ВЕТВИ ВЕРЛИБРОВ ЕВГЕНИЯ СТЕПАНОВА
Звуковая игра, выявляющая корни слов, необходима верлибру: именно через нее он может раскрываться своею безрифменной сущностью:
о Робер Оссейн
о росс
на Сене
о росс
на Сене
Предшествующие восклицанию смысловые ряды будят богатые ассоциативные всплески: знаменитый актер, знаменитый фильм, ощущения юности, связывающие многих представителей определенного поколения:
Робер Оссейн говорит по-русски
великий французский актер говорит по-русски
это и понятно
ведь его мама из Киева
я люблю все роли Робера Оссейна
даже ту ужасную
когда он пытается выстрелить в Жосслена Бомона
героя Бельмондо
в легендарном фильме «Профессионал»
великий французский актер говорит по-русски
это и понятно
ведь его мама из Киева
я люблю все роли Робера Оссейна
даже ту ужасную
когда он пытается выстрелить в Жосслена Бомона
героя Бельмондо
в легендарном фильме «Профессионал»
Так Евгений Степанов, выстраивая мир своих верлибров, черпает из истории и опыта, который у каждого связан и с солью, и с перцем — но и ретроспекцию, во многомсостыкованную с советскими воспоминаниями, прорисовывает подспудно красиво.
Верлибр Степанова мускулист, он исключает провисания, и простые заявления превращает в поэтические вспышки: будто своеобразная, не связанная с грозой, молния мелькнула:
Верлибр Степанова мускулист, он исключает провисания, и простые заявления превращает в поэтические вспышки: будто своеобразная, не связанная с грозой, молния мелькнула:
человек
не может не любить
все просто
все сложно
не может не любить
все просто
все сложно
Лестница метафизики разворачивается за краткой суммой словес: простота, дающаяся через сложность, будит память об алхимиках, объяснявшее сложное через еще более сложное; многое, напластовываясь, вызывает пространные ощущения.
Образы кино часто возникают в верлибрах Степанова: отчего строфы верлибра точно становятся кадрами, вспыхивающими цветовыми огнями:
Образы кино часто возникают в верлибрах Степанова: отчего строфы верлибра точно становятся кадрами, вспыхивающими цветовыми огнями:
глаза Пресвятой Девы Марии
в фильме Пазолини «Евангелие от Матфея»
никак от них не отвезти взгляда
никак не забыть
удивительное дело
это глаза матери режиссера
в фильме Пазолини «Евангелие от Матфея»
никак от них не отвезти взгляда
никак не забыть
удивительное дело
это глаза матери режиссера
Интересный мир верлибров органично входит в разнообразный словесный свод, кропотливо и ярко творимый на протяжении многих лет Евгением Степановым: поэтом, прозаиком, ученым, издателем…
Александр БАЛТИН