Евгений Степанов
Детский фольклор: путь к пониманию взрослой поэзии
Детский фольклор: путь к пониманию взрослой поэзии
Когда к нам приходит поэзия?
Когда мы влюбляемся и начинаем
писать стихи? Когда проходим в
школе русскую классику?
Нет, значительно раньше. Поэзия приходит к нам с колыбели, с колыбельной материнской песни, с самого раннего детства. Более того, усиленная филологическая подготовка у детей начинается на подсознательном уровне. Сама улица (игра) развивает в мальчишках и девчонках чувство народного, поэтического слова. Особенно это касается сельских, деревенских детей.
Сельские дети, как правило, не имеют в своем распоряжении ни хоккейных коробочек, ни теннисных кортов, ни бассейнов, но зато они чаще играют в народные игры, такие, как жмурки, прятки, лапта, штандар... А все эти игры требуют хорошего знания различных считалок, загадок, дразнилок. Как говорится, "голь на выдумку хитра!"
Ровно год я работал воспитателем группы продленного дня в Тамбовской области (село Верхнеспасское). Вспоминаю, сколько же удивительных образцов детского фольклора использовали в играх мои ученики!
Когда ребята начинают играть, скажем, в жмурки, то для того чтобы определить водящего, чаще всего можно слышать следующую считалку:
Нет, значительно раньше. Поэзия приходит к нам с колыбели, с колыбельной материнской песни, с самого раннего детства. Более того, усиленная филологическая подготовка у детей начинается на подсознательном уровне. Сама улица (игра) развивает в мальчишках и девчонках чувство народного, поэтического слова. Особенно это касается сельских, деревенских детей.
Сельские дети, как правило, не имеют в своем распоряжении ни хоккейных коробочек, ни теннисных кортов, ни бассейнов, но зато они чаще играют в народные игры, такие, как жмурки, прятки, лапта, штандар... А все эти игры требуют хорошего знания различных считалок, загадок, дразнилок. Как говорится, "голь на выдумку хитра!"
Ровно год я работал воспитателем группы продленного дня в Тамбовской области (село Верхнеспасское). Вспоминаю, сколько же удивительных образцов детского фольклора использовали в играх мои ученики!
Когда ребята начинают играть, скажем, в жмурки, то для того чтобы определить водящего, чаще всего можно слышать следующую считалку:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Царь велел меня повесить,
А царица не дала.
И повесила царя.
Царь висел, висел, висел
И в помойку улетел.
А в помойке крыса
Родила Бориса.
А Борис кричит: "Ура,
Позовите доктора". [ 1 ]
Шесть, семь, восемь, девять, десять.
Царь велел меня повесить,
А царица не дала.
И повесила царя.
Царь висел, висел, висел
И в помойку улетел.
А в помойке крыса
Родила Бориса.
А Борис кричит: "Ура,
Позовите доктора". [ 1 ]
На лицо очень распространенный фольклорный жанр — скоморошина, в котором логика сочетается с абсурдом, конкретное с абстрактным, вымысел с реальностью.
Нужно сказать, что мы, ребята из
московского двора, в свое время
тоже пользовались этой считалкой,
однако мы знали из нее только одну
строфу.
Скоморошина — далеко не простой жанр. Выдающиеся теоретики литературы, фольклористы (В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов, Л. М. Ивлева) относили скоморошины к эпическому (былинному) жанру, построенному по комическому признаку.
Л. М. Ивлева писала: "Скоморошины следует выделить как особый вид песенно-эпического фольклора, основным принципом в художественной структуре которого является комическая заданность, своего рода установка на комизм, — то, что А. Д. Григорьев назвал "намерением рассмешить слушателей"... [ 2 ]
То есть, играя, ребята осваивают литературу изнутри, постигают как бы на практике основы фольклорного искусства.
Используют сельские дети и другие считалки.
Скоморошина — далеко не простой жанр. Выдающиеся теоретики литературы, фольклористы (В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов, Л. М. Ивлева) относили скоморошины к эпическому (былинному) жанру, построенному по комическому признаку.
Л. М. Ивлева писала: "Скоморошины следует выделить как особый вид песенно-эпического фольклора, основным принципом в художественной структуре которого является комическая заданность, своего рода установка на комизм, — то, что А. Д. Григорьев назвал "намерением рассмешить слушателей"... [ 2 ]
То есть, играя, ребята осваивают литературу изнутри, постигают как бы на практике основы фольклорного искусства.
Используют сельские дети и другие считалки.
Шел баран
По крутым горам.
Сорвал травку
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот водить пойдет. [ 3 ]
По крутым горам.
Сорвал травку
Положил на лавку.
Кто травку возьмет,
Тот водить пойдет. [ 3 ]
Ребята из села Верхнеспасское
чаще произносят не водить, а
вадить. Это диалектное произношение. Оно, кстати говоря, позволяет
не нарушать в последних двух строках стихотворный метр.
Популярна и такая считалка:
Популярна и такая считалка:
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы собрались поиграть.
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела. [ 4 ]
Мы собрались поиграть.
Вдруг сорока прилетела
И тебе водить велела. [ 4 ]
Приведу еще несколько примеров:
* * *
Тара, тара, тара, ра,
Вышли в поле трактора.
