Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

МАРИЯ БУШУЕВА


Михаил Николаевич Щукин родился в 1953 году в селе Мереть Новосибирской области. Окончил Высшие литературные курсы Литературного института им. А.М. Горького. Несколько лет отдал журналистике: был собственным корреспондентом журнала "Огонёк", а также собственным корреспондентом газеты "Литературная Россия". Как корреспондент объездил всю Сибирь, побывав в самых дальних местах края. Автор многих прозаических и публицистических книг, выходивших в разные годы в Новосибирске, Москве и за рубежом. Лауреат литературных премий, в том числе Национальной литературной премии имени В.Г. Распутина.


Последняя плотина



Способна она сдержать графоманское половодье?


Самая большая проблема "толстяков" – проблема падения профессионального уровня, – считает главный редактор "Сибирских огней" Михаил Щукин.

– Михаил Николаевич, "Сибирские огни" – старейший литературный журнал России. Он возник раньше "Нового мира". Через три года, в 2022 году, "Сибирским огням" исполняется 100 лет. Журнал сейчас прекрасно выглядит: хорошая бумага, отличная обложка, все двенадцать номеров в год выходят без задержки… Но был период, уже в новейшей истории, когда журнал почти умирал. Как вам удалось его спасти?

– Действительно, на сегодняшний день "Сибирские огни" являются старейшим литературно-художественным журналом в стране. В марте 1922 г. в провинциальном Новониколаевске (нынешний Новосибирск) вышел первый номер. Ещё гремят отголоски Гражданской войны, кругом разруха, буйствует тиф, а тут – журнал… Литературно-художественный. Это было событием не только для Сибири, но и для всей Советской России. Максим Горький, предсказывая новому изданию большое будущее, не ошибся. Фундамент, заложенный отцами-основателями, оказался прочным: ни война, ни сумрачные девяностые годы, ни более поздние беды не смогли разрушить этот фундамент. Из "Сибирских огней" пришли в литературу многие известные писатели: Павел Васильев, Леонид Мартынов, Анатолий Иванов, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Николай Самохин… Список этот можно продолжать и продолжать, и чем полнее он будет, тем яснее увидится, что история "Сибирских огней" – это история русской советской литературы, а если взять шире – история нашей страны. Сейчас, когда оцифрованы и выложены на нашем сайте (сибирские огни.рф) номера журнала, начиная с первого и заканчивая двенадцатым номером 1980 г., это видится по-особому зримо. Работа продолжается, и мы надеемся, что к столетию все номера "Сибогней" будут доступны читателю из любой точки страны и мира.
А что касается "спасения"… Это отдельная и не очень весёлая история, о которой, может быть, я когда-нибудь подробно расскажу. А сейчас кратко: после неприглядных скандалов, в результате которых во главе журнала оказался человек, абсолютно непригодный для такой работы и почти разрушивший всё до полного основания, мне в высоком кабинете было сказано: "Либо ты соглашаешься стать главным редактором, либо мы журнал закроем..." И что мне оставалось делать? Вот так я стал свадебной лошадью, у которой, как известно, грива в лентах, а одно место в мыле.
Конечно, сил потрачено было немало, но потрачены они не напрасно. На сегодняшний день мы являемся государственным бюджетным учреждением культуры "Редакция журнала "Сибирские огни" и находимся в подчинении Министерства культуры Новосибирской области. Чиновников у нас хвалить не принято, принято ругать, но я эту традицию нарушу: если бы не поддержка областной власти, не было бы ни журнала, ни этого интервью, потому что говорить было бы не о чем.

– Понятно, что региональные власти оказывают поддержку, а что делает сам журнал? Насколько я знаю, "Сибирские огни" вручают свою премию, организуют семинары, встречи с читателями… Расскажите, пожалуйста, подробнее.

