Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Беседу вела АНАСТАСИЯ ЕРМАКОВА


Андрей Владиславович Шацков родился в 1952 году в Москве. Автор двенадцати книг стихотворений. Член Союза писателей России и Международной ассоциации журналистов. Главный редактор альманаха "День поэзии – ХХI век". Ответственный секретарь журнала "Невечерний свет" (Санкт-Петербург). Вице-президент литературного фонда "Дорога жизни".
Кавалер ордена Преподобного Сергия Радонежского РПЦ. Лауреат премии Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры и множества литературных премий и наград.
Живёт в Москве и в Рузе.


Родство по слову



В России никогда не произойдёт распад "связи времён"


20 марта в Большом зале ЦДЛ пройдёт презентация альманаха "День поэзии – ХХI век". Его главный редактор Андрей Шацков – о судьбе периодических изданий и значении литературных премий.

– Андрей Владиславович, с 2007 года вы возглавляете (по¬следние два года вместе с Геннадием Красниковым) альманах "День поэзии", и недавно вышел номер за 2018/19 год. Как в нынешнее время выживает это уникальное издание и есть ли надежда сохранить его в будущем?

– Альманах выходит с 1956 года и имеет второе, приставшее к нему полуофициальное название "Зеркало отечественной поэзии". В его истории случались периоды полного исчезновения (например, в 90-е годы). Но поэзия, по уверению моего друга и сподвижника, бывшего главного редактора журнала "Юность" Валерия Дударева (земля ему пухом!) является нашей национальной идеей, а идея должна быть пронесена сквозь "миры и века". Подумайте, через каких-нибудь 36 лет альманах сможет называться уже "Век поэзии".
После возобновления в 2006 году выпуска издания, называемого теперь "День поэзии – XXI век" кто только не подставлял ему плечо: Минкультуры России, "ЛГ", журналы "Юность", "Подъём", "Нева", "Север", губернаторы – воронежский и петрозаводский.
Но главной движущей силой процесса были и остаются президент ассоциации "Лермонтовское наследие", обладающий брендом издания "День поэзии – XXI век", Михаил Лермонтов – младший и президент литературного фонда "Дорога жизни" поэт Дмитрий Мизгулин.
Думаю, даже если мы все вдруг "уйдём", "День поэзии" настолько укоренился в сознании "писательских масс", что идею "праздника для поэтов" подхватит кто-то, совершенно мне неизвестный. Дай бог, чтобы он сохранил главное достоинство издания – "здоровый консерватизм" и преемственность поколений.

– Насколько я понимаю, основная цель "Дня поэзии" – представить всё многообразие современной поэзии, а также вспомнить классиков, чьи юбилеи отмечаются в год выхода издания. Но кто же читатели? Можно ли сказать, что это преимущественно сами поэты, собранные под одной обложкой?

– За последние два года от нас ушло много прекрасных поэтов – Андрей Дементьев, Лариса Васильева, Глеб Горбовский, Валерий Дударев и другие. Мы их помним. Раздел литературоведения альманаха посвящён им и нашим классикам, у которых были юбилеи.
Считаю, что в каждой школе и библиотеке должно быть по экземпляру альманаха, а пока попечительский совет озаботился рассылкой издания во все главные областные библиотеки страны.
Конечно, авторы – самые строгие читатели, а скольким людям "День поэзии" интересен, станет ясно по заполняемости Большого зала ЦДЛ, где 20 марта впервые в новейшей истории альманаха состоится его презентация.

– Владимир Фирсов назвал вас "последним обломком Серебряного века". Кем сами себя ощущаете – мастером слова какого века?

– Ох уж этот мною бесконечно любимый и сам великий мастер русского слова Владимир Иванович Фирсов. Действительно, он как-то произнёс нечто подобное. Но я не уверен, что авторство этой фразы принадлежит ему. "Золотой век", "Серебряный век" – фундаментальные скрижали отечественной литературы. Чего мне к ним "примазываться"?
Я скорее из древнерусской литературы: из "Слова о полку Игореве", "Сказания о Мамаевом побоище".
Кстати, свой церковный орден Прп. Сергия Радонежского я получил от Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за цикл стихов "На поле Куликовом".
Количество древнерусских слов и выражений у меня в стихах, как кажется некоторым, неглубоким, читателям – зашкаливает. Но они органично вписываются в строфы. Церковнославянский язык живёт для меня и во мне. А передала мне знания родная бабушка по матери, урождённая Руднева З.В., которая в богоборческие годы тайком водила будущего поэта в церковь и учила понимать иконные титлы и все 40 букв волшебного языка предков – от "Аза" до "Ижицы".

– Есть ли у вас идеи ещё каких-нибудь благородных начинаний во благо отечественной словесности?

