Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ИННА КАБЫШ


Инна Кабыш родилась в Москве в семье служащих. В 1986 году окончила факультет русского языка и литературы Московского заочного педагогического института. Работала старшей пионервожатой, учителем в школе, руководителем литературно-музыкального коллектива при Дворце культуры "Энергетик". Первая публикация — в альманахе "Поэзия" (1985). Стихи печатались в журналах "Новый мир", "Знамя", "Дружба народов" и других. Член СП СССР (1989). В 1996 году за книгу "Личные трудности" была удостоена Пушкинской премии фонда Дльфреда Тёпфера (Гамбург). В 2005 году удостоена премии Дельвига, в 2014-м — премии "Московский счет", в 2016-м — Дхматовской премии.
Книги: "Личные трудности" (1994), "Детский мир" (1996), "Место встречи" (2000), "Детство. Отрочество. Детство" (2003), "Невеста без места" (2008), "Мама мыла раму" (2013).


УЧИТЕЛЬ FOREVER


Двадцать лет назад замечательный педагог Семен Рувимович Богуславский, большой поклонник моих стихов, пригласил меня в свою школу — имени Маяковского — вести литературу. Год спустя он предложил мне взять второй предмет — мировую художественную культуру. А еще через год, очевидно, угадав мои скрытые ресурсы, уговорил меня взять руководство пятым классом. Так началось счастливейшее семилетие моей жизни.
К своей новой нагрузке я отнеслась ответственно. Ведь кто такой классный руководитель? Это не только тот, кто подписывает дневники, проводит родительские собрания и заполняет кучу разных бумаг, — по моему глубокому убеждению, это тот, кто в пятом классе берет детей, а в одиннадцатом выпускает людей.
Наша школа была экспериментальной. Это означало, что в начале учебного года за каждым учителем
закреплялась какая-нибудь тема, затем, по идее, он весь год над ней работал, а в конце года отчитывался. Что греха таить, зачастую это была простая формальность: взяв тему в сентябре, учитель, у которого всегда и так полно работы, благополучно о ней забывал, так что в мае порой не мог вспомнить, как она звучала.
Я тоже пару раз именно так ставила эксперимент. Но в тот раз, получив классное руководство, отнеслась к эксперименту всерьез. И взяла тему "Воспитание средствами искусства". Согласитесь, что для человека, преподающего литературу и художественную культуру, да к тому же поэта, который искусство, по выражению Маяковского, "делает", этот вопрос глубоко личный.
Не буду перечислять театры, музеи и экскурсии, которыми я охватила своих учеников, а также называть прочитанные нами книги, поставленные спектакли, проведенные вечера — дело ведь не в количестве, а в том, чтобы "пробудить чувства добрые" — "лирой", "сценой", "картиной".
Мне казалось, что классный руководитель должен вникать во всю жизнь своих учеников, а не только в школьную: так я помогала найти летний лагерь, участвовала в крестинах младших братьев и сестер, днях рождения и похоронах. У меня самой в школьные годы (это время сейчас называют застоем) были прекрасные учителя — знающие, добрые, неравнодушные, поэтому то, что я делала для своих учеников, казалось мне простым возвратом долга.
Когда кончается работа классного руководителя? В шестнадцать часов? В двадцать четыре часа? После последнего звонка? Или выпускного вечера?
Теперь я понимаю: никогда.
Властно вторгшийся в нашу жизнь Интернет и социальные сети помогают никого не потерять из виду, следить за успехами и неудачами своих учеников, делить с ними горе и радость. Кстати, верно и обратное: ученики не теряют из виду тебя и находятся в курсе всех событий твоей жизни. Мы и девять лет спустя продолжаем встречаться, чаще по "культурному" поводу (выпускники приходят на мои лекции, я по-прежнему вожу их в театры и составляю списки "книг на лето"), но не только. Пять лет назад я была на свадьбе своей ученицы — это была первая свадьба в нашем классе. А в этом году помогала той
же ученице пережить развод — тоже первый в нашем классе.
Когда я училась в пединституте, у меня была пятерка по педагогике. А изучали мы особенности детей младшего школьного возраста, подростков, учеников старшей школы. Но вот отзвенел последний звонок, отшумел выпускной, дети разошлись — и при этом остались. Как выстраивать отношения с этими молодыми, но взрослыми людьми? Этого мы не проходили. Для начала в них надо пристально вглядеться: какие они, нынешние двадцатишестилетние?
Главная черта моих — взрослых! — учеников — интеллигентность. Они — неагрессивные и терпимые, или, как принято говорить сейчас, толерантные. И я думаю: значит, эксперимент ("Воспитание средствами искусства") удался, недаром существует афоризм "Искусство умягчает нравы".
...Нынешний август выдался напряженным: свадьба ученика, похороны — у ученицы: с одним нужно разделить радость, с другой — горе.
А как иначе?
Есть еще один — по поводу и без повода — цитируемый афоризм: "Мы в ответе за тех, кого приручили". У Экзюпери там еще слово "навсегда".
Восстанавливая и перефразируя этот нравственный закон, с полной ответственностью заявляю: мы навсегда в ответе за тех, кого проучили.