– Прежде всего, как уже было сказано, двенадцать номеров в год. Это – главное. Когда вошли в график, поменяли оформление, наладили работу с авторами, стали расширять деятельность, если так можно выразиться, вокруг журнала. Задача была простая – вернуть "Сибирские огни" в информационное пространство, а то меня, когда стал главным редактором, иногда спрашивали: "А что, они ещё выходят?" Придумали "Литературный десант" и поехали к читателям с затаённой тревогой: "А нужны ли мы? Придут ли на встречу эти самые читатели?" Оказалось, нужны, и читатели пришли. Начиная с конца 2014 года мы побывали во всех районах Новосибирской области, в Кемерове, в Ленинске-Кузнецком, Юрге, в Томске, в Абакане, Саяногорске, в Барнауле, в Новоалтайске и, конечно, в селе Сибирские огни Алтайского края. Есть такое село, названное, по народной молве, в честь журнала.
Второе направление – это сайт и страницы "Сибирских огней" в социальных сетях. Литературно-художественный журнал, на мой взгляд, должен быть в хорошем смысле слова консервативным, а вот пропаганда, продвижение самого журнала в нынешних условиях требуют постоянного обновления, и здесь возможности интернета нужно использовать по максимуму. На сайте выкладываются не только вышедшие номера и новости, но и аудио- и видеозаписи, связанные с историей и культурой Сибири, фильмы сибирских режиссёров, песни на стихи новосибирских поэтов, аудиолекции по истории Сибири.
С 2015 г. лучшим авторам вручаем премии по итогам прошедшего года. Торжественно, в зале Новосибирского художественного музея. Деньги на премию изыскиваем сами, старым, проверенным способом: снимаешь шапку и пошёл по городу – глядишь, и накидали… А если серьёзно, люди охотнее отзываются, когда видят, что мы занимаемся реальным и значимым делом.
Ещё одно направление – совещания сибирских авторов, которые мы теперь проводим ежегодно. Проводим их на турбазе, которую нам безвозмездно предоставляет новосибирская компания "NORDАЗИЯ", на берегу Обского моря. И есть уже первые результаты. Вокруг журнала начинает складываться сообщество молодых авторов, которые завтра и будут определять лицо "Сибирских огней".

– "Сибирские огни", в отличие от многих журналов, платят гонорары. К сожалению, в обычном для периодики минимальном размере. Вы пытаетесь, как главный редактор, способствовать решению этой проблемы?

– Как главный редактор, я стыдливо опускаю глаза, когда речь заходит о размере гонорара. Но один молодой поэт, не лишённый чувства юмора, написал нам, что две бутылки коньяка на дороге не валяются, правда, не уточнил, какой марки коньяк… Конечно, пытаюсь. И, конечно, надеюсь, тем более что всегда нахожу понимание и поддержку в нашем Министерстве культуры. Давайте пока подождём…

– Вы известный автор многих любимых читателями романов, опубликованных как в Новосибирске, так и в Москве, лауреат литературных премий. Ваша проза доступна для чтения в интернете. Сейчас, когда Сеть стирает информационные и культурологические границы между столицей и регионами, остаются ли, на ваш взгляд, какие-то именно региональные литературные проблемы?

– Да, интернет сегодня даёт возможность выйти к читателю любому автору. Хорошо это или плохо? Однозначного ответа у меня нет. В связи с этим вопросом упомяну ещё об одном нашем проекте – "Журнальный мир". Этот сайт мы запустили на скромный грант, полученный от правительства Новосибирской области, а сегодня он существует на волонтёрских началах. На этом сайте представлено большое количество именно региональных журналов и альманахов, хотя есть и московские, и питерские, в том числе "Наш современник", "Юность", "Роман-газета" и другие. Задумывался сайт как некая панорама современной литературной картины всей России, такой, какая она есть. Образно выражаясь, мы построили прилавок, на котором каждый может выложить своё изделие. Сразу оговорюсь, изделия по качеству разные, но такова реальность.
Особых, именно региональных проблем в картине современной литературной жизни я не вижу. Есть одна проблема, но она одинакова как для столиц, так и для провинции – падение профессионального уровня. Обилие графоманов просто зашкаливает. И ладно бы мирных, ан нет, графоманы нынче воинственные. Ах, вы мне в публикации отказали! А я на вас телегу накатаю – министру, губернатору, а то и в сам Кремль.
Похоже, толстые журналы остаются последними плотинами, которые ещё сдерживают это графоманское половодье.

– Во многих странах любой маленький городок – литературно самодостаточен. Новосибирск – некоронованная столица Сибирского края, упорно превращаемый литературной Москвой в провинцию. Сейчас на Украине циркулирует мнение о возможном отделении Сибири от России в связи с непониманием центром гигантского значения региона. В "Сибирские огни" приходит поток публицистических материалов: не замечаете ли возрождения идей сибирского областничества?

– Пётр Андреевич Словцов, историк, "сибирский Карамзин", как его называли, в своём гигантском труде "Историческое обозрение Сибири", рассказывая о смуте, которая охватила Москву во времена самозванцев, утверждал, что "держава русская в Сибири не помрачалась". И добавить к этому утверждению нечего. Не помрачалась и не будет помрачаться.
А что касается "литературной провинции"… Настоящая литература везде есть, просто она выпадает из информационного поля, которое полностью забито столичными авторами. Издательства, премии – тоже в столицах. Литературная жизнь, которая подаётся в СМИ, сконцентрирована в пределах Садового кольца. Это плохо.