– Конечно. Я всё-таки являюсь первым вице-президентом литературного фонда "Дорога жизни". Вначале мы учредили 5 литературных премий. Теперь их уже 7. Две из них – молодёжные. Как бы к премиям ни относиться, но они поддерживают литераторов, способствуют их движению вперёд.
Мы избегаем в работе принципа распределения премий "между своими". Например, одна из самых важных наград – "Независимая литературная премия имени Бориса Корнилова "На встречу дня!".
Фондом утверждён общественный орденский знак "Русская звезда" им. Ф.И. Тютчева. Его с гордостью носили и носят наши лучшие литераторы, в т.ч. авторы "Дня поэзии": Лев Аннинский, Наталья Гранцева, Валерий Дударев, Александр Казинцев, Владимир Костров, Станислав Куняев, Сергей Мнацаканян, Юрий Ряшенцев, Иван Щёлоков и др.
Сейчас мы активно включились в "журнальный процесс". Готовится к изданию 3-й (11-й) номер переформатированного журнала "Невечерний свет", издаваемый в Санкт-Петербурге известным литератором Владимиром Хохлевым. Надо отметить, что редакционный портфель переполнен.

– На мой взгляд, ваши стихотворения очень отличаются от того, что предлагают нынче так называемые поэты-песенники, потому что в основе ваших песен лежит именно поэзия, а не слова к песне. Из чего произрастает этот уникальный симбиоз: стихов, музыки и исполнительского мастерства?

– Я не пишу слов к песням. Это уже отдельный и очень острый разговор. Все мечтают об известности, и наиболее лёгкий путь к ней – через песню. Но говорить об уровне авторских песенных текстов (именно текстов, а не стихов) сегодня даже неудобно.
Глубоко уверен, что слово должно быть первично. Стихотворная строка, строфа мелодична сама по себе. И пушкинское "Я помню чудное мгновенье", и тютчевское "Я встретил вас", и толстовское "Средь шумного бала случайно" – прежде всего стихи, которые навсегда остались бы в сокровищнице российской поэзии независимо от того, создали бы или нет на эти слова гениальные романсы Глинка, Варламов и Чайковский.

– Множество ваших произведений посвящено Рузскому краю, любимой Рузе. Что это место значит лично для вас? Чем завораживает?

– Можно я отвечу парой строф из напечатанного в вашей газете стихотворения "Сказ о Рузе"?

Здесь даль – широка, а река – глубока,
Над Рузой не властны года и века,
Спит время…
Здесь воинов хрипло приветствует рог,
И княжеский стяг поднимает Боброк,
Встав в стремя!
Земля ворожит, и вода ворожит,
И ворон над памятью павших кружит,
Как в сказке.
И тихо звенит колокольная медь,
Что жизнь торжествует и попрана смерть –
В день Пасхи…

А лучше привести слова главного литературного критика нашего альманаха Льва Аннинского, которого мы потеряли в 2019 году:
"В противовес ласкающей души морской теплыни у Шацкова неизменна студёная "отчая выть".
Диковинных слов поэт, как правило, не переводит, но знатоки русско-вепсского словаря выложат вам три десятка русских аналогов "отчей выти", из коих бы выделил такие: "доля", "надел", "пай", "рок", "участь", "судьба"… Но для Шацкова, кажется, важнее то, как на вепсскую выть откликается родственным воем родная русская стихия. Он и родную Рузу, затерянную в Подмосковье, воспринимает чисто поэтически: "рузский" – значит "русский"!
Здесь мы прикасаемся к глубинной сути этого понятия: для Шацкова важна верность души той земле, с которой тебя породнила судьба; лучше эта земля или хуже – этот вопрос не стоит и не обсуждается. Если кто-то будет искать землю получше – пусть эти искания оплачивает своей болью. Если кто найдёт себе то, что лучше, и ради этого нового пристанища предаст Русь – то и Русь выбросит из своей памяти такого предателя…"

– Остаётся ли Россия сегодня литературоцентричной страной? И что делать с "потерянным", практически не читающим поколением? Первым, но, похоже, не последним.

– Десять лет назад ответил бы на этот вопрос утвердительно. Но видите, какой колоссальный техногенный прорыв случился за последнее время.
Если про наше поколение ещё можно сказать строками из моего "Реквиема по юности":

Нас нежно пестовали те –
Те гимназистки и смолянки,
Чьих под Сморгонью, в немоте,
Отцов покоятся останки…

– и некоторые читатели правильно поймут, что "смолянки" – это не жительницы города Смоленска, а ученицы Смольного института благородных девиц в Петербурге, а Сморгонь – место под Белорусским Гродно, где в Первую мировую войну почти весь 254-й Николаевский полк погиб, отражая немецкую газовую атаку, то теперь – кому это интересно и важно?
Мы, конечно, умрём, но литература умирать не должна. Пусть сегодня почти нет ни денег, ни сил на полноценные периодические издания, всё равно их надо выпускать. Потому что из них будут черпать потомки объективную правду о нас.
Главное, чтобы не была перерезана "пуповина" родства между нынешними и грядущими поколениями. Именно поэтому в свежем номере "Дня поэзии" столько молодых имён!
Я искренне надеюсь, что распад "связи времён" может произойти в любой стране, но только не в России