Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Беседовала  ЮЛИЯ МОГУЛЕВЦЕВА


Евгений Викторович Капьёв – генеральный директор издательства "Эксмо". Окончил Финансовую академию при Правительстве РФ, Школу консультантов по управлению Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, IMD Швейцария, Synergy business school, Singularity university. Имеет богатый опыт работы в сфере издательского, интернет-бизнеса, стратегического консалтинга. Активно занимается развитием продаж прав российских авторов иностранным издательствам.


Издание на опережение



Важно не только знать потребности читателя, но и уметь их предвосхищать


3 декабря состоится церемония вручения Национальной премии для молодых авторов, пишущих на русском языке (организатор – Роскультцентр). Беседуем с генеральным директором издательства "Эксмо" – официального партнёра премии – Евгением Капьёвым о значении литературных наград, спросе на поэтические сборники и путях выхода из кризиса после карантина.

– Евгений Викторович, почему вы решили поддержать премию?

– Потому что я считаю, что в России не хватает хороших качественных премий. По крайней мере, в нашей стране их намного меньше, чем на Западе. Ещё хотелось бы вернуть России статус великой литературной страны, чтобы не только наши классики, но и молодые русские авторы приобрели известность за границей. Поэтому мы поддерживаем и реализуем любые начинания в этой области.

– В "Эксмо" будут изданы книги победителей. Планируете ли вы в дальнейшем продолжить сотрудничество с ними?

– Конечно, наши двери открыты. Мы готовы сотрудничать не только с победителями, но и с другими талантливыми участниками, которые по каким-либо причинам не заняли призовые места. Работа с молодыми авторами – одно из приоритетных направлений издательства.

– В пресс-релизе приведены ваши слова о том, что с особым трепетом издательство относится к поэтической номинации. Получается, что в современном мире, где, казалось бы, господствует прагматичное и даже циничное отношение к жизни, запрос на поэзию тем не менее есть? Что вы можете сказать о спросе на поэтические сборники, которые выпускает "Эксмо"?

– Мы издаём не так много поэзии. Но те сборники (как российских, так и зарубежных поэтов), которые выходят в "Эксмо", популярны у читателей. Мы за последние годы издали книги со стихотворениями нескольких современных молодых зарубежных авторов, например Рупи Каур, и эти книги пользовались большим спросом.
Поэтические сборники российских авторов тоже хорошо продаются.
Здесь очень важен тщательный отбор и правильная подача книги. Издание стихов требует огромного внимания к деталям при выборе формата книги. Важно проработать не только содержание, но и внешний вид, с привлекательной обложкой и приятной бумагой. Иначе книга может не заинтересовать читателей.
Это как песня: если поют плохо, если аранжировка и музыка оставляют желать лучшего, то никто такую песню слушать не будет. Так же и стихи – они требуют ювелирного подхода, который мы стараемся у себя в издательстве реализовывать.
В "Эксмо" выходят и книги классиков, и сборники стихотворений современных поэтов.

– В сентябре появился новый бренд – Inspiria. В чём особенность этого импринта и как вы планируете его развивать?

– В 90-е годы российский книжный рынок пережил бум. После советского дефицита развлекательных и жанровых книг появилось огромное количество авторов с рекордной популярностью, большими тиражами. А потом началась стагнация. И мы поняли, что есть огромный сегмент рынка, который нужно развивать, наполнять, что необходимо по-другому подавать художественную литературу. Мы провели огромное количество исследований, обсуждений с читателями, авторами, экспертами – и решили, что нужно отталкиваться от интересов тех, кто будет покупать наши книги. Было решено создать бренд, направленный на запросы читателя.
Мы преподносим книгу как отдельный мир. К печатному варианту добавили электронный контент, доступный по QR-кодам: интересные факты об авторе, историю создания произведения, музыку, обзорные статьи, рецепты, виртуальные гиды и т.п.
Чтобы читателям было легче выбрать нужные им книги, мы придумали обозначать поджанры цветом, маркируя обложки. Кроме того, на каждой книге бренда теперь есть отзыв редактора – незаезженный отклик на книгу, позволяющий читателю лучше понять, о чём она. Мы запустили этот импринт в конце сентября, и, несмотря на сложную ситуацию на рынке художественной литературы, наши продажи в октябре выросли на 18%. Это прекрасный результат!

– В 2020 году книгоиздательскому бизнесу пришлось столкнуться с серьёзными трудностями в связи с пандемией и самоизоляцией. Как "Эксмо" справляется с этими обстоятельствами?