Будем сеять, боронить,
Все равно тебе водить. [ 5 ]
Вышли в поле трактора.
Будем сеять, боронить,
Все равно тебе водить. [ 5 ]
* * *
Шел крокодил,
Трубку курил.
Трубка упала
И написала:
"Шишел, мышел,
Дернул, вышел". [ 6 ]
Трубку курил.
Трубка упала
И написала:
"Шишел, мышел,
Дернул, вышел". [ 6 ]
* * *
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой? [ 7 ]
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой? [ 7 ]
Нередки считалки с заумным зачином:
Лады, мады,
Неси воды.
Отраву пить,
Тебе водить. [ 8 ]
Неси воды.
Отраву пить,
Тебе водить. [ 8 ]
Зачастую одни и те же считали
употребляют и сельские, и городские дети. Например, такие:
Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инти, инти, интерес,
Выходи на букву "С". [ 9 ]
За каким-то интересом.
Инти, инти, интерес,
Выходи на букву "С". [ 9 ]
* * *
Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить. [ 10 ]
Вынул ножик из кармана.
Буду резать, буду бить,
Все равно тебе водить. [ 10 ]
* * *
Очень любят сельские школьники задавать друг другу загадки. И
знают их великое множество.
* * *
Сам в море,
А хвост на заборе?
(Половник). [ 11 ]
А хвост на заборе?
(Половник). [ 11 ]
* * *
Сидели на лавочке
Две Клавочки,
Делили булавочки.
"Тебе, Клавочка, булавочка,
И мне, Клавочке, булавочка".
И вышло каждой Клавочке
По три булавочки.
Сколько у Клавочек булавочек?[ 12 ]
(Эта загадка, содержащая в себе ответ, рассчитана на самых маленькихю.)
Две Клавочки,
Делили булавочки.
"Тебе, Клавочка, булавочка,
И мне, Клавочке, булавочка".
И вышло каждой Клавочке
По три булавочки.
Сколько у Клавочек булавочек?[ 12 ]
(Эта загадка, содержащая в себе ответ, рассчитана на самых маленькихю.)
* * *
Полон клевец
белых овец?
(Зубы). [ 13 ]
белых овец?
(Зубы). [ 13 ]
Кстати говоря, эта загадка помещена в "тамбовском" разделе хрестоматии "Малые жанры русского
фольклора", выпущенной в 1986-м
году московским издательством
"Высшая школа".
* * *
Характерно, что детских частушек сельские мальчишки и девчонки знают гораздо меньше, чем считалок, которые им просто необходимы в повседневной жизни.
Впрочем, ребята и частушек знают
достаточно. Они в основном навеяны их учебой в школе и начинаются,
как правило, со следующего зачина: "Подружка моя, как тебе не
стыдно".
* * *
Подружка моя, как тебе не стыдно,
На уроке булку ела, думаешь, не видно? [ 14 ]
На уроке булку ела, думаешь, не видно? [ 14 ]
* * *
Подружка моя, что тебе за дело?
Я разочек укусила, больше не хотела! [ 15 ]
Я разочек укусила, больше не хотела! [ 15 ]
Это замечательно, что ребята с
раннего детства непроизвольно, в
игре осваивают большое искусство,
а именно — детский фольклор.
Поэзия — не только занятие для эстетов, это жизненная необходимость для всей нации. Дети это подтверждают со всей очевидностью.
Поэзия — не только занятие для эстетов, это жизненная необходимость для всей нации. Дети это подтверждают со всей очевидностью.
Источники:
[ 1 ] Записано автором в 1986
году в селе Верхнеспасское
Тамбовской области.
[ 2 ] Цитата из автореферата кандидатской диссертации: Ковпик Василий Александрович. Стилевые особенности скоморошин (К проблеме жанрового определения): Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09: Москва, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:04-10/1692, сайт www.lib.ua-ru.net
[ 3 ] Записано автором в 1986 году в селе Верхнеспасское Тамбовской области.
[ 4 ] Там же.
[ 5 ] Там же.
[ 6 ] Там же.
[ 7 ] Там же.
[ 8 ] Там же.
[ 9 ] Там же.
[ 10 ] Там же.
[ 11 ] Там же.
[ 12 ] Там же.
[ 13 ] Там же.
[ 14 ] Там же.
[ 15 ] Там же.
1986 — 2010
[ 2 ] Цитата из автореферата кандидатской диссертации: Ковпик Василий Александрович. Стилевые особенности скоморошин (К проблеме жанрового определения): Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.09: Москва, 2004 175 c. РГБ ОД, 61:04-10/1692, сайт www.lib.ua-ru.net
[ 3 ] Записано автором в 1986 году в селе Верхнеспасское Тамбовской области.
[ 4 ] Там же.
[ 5 ] Там же.
[ 6 ] Там же.
[ 7 ] Там же.
[ 8 ] Там же.
[ 9 ] Там же.
[ 10 ] Там же.
[ 11 ] Там же.
[ 12 ] Там же.
[ 13 ] Там же.
[ 14 ] Там же.
[ 15 ] Там же.
1986 — 2010