Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Слава ЛЁН



МАНИФЕСТ РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМА

1.    Постмодерн(изм) умер. — Да здравствует Ре-Цептуализм — искусство Третьего тысячелетия.

2.    РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМ — НОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА. Девиз РЕ-ЦЕПТ-АРТА (художественных практик): от де-конструкции (Жака Дарида) — к ре-конструкции «аксиологического ядра» искусства:
  • искусства прекрасного, возвышенного, героического (Александра Баумгартена, 1735),
  • искусства истины-алетейи (Мартина Хайдеггера, 1935),
  • искусства добра-благодати (Славы Лёна, 1974).

    3.    Интертекстуально ИСКУССТВО РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМА бытийствует и существует не только на основе и в критериях аксиологических эстетик:
  • хайдеггеровской эстетики истины-алетейи (истины, которая суть несокрытость,
    т. е. откровение
    ) (1935), противостоящей эстетике НИЧТО,
  • баумгартеновской эстетики прекрасного, возвышенного, героического (1735), противостоящей эстетике безобразного,
  • лёновской эстетики добра-благодати (1974), противостоящей эстетике зла, — но еще — и в критериях классических эстетик Художественных парадигм (включающих Великие стили).

    4.    РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМ — НОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПАРАДИГМА, системно основанная на новых концептуальных установках и характеристиках художественных: стилей — жанров — языков — метода — приемов — тематизмов — материала — форм — содержаний — онтологической картины мира.

    5.    Целью, рамкой и смыслом творческой деятельности художника-рецептуалиста является ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС, а НЕ — художественное произведение
    (которое — в пределе — может быть шедевром или нулевым, как «Черный квадрат» Малевича). В гетеро-иерархию сложно-динамичного (прерывисто-непрерывного) художественного процесса входят, как минимум:
  • базальный (элементарный) процесс: от замысла — до воплощения в материале художественного произведения; в процесс включена первая авторская рефлексия;
  • выставочный процесс: авторское раз-мещение и от-слеживание движения художественного произведения: из мастерской — через галерею — в Мировой музей; «вторая» авторская рефлексия в треугольнике: зритель — автор — критик (в интенции и пределе — за-мещение позиции критика — автором);
  • процессы «ретроспективной рефлексии»: мониторинг — рефлексивное от-слеживание автором изменения смысла и значения своего художественного произведения в «подвижном» социокультурном контексте и в культурно-историческом процессе; внесение коррективов в свое творчество (за-мещение позиции искусствоведа — автором).

    6.    Рецептуалист, творя, созидает и, созидая, творит в процессуальном режиме ТРИКУПа (ТРИединого КУльтурного Продукта) — триединой демонстрации:
  • по-рождения КУльтурного Продукта (художественного произведения)
  • самого КУльтурного Продукта (высочайшего качества!)
  • де-монстрации КУльтурного Продукта.
    Де-монстрация де-монстрации — «вторая рефлексия» творческого процесса художника-рецептуалиста.

    7.    Ре-Цептуализм — искусство ВТОРОЙ РЕФЛЕКСИИ: само-из-себя творчество
    и — одновременно — само-в-себе истолкование (да здравствует двуликий Янус!).

    8.    Ре-Цептуализм исповедует принцип нелинейности искусства — возможности одновременного при-сутствия в художественном произведении-синкрете диахроннически разных и многопризнаковых «рядов (развития) искусства». Одновременность прошлого и настоящего — сущностный принцип рецептуального искусства.

    9.    Ре-Цептуализм ничему не под-ражает и ничего не от-ражает: искусство по-ражает. Искусство творится из искусства — оно а-миметично (прощайте, древние греки!).

    10.  Ре-Цептуализм отменяет каузальность (причинность), детерминизм, аподиктичность — стохастичность — небулярность, психологическую мотивировку и прочую рационалистическую чепуху: искусство — а-логистично (прости, Аристотель!).

    11.  Ре-Цептуализм отвергает (секулярное) искусство в «художественных образах», у-тверждая семиотическое искусство — в знаках и символах: язык иератур, сигнатур, символоров — язык искусства Третьего тысячелетия (да здравствует Михаил Шварцман!).

    12.  Ре-Цептуализм — искусство интертекста и архетипа — ориентировано на до-словные, до-метафизические и за-пределивающие сущности мiра. Мiръ — это истина-алетейя: чтобы видеть сущности, надо выколоть глаза (прощай, «правдист» Станиславский!).

    13.  В интенции, искусство Ре-Цептуализма — мифологично и сакрально: отсюда — иературы языка, теургия метода, духовность стиля.

    14.  Ре-Цептуализм — холическое искусство: в полистилистическом единстве произведения-синкрета при-сутствует единораздельная целостность самой онтологической картины мира. А не ущербный «синтез искусств» (прощайте, Гёте, Вагнер и Скрябин!).
    15.  Ре-Цептуализм — искусство экзистенциальности: искусство «живет в человеке», а человек «живет в искусстве». Отсюда — принцип тотальности искусства: «мiръ человека» — это культура и ничего, кроме культуры. «Природы» — нет, есть материал природы. «Природа» — это представление о природе в культуре: языческое, христианское и, наконец, естественно-научное.

    16.  Ре-Цепт-арт — не художественная школа, а меташкола.
    Ре-Цептуализм — не стилистика, а метастилистика.
    Сигнатуры, символоры, иературы — не язык, а метаязык.
    Ре-Цептуализм — не метод, а методология.
    Эстетика Ре-Цептуализма — «другая» стилистическая (как и аксиологическая) эстетика и, сверх того, выход — на метаэстетику.
    Ре-Цептуализм единораздельной целостности онтологической картины мира — метакартина множественности художественных миров.

    17. Ре-Цептуализм, в рамках своей Художественной Парадигмы, утверждает три фундаментальных закона НЕЛИНЕЙНОЙ ТЕОРИИ ИСКУССТВА:
  • развитие искусства непреложно;
  • развитие искусства необратимо;
  • искусство, как и Бог, бессмертно.

  • 13 мая 2010,
    Москва