Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ВАЛЕРИЯ ГАЛКИНА


Иллюзия возвращения



В Доме русского зарубежья открылась выставка "Бунин. Эмиграция. Творчество"


В центре экспозиции – жизнь Ивана Бунина на чужбине. 33 года – трудных, триумфальных, плодотворных – за которые были созданы такие шедевры, как "Тёмные аллеи", "Жизнь Арсеньева", "Окаянные дни", "Митина любовь".

Сразу при входе обращает на себя внимание временная шкала с ключевыми этапами биографии Бунина. И – чудом сохранившаяся трость писателя. По словам куратора выставки, доктора филологических наук Татьяны Марченко, пребывание писателя в эмиграции значительно осложняет сбор подлинных предметов – на чужбине просто некому озаботиться их сохранением… Впрочем, вещи – это не главное, когда речь идёт о писателе. Самое ценное, что остаётся от него, – книги, рукописи. И то и другое представлено на выставке в изобилии. Здесь есть и многочисленные прижизненные издания, и экземпляры с рукописной правкой Ивана Бунина, лаконичного, точного и строгого в своих замечаниях: "Обратите внимание на совершенное безобразие (подчёркнуто дважды. – В. Г.) на стр. 25-й – совсем нет разбивки между главами (в то время, как всюду в других местах она даже нелепо широка). Разбить!!" Особого внимания заслуживает витрина, посвящённая "Тёмным аллеям": в ней можно увидеть разные этапы работы над книгой от черновиков до финальной правки.
Интересно, что при таком педантичном внимании к своим произведениям, трепетному к ним отношению Бунин не был лишён самоиронии, что демонстрирует шуточное рекламное объявление, написанное им к выходу "Речного трактира": "Истинно русская грусть, а также веселье!! Скандал под занавес!! Истинно русское обилие кушаний, закусок и напитков, горячих и холодных!! Вкусно, занимательно и дёшево!!"
Конечно, особое место на выставке занимает тема вручения Ивану Бунину Нобелевской премии по литературе, что стало не только важной вехой в жизни самого писателя, но и настоящим праздником для всего русского мира. Фотографии и архивные видеосъёмки с нобелевских торжеств, элегантный Бунин во фраке – подлинный русский аристократ, искреннее ликование многих собратьев по перу… И всё же эти триумфальные дни тоже окрашены грустью: "Сердечное чествование хлебом-солью на перроне Стокгольмского вокзала, дружеские объятия и звуки родной речи создали у Буниных иллюзию возвращения домой…"
Несколько витрин посвящены другим писателям-эмигрантам: Надежде Тэффи, Борису Зайцеву…
Экспозиция оформлена с безупречным, истинно "бунинским" вкусом – и ощутимой душевной теплотой, будто призванной запоздало компенсировать классику хотя бы толику выстраданного им на чужбине.

Выставку "Бунин. Эмиграция. Творчество" можно посетить до 10 января 2021 года. Экспозиция создана на основе материалов из музейного, архивного и библиотечного собрания Дома русского зарубежья им. А. Солженицына. В работе над ней приняли участие также многочисленные музеи и архивы, в том числе Русский архив в Лидсе (Великобритания).


ПРЯМАЯ РЕЧЬ



Михаил Сеславинский, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:


– Эта выставка финализирует большое количество мероприятий, посвящённых 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина, которые проходили как в нашей стране, так и в Париже, Сеуле, Калькутте, Гаване... Я немного боялся, что в эпоху пандемии юбилей Бунина пройдёт более формально. Этого, к счастью, не произошло. Все мероприятия получились трогательными, искренними. Каждый участник отдавал частицу своей души, своих знаний. На мой взгляд, это происходило не только потому, что люди любят его щемящую, трепетную поэзию и прозу, но и потому, что они преклоняются перед его биографией. Ведь пережить всё то, что пережил Иван Алексеевич, не каждому удалось бы.


Татьяна Марченко, куратор выставки:


– Почти все автографы мы выставляем впервые. То, что написано рукой классика, – совершенно бесценно, потому что от этого исходит живой ток. Мы знаем, что Бунин очень любил трости, но после его кончины многие его вещи выкидывались как никому не нужные... Но одну-то трость он забыл в Москве, в доме писателя Телешова! Она 100 лет ждала своего часа и теперь выставлена в нашей экспозиции.