Света Литвак, «Агынстр»
М.: «Вест-Консалтинг», 2020
М.: «Вест-Консалтинг», 2020
«Агынстр» — новая книга Светы Литвак, в которой автор продолжает ставить авантюрный эксперимент — с концепцией, звуком, формой. Реальность подвергается деформации, устойчивые словосочетания, традиционно употребляемые в виде готовой речевой единицы, подвергаются перетасовке составных членов, жонглированию оттенками смысла:
чуть слышен звон колючих искр
скрываюсь как монтер опальный
в уютной раковине спальни
свой страх исследуя на риск
скрываюсь как монтер опальный
в уютной раковине спальни
свой страх исследуя на риск
Современная поэзия отражает тенденцию к разрыву социальных связей, усугубляющуюся погруженность отдельного человека в самого себя и парадокс разобщения — при том, что количество технических возможностей для налаживания коммуникации поражает воображение. Будучи яркой индивидуалисткой по натуре, лирическая героиня Светы Литвак, тем не менее, проводит четкую грань между изоляцией и самодостаточностью. Если вторая помогает искать новые формы, то первая выражается в отсутствии доступного круга социального общения и сопровождается чувством отчужденности. Мотив техногенного одиночества воплощает грустное четверостишие:
убаюкай меня, компьютер
спой мне песенку, добрый принтер
пожелай мне удачи, сканер
поцелуй меня на ночь, ксерокс
спой мне песенку, добрый принтер
пожелай мне удачи, сканер
поцелуй меня на ночь, ксерокс
Из данного примера мы видим, как умеет автор совмещать несовместимое. Но если в традиционной поэзии она одушевляет автоматическое, то в стихах заумных колдует со звуком, нарушая привычный режим восприятия окружающего мира:
келяна короббата тащила не пущала
маньяско в маске, недяку в драку
стой тебе! смотри мне! как дам вам!
толоррабатонна-а-ара! рободжазавалья-а-аза!
маньяско в маске, недяку в драку
стой тебе! смотри мне! как дам вам!
толоррабатонна-а-ара! рободжазавалья-а-аза!
Громкий шум драки, выраженный звукоподражанием в последней строке. Трансформация формы, чтобы через разрушение привычного читателю легче было видеть содержание. У любого художника есть опасность впасть в две крайности: либо преклоняться перед формой, что приводит к шаблонности мышления, либо отрицать необходимость структурирования поэтического текста, то есть, по сути, уничтожать поэзию как жанр. Разрушение должно быть оправданным, дозированным, чтобы не только самовыразиться в новаторстве, но и сделать этот опыт понятным и близким читателю. Пока еще к этому пришли не все поэты. Света Литвак использует смешение традиционного и нелинейного поэтических начал, и этот синтез получается целостным, как, например, в стихотворении, давшем название сборнику:
за ветровым стеклом чистит мундир министр
просит наград наград хочет агынстр агынстр
просит наград наград хочет агынстр агынстр
Эстетический эффект не уступает злободневности высказывания. Слышите рычание? А может, это звук жующих челюстей? На этих строках лежит ясный отпечаток стиля, узнаваемого и характерного для поэтики автора в целом. Отказываясь от некоторых элементов естественного языка и заменяя их буквенными построениями, по аналогии воспринимаемыми как звуковые, автор апеллирует не к логике читателя, а к его эмоциональному багажу. Например, каждый из нас оказывался в ситуации, когда ему долго и упорно что-то объясняют. В таких случаях момент усвоения информации выражается радостным: «Аааа!.. Понял!». Процесс восприятия и понимания как нельзя более подходит для описания заумной речью:
А!!! — вы не понимаете.
А!! — вы понимаете.
А! — вы понимаете больше чем я.
∧! — я не понимаю.
/ — я недопонимаю.
— А!
А!! — вы понимаете.
А! — вы понимаете больше чем я.
∧! — я не понимаю.
/ — я недопонимаю.
— А!
Этот текст наглядно показывает, что восприятие — психический процесс, который заключается не столько в анализе информации, поступающей из органов чувств, сколько в проявлении собственного отношения к ней. А тут еще и восклицательные знаки выступают в роли социальных барьеров: кто громче кричит, тот и понимает больше. Тонкости социальной перцепции, символически отображенные Светой Литвак, на первый взгляд, не несут большой смысловой нагрузки. Однако это короткое стихотворение существеннее и намного глубже, чем кажется. Из первой буквы алфавита, оттененной авторскими ремарками, вырастают почти невидимые смыслы: мотив соревнования, ранжирование по интеллекту и, наконец, трудности передачи опыта.
Спонтанность и непредсказуемость творчества автора делают эту книгу как минимум нескучной. Мы встретим на ее страницах как стихи разных лет, так и опыты в заумно-звучарно-комбинаторной и визуально-графической областях поэзии. Подобные способы создания стихотворных произведений стремятся не только к минимизации вербальной части текста, но и раздвигает рамки читательского восприятия. И все это хоть и опирается на прочный фундамент русского символизма, все же творится с безоглядной смелостью, свойственной нашему креативному веку. Как отметил в предисловии Сергей Бирюков: «То есть Света Литвак что делает? Она просто пишет, создает звучарные и визуальные произведения, вплоть до теневых отпечатков неких непроизносимых комплексов слов или снов».
Спонтанность и непредсказуемость творчества автора делают эту книгу как минимум нескучной. Мы встретим на ее страницах как стихи разных лет, так и опыты в заумно-звучарно-комбинаторной и визуально-графической областях поэзии. Подобные способы создания стихотворных произведений стремятся не только к минимизации вербальной части текста, но и раздвигает рамки читательского восприятия. И все это хоть и опирается на прочный фундамент русского символизма, все же творится с безоглядной смелостью, свойственной нашему креативному веку. Как отметил в предисловии Сергей Бирюков: «То есть Света Литвак что делает? Она просто пишет, создает звучарные и визуальные произведения, вплоть до теневых отпечатков неких непроизносимых комплексов слов или снов».
Ольга ЕФИМОВА