со своими «эпитетами» (например, эпитетом «угластый» применительно к небоскребу), и со своими умозаключениями: «Я меньше букашки», для которой «небо раскрыто, как книга,// где все написали до нас»).
Марианна Рейбо, которая стала победительницей литературного конкурса СП России и получила медаль «Литературный Олимп», ознакомила зал с отрывком из своей повести о виртуальном мире, в котором живут современные люди и переезжают и перелетают из города в город, из страны в страну, с помощью «виртуальной телепортации», не выходя из дома, сидя за компьютерами, в интернете, и общаются друг с другом дистанционно… Отрывок насыщен и перенасыщен современной терминологией, словечками, «аватары» (игровые интернет-персонажи), «локации», «масс-медиа», «пиксели» и так далее, и все это — в сгущенной концентрации — вызывает у читателя смех и иронию и даже постмодернистскую пан-иронию, чего и хотел добиться автор, виртуозно владеющий современным языком, отличающимся от языка прежних поколений, но понятным для «молодого… племени» россиян.
Людмила Осокина озадачила своих коллег вопросами, которые содержатся в ее новой прозе «Мой духовный опыт в постижении действительности»… Как стать великим? Как стать известным? Почему одни талантливые и гениальные люди становятся известными, а другие (не менее или даже более талантливые и более гениальные) нет? Почему некоторые добились славы при своей жизни, а после смерти исчезли, как если бы их и не было, а некоторые — наоборот, не добились славы при своей жизни, а после смерти обрели ее? И на все эти вопросы Людмила сама же, легким, естественным языком, и отвечает в своей прозе, опираясь на имена классиков, рассматривая каждого в его главной ипостаси, говоря о каждом: «То, что он умер, это не значит, что его нет», — и присуждая Льву Толстому титул Бога прозы, своему мужу Юрию Влодову — титул Бога поэзии, Василию Шукшину — титул Бога Алтая, а Кириллу Ковальджи — Николая Угодника… Во всем этом у Людмилы проявляется ее личный взгляд на них, который тем и интересен, при том, что у каждого из нас — своя, не такая, как у нее, классификация классиков, хотя Людмила берет на себя роль Верховного литературного Магистра.
Инна Ряховская принесла стихи о своем недавно ушедшем муже: «Все возрождается весной,// А человеку » возродиться и возвратиться «не суждено, не суждено», и все отметили, что эта простая истина воспринимается с особой печалью на фоне весны с ее разноцветием — «Лазурь, и киноварь, и охра». Но уныние — это грех, и поэтесса внушает самой себе, что «Смерти нет…», а есть «душ ушедших ясный свет». Это так и есть. Затронула она и тему ковида, который, как «отвратительное нечто», идет и расползается по всему миру, но мудрый царь Соломон говорил (правда, не про ковид): «Все проходит, и это пройдет». Кое-кто из авторов (например, Любовь Берзина) отметил перекличку некоторых стихов со своими стихами, например, в стихотворении с библейскими мотивами о рождении Спасителя и об ангелах, которые идут меж нами невидимые никому, а кто-то похвалил поэтессу за аллитерации «карантин» — «каратели» и за непривычный неологизмовый глагол «запуржило».
Наталия Никифорова представила на суд присутствующих свои стихи, напечатанные в газете «Поэтоград» и посвященные певцу, композитору, филологу-инязовцу-полиглоту Анатолию Шамардину, солисту Утёсовского оркестра, «Талантами Русь-матушка богата», «Шамардин Анатоленька», «Его наследие бесценно», и пояснила: «Я не знала Анатолия при его жизни, но сейчас со своей семьей слушаю его песни, и он стал нам как родной. Послушайте и вы… его песни на стихи Нины Красновой, с которой у них был прекрасный творческий тандем». Наталия включила смартфон с песнями «Я для гостя большого свою убирала горницу», «Забудешь меня через несколько дней» и темповую, веселую «Я не пью и не курю», под которую Нина Краснова, то есть я, принялась танцевать! А потом в пандан теме памяти Анатолия Шамардина, у которого на днях был день рождения, я прочитала свои стихи о нем «Ты особого склада и лада.// Русь в тебе говорит и Эллада», и передала всем привет от его и наших друзей, от Амчиславских — Эдуарда и Бориса — из США, авторов Утёсовианы, которые недавно стали лауреатами премии им. Хемингуэя и заслуженными работниками культуры, и почествовала их такими своими строчками: «Утёсов стоит у Небесных врат.// Томам Амчиславских Утёсов рад!». А под конец я добавила к своим стихам о Шамардине и Амчиславских с Утёсовым еще и свои частушки, посвященные Евгению Степанову: «Мы не виделись давно// С Женечкой Степановым.// Мы идем к нему с букетом —// Вот с таким, с тюльпановым!»
Евгений Степанов завершил вечер оптимистическим сообщением о том, что теперь в Гостиной СП XXI века мы всегда будем обсуждать творчество друг друга и будем для этого назначать оппонентов (как в литературных объединениях и студиях) и будем использовать новые технологии, устраивать наши мероприятия по ЗУМУ.

Нина КРАСНОВА