– Несмотря на то что в каких-то нишах наблюдается рост, в целом, конечно, ситуация непростая. В некоторых направлениях нам удалось справиться с кризисом благодаря тщательно продуманным маркетинговым ходам. Но, к сожалению или к счастью, художественная литература – это не всё "Эксмо", и в остальных сегментах дела обстоят не так хорошо, по крайней мере в октябре.
Как вы знаете, весной были закрыты книжные магазины, и, конечно, это очень негативно повлияло на всю отрасль. По нашей оценке, потери составили от 4 до 15 миллиардов рублей.
Но если говорить про работу издательства, то мы перевели большинство сотрудников на удалёнку и сфокусировались на развитии онлайн-коммуникаций с читателями. Сейчас мы активно развиваем каналы онлайнпродаж, поскольку читатели стали чаще покупать книги в интернет-магазинах. При этом мы не забываем и про наших партнёров. Например, в августе книжные магазины организовали большую акцию "Обратно в магазин", мы также провели специальную акцию по детской литературе.
Мы активно поддерживаем розничные продажи. А также пересмотрели ассортиментную политику, учитывая текущие потребительские запросы. Где-то сократили тиражи, где-то скорректировали ассортимент и подачу книг.
Сейчас издательство переживает стадию трансформации, мы пытаемся адаптироваться под новую реальность. Не скажу, что всё идеально получается, но мы движемся в верном направлении и оптимистично оцениваем перспективы на следующий год, хотя, ещё раз повторюсь, ситуация крайне сложная.

– Какие инструменты помогают выжить книжному рынку сегодня?

– Если говорить про издательства, то в первую очередь внимание сконцентрировано на онлайн-продажах. Необходимо обеспечивать идеальное представление книги в интернет-магазине.
Во-вторых, это качество книг, текстов, то есть тщательная творческая работа с автором. Мы и раньше уделяли этому большое внимание, но сейчас это особенно важно. "Эксмо" активно ищет новых талантливых писателей и старается улучшить взаимодействие с постоянными авторами.
Что касается книжных магазинов, то в приоритете клиентоориентированность и индивидуальный подход к читателям. Необходимо взаимодействовать с ними через те каналы, которые им удобны, – социальные сети, электронные рассылки, а также обеспечивать первоклассный сервис. Потому что сейчас выиграет тот, кто лучше понимает читателя, кто умеет с ним взаимодействовать, кто понимает, что ему нужно, и даже предвосхищает его потребности. Это может давать эффект.
Книжные магазины, которым удалось это сделать, хотя и теряют в продажах, но не катастрофически.
Мы проводили исследования: по словам наших партнёров, если торговые центры снова закроют, то много книжных магазинов уже не откроется. Поэтому я считаю, что нам предстоит национальная задача укреплять любовь к чтению и сохранить книжный рынок. Необходимо прикладывать максимум усилий для того, чтобы книжная отрасль благополучно развивалась и мы смогли успешно справиться со всеми текущими проблемами.

– Как обстоит дело с книгоизданием в настоящее время, если сравнивать, например, с ситуацией на книжном рынке 10 лет назад?

– Моё мнение – всё стало лучше. Мы недавно обсуждали этот вопрос и пришли к выводу, что на порядок выросло и качество изданий книг, и качество текстов, появились прекрасные современные российские авторы. Новую книгу В. Пелевина "Непобедимое солнце" я считаю одним из лучших его произведений.
Отрасль активно развивается, и мы ставим себе цели быть конкурентоспособными на мировом рынке.
По мнению одного крупнейшего иностранного агента, бренд Inspiria – один из лучших примеров работы с читателями в мире. Это значит, что российские издатели, в принципе, способны делать качественные, востребованные на международном рынке продукты. В мире большой спрос на книги российских детских издательств ("Clever", "Мозаика-Синтез").
Я рад, что сегодня работает большое количество литературных школ, тренингов, мастер-классов. Ещё 10 лет назад этого не было.
Мы, в частности, тоже открыли писательскую академию EWA (Eksmo Writing Academy) и успешно организовали первый писательский марафон. Я получил огромное количество положительных отзывов о работе Академии, и мы планируем активно развивать это направление.
Поэтому прогресс очевиден. И благодаря тем предпосылкам, которые мы видим сегодня, я уверен, что российский книжный рынок будет успешно развиваться и в дальнейшем.