Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

СЕРГЕЙ ПЕТРОВ


Тернистой тропой достоинства



Эдуард Лимонов. Будет ласковый вождь. – М.: Пятый Рим, 2019. – 160 с. – 3000 экз.


Старый волк не ходит в стае. Он или рыщет в лесной чаще, вдоль горных троп, одиночкой, или ведёт стаю за собой. И даже в первом случае обитателям леса его трудно не заметить, если это, конечно, не литературный лес.
Дозорные этого леса, милые птицы, завидев старого волка, почему-то замолкают. А потом, будто опомнившись, начинают ласкать пространство художественным свистом и мелодичным стуком, сообщая о мелькающих в траве ёжиках, ужиках, ящерках или гадюках. И ни звука о волке.
Последние лет пять литературные дозорные, критики и обозреватели, пишут о нём крайне редко. Для них его как бы и нет. Но он есть. И зовут его Эдуард Вениаминович Лимонов. В услугах литературных дозорных он не нуждается.
За означенный период времени у него вышло книг десять, а то и пятнадцать, и далеко не все из них – переиздания. Злопыхатели скажут: Лимонов – не тот, это всё не литература, просто мысли на бумаге, взять ту же его "Азбуку" 2019 года, ну что это такое – один абзац об одном, другой о другом, и так всю книгу. Недалёкие рассуждения (я о злопыхателях). Попробуйте так написать сами, и чтобы на целую книгу, чтобы держало, будоражило. Получится? А у него получается. И, поверьте, пройдёт совсем немного времени, найдётся вменяемый литературный исследователь и даст этому жанру ёмкое определение, появятся у него последователи.
Книга "Будет ласковый вождь" – чистой воды художественное произведение, приключенческий роман. Есть герои, есть сюжет, есть посыл. И это – снова плюс. Лимонов в свои годы не поёт одну и ту же песню в одном и том же стиле, он жонглирует стилями, он давно их приручил.
В романе два главных героя: сам Вождь и один из представителей его небольшого племени – алтайский парень по прозвищу Колесо. Именно от лица второго персонажа ведётся повествование, и автор об этом регулярно напоминает. Приветствие "это я, Колесо" встречается здесь довольно часто.
Вождь ожидаемо похож на самого автора, но это – "не я", уверяет Лимонов. Все персонажи вымышлены. Все совпадения случайны. Мало разве в нашей жизни совпадений? Немало.
Действие романа происходит на рубеже двадцатого и двадцать первого веков. Место действия – Алтай. Маленькое племя Вождя, точнее говоря, отряд поставил себе фантастическую, но исторически значимую цель – сделать хорошо своим людям, живущим в чужой стране. Для того чтобы достичь цели, отряд должен уйти в горы. Оттуда, как кажется Вождю, до чужой страны рукой подать. Но всё не так просто. Толпой до нужной точки не дойти, одна группа должна прибыть на место первой, вторая – к ней присоединиться, не притащив за собой "хвост" и добыв то, без чего освобождение своих людей в чужой стране невозможно.
Перед тем, как дойти до нужной горы, придётся обосноваться где-нибудь в предгорье. Незаметно этого не сделать. И дело не только в том, что за героями следят, к ним с подозрением относятся простые жители алтайских сёл. Их, появившихся из ниоткуда, называют то "партизанами", то "шпионами". И не всегда аборигенов удаётся переубедить в обратном.
Происходи действие в европейской части России, всё бы обстояло по-иному. Но здесь Алтай, мистический край, он населён духами. Эта земля поражает и завораживает Вождя: горы, леса и реки ("фениморовские места, места гуронов"), люди и коктейль буддизма с шаманизмом.
"В ночь с 17 на 18 августа, – пишет в своём дневнике Вождь, – в избе Артура и Марины, алтайцев, в селе Боочи, я проснулся при полной луне от звуков гонга. Рыжая луна в окне над горами и долгие звуки гонга. Я вначале подумал, что происходит какое-то алтайское религиозное празднество и что ходят по дворам и бьют в гонг. Но затем я сменил мнение и подумал, что это звучит религиозная музыка на кассете в автомобиле (накануне за столом Артур и Марина говорили, что к ночи должны приехать ещё гости). Гонг звучал долго, не давая мне спать. Утром я узнал, что никто, кроме меня, гонга не слышал".
Вождь мудр, Колесо утверждает, что он похож на древнего китайского философа. Но Вождь не понимает, при чём же здесь гонг. Проживи он здесь чуть дольше, мог бы предположить, что это сам Алтай предупреждает его о грядущей опасности. Именно его, ведь гонг в ту ночь слышал только он.
Колесо нередко удивляется поведению Вождя. Тот должен быть деспотом, но не деспот. "Психанёт" иногда, побрюзжит, но не более. Вождь кажется Колесу если уж не ласковым, то слишком доверчивым.
С первых же дней алтайской эпопеи в племени появляется предатель. Читателю кажется, что его начинают подозревать все – от воинов племени до кустов алтайской сакуры, маральника. Однако Вождь не то что не желает подвергать подозреваемого проверкам, он вообще не очень-то склонен верить в его предательство. Когда же задумается об этом, становится поздно. То же и с алтайским гонгом. Читатель лишь может предположить, что об этой загадке Вождь вспомнит в конце своей дороги, когда уйдёт в белое безмолвие, утопая в снегу, к остаткам своего племени, понимая прекрасно, что их всех предали, что впереди – роковая неизвестность. Но он не может повернуть обратно, он – Вождь, а Вождь должен быть со своим племенем до конца. И как кого-то можно обвинять в предательстве, если сам способен совершить подобное? В этом – он весь.
"Будет ласковый вождь" – произведение о благородстве пути во имя достижения самой провальной цели. И как нельзя хорошо к определению её смысла подходят слова донского казака, командарма Второй конной армии Филиппа Кузьмича Миронова: "Совершенства нет на земле, но к нему мы обязаны идти". Герои книги так и поступают. Подставляя лица суровым ветрам и попадая под прицелы автоматов, идут. Поэтому будет ласковый вождь и будет его дорога.
А сам Лимонов… Он пришёл к нам сквозь дебри непонимания и показного равнодушия. Он – есть. Независимый творец, никому себя не навязывающий. И литературе от него никуда уже не деться. Давным-давно.