Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ВАЛЕРИЙ ВОСКОБОЙНИКОВ


Без чернухи


Как известно, сами дети редко покупают себе книги. Их чтением чаще руководят старшие родственники. И, несмотря на почти всеобщее распространение интернета, среди них до сих пор бытует миф о том, что лучшие писатели живут в двух столицах: Москве и Петербурге. Несомненно, в этих городах можно обнаружить немало известных детских авторов. Но и в Ярославле, например, живут и творят две прекрасные писательницы: Анастасия Орлова и Юлия Симбирская, в Кирове – Мария Ботева, в Чебоксарах – Евгения Басова. Евгений Рудашевский создавал свои первые великолепные книги в Прибайкалье, а Тамара Михеева – в селе Миусском под Челябинском. Этот список можно было бы и продолжить, ибо авторы хороших детских книг живут сегодня по всей территории России и даже за её пределами, как, например, жительница Алматы Аделия Амраева или Дарья Вильке, преподающая русский язык в Венском университете.
Но сегодня я хочу остановиться именно на книгах Тамары Михеевой. Работая в сельской школе учительницей русского языка, она создала около десятка повестей, в основном, как говорили прежде, для детей среднего школьного возраста. Эти её повести обладают удивительным качеством: закрыв последнюю страницу, ощущаешь желание перечитывать их заново и пересказывать знакомым. А это – один из главных признаков по-настоящему талантливой литературы.
На первый взгляд может показаться, что героини большинства её книг – девочки. Повесть "Лёгкие горы" начинается с переживаний маленькой детдомовки Дины, не помнящей о жизни в родной семье. Её удочеряют "новые мама с папой". В другой повести – "Когда мы остаёмся одни" – автор сразу знакомит со своей героиней: "Янка пела. Раньше она всегда пела, когда ей было весело и хорошо. Поэтому сейчас ей тоже надо петь. Чтобы стало хоть чуточку легче. Хоть чуть-чуть хорошо, хоть капельку весело. Ведь понятно же, что в этом мире ничего хорошего больше не будет – никогда. Но надо как-то… ну притвориться, сделать вид, что всё более или менее, что не так уж всё это и страшно, что ей весело и хорошо, хорошо и весело, она поёт, поёт и поёт. Янкина песня захлебнулась и перешла в плач". Так же автор поступает и с героиней третьей повести, "Асино лето", в которой реальная жизнь объединяется со сказочным миром. В четвёртой – "Не предавай меня" – уже с первых строк читатель узнаёт, что героиню книги Юльку школьный психолог зачисляет в аутсайдеры. Причём Юлька узнаёт об этом сидя на унитазе в учительском туалете – в ученический она ходить стесняется, потому что там нет перегородок. Однако все повести нельзя назвать "девчачьими", потому что автор раскрывает в них весь прекрасный и яростный мир человеческий, в котором живут её героини. Этот мир, где происходит насыщенная как радостными, так и печальными событиями жизнь, и есть главный герой повести. В нём действуют и подростки, и родители, и престарелые их родственники. Однако Тамара Михеева очень бережно относится к своим юным читателям. В её книгах нет так называемой чернухи. А герои её – как взрослые, так и дети, – несмотря на трудные и противоречивые обстоятельства, в которые автор их помещает, проявляют лучшие качества своей души. Автор же выстраивает события так, что они превращаются в увлекательное чтение, где читатель переживает за каждого из персонажей. А книги её становятся ещё и своеобразными учебниками добрых дел.