Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

«Песни прерванный полёт…»
Памяти Тамары Кацы.

Вечером 11 июня 1999 года Тамара выступала в Киеве во дворце «Украина». Утром 12 июня она вместе с народной артисткой (из мариупольского драматического театра) сели в легковую машину своей подруги и выехали из Киева. В 4 часа дня, не доехав 40 километров до Запорожья, у них произошла небольшая авария. На дороге проводились ремонтные работы. Женщинам была оказана техническая помощь. Они вышли из машины, которую поставили на обочине дороги. В это время на шоссе появился «Мерседес» на большой скорости сбил машину, а вместе с ней и Тамару. От сильнейшего удара позвоночник разорвался в трёх местах. Смерть наступила мгновенно…
Славу любого народа создают яркие личности, для приазовских греков такой личностью была Тамара Кацы. С ней я познакомилась в 1990 году, на 1-м Всесоюзном фестивале советских греков, на котором мне довелось быть режиссёром. Перед фестивалем меня командировали в Мариуполь для знакомства с творческим коллективом «Сартанские самоцветы». Тамара была солисткой этого ансамбля. Вскоре из многих республик СССР на фестиваль в Москву приехали греческие национальные ансамбли, известные певцы и музыканты. На фестивальных концертах выступали Елена Камбурова и Ксения Георгиади из Москвы, Елена Панакис из Грузии, а из Казахстана Елена Келессиди и Лаки Кесоглу.
На фоне этих известных персон неожиданно, а может быть закономерно, раскрылся самобытный талант певицы Тамары Кацы. Секрет её успеха заключался не только в удивительно мягком, ласкающем слух, тембре голоса с широким диапазоном, но и в обаянии. А так же в том, что песни Тамара пела на новогреческом языке. Позднее, я узнала, что она самостоятельно его выучила и с удивительной лёгкостью исполняла греческие песни. Но её путь на музыкальный Олимп не был усыпан розами.
Помнится репетиция открытия фестиваля в концертном зале «Россия». По решению главного режиссёра на гала — концерте должны были петь только профессиональные артисты. А поскольку Тамара из самодеятельности, то получалось, что выступить она права не имела. После долгих скандальных споров и моей настойчивой просьбы Тамару включили в программу гала-концерта. И она оправдала ожидания своих поклонников. Когда закончила петь, зал взорвался бурей аплодисментов. Я ещё раз убедилась в том, что истинному таланту пробиться на большую сцену не просто.
Когда позже мы вернулись из Греции и Кипра в Москву, мне удалось 24 декабря 1992 года организовать и провести сольный концерт Тамары Кацы в Центральном Доме работников искусств. Певица впервые была представлена столичной интеллигенции. На вечере присутствовали бывший мэр Москвы Гавриил Попов, дирижёр, народный артист СССР Одиссей Димитриади, известный бизнесмен Иван Кевилиди, композитор и педагог Николай Тифтикиди и другие.
Вспоминаю, как это происходило. В зале потух свет. На экране возникли слайды с видами Сартаны — родины Тамары. За кадром диктор рассказывал о судьбе греков Приазовья. На экране появился слайд с изображением букета цветов и одновременно зазвучал голос Тамары Кацы. Чуть позже, на сцене под лучом прожектора появилась сама Тамара. Она акапельно исполнила греческую народную песню. На последней ноте из темноты зала, неожиданно громко прозвучало: «Браво!» Это Одиссей Димитриади в полный голос дал оценку творческому мастерству молодой певицы. Московская публика Тамару запомнила и полюбила.
Вскоре я подготовила выступление Кацы на радиостанции «Маяк». Она пела из Москвы на всю страну! Душа её была переполнена счастьем. Ей хотелось, чтобы радиопередачу услышали мама, родные и земляки… Главный редактор Т. Салахетдинова была в восторге от голоса Тамары.
В 1993 году по приглашению научно-методического центра Краснодара я работала главным режиссёром фестиваля «Культура сближает народы», который проходил в Геленджике. В мероприятии участвовали греческие музыкальные ансамбли из Новороссийска, Ставрополя, Пятигорска, Ессентуков, Донецка, Мариуполя, Геленджика и посёлка Кабардинка.
На гала — концерте Тамара через песни объединила тысячи людей разных национальностей. Мы, греки, гордились тем, что у нас есть такая певица, талант которой от Бога! Людское море на огромной площади громом аплодисментов выражало свой восторг полюбившейся певице. При свете прожекторов, Тамара в белоснежном платье, стоя наверху, смущённо улыбалась и низко кланялась…
С тех пор прошло пять лет, когда вечером (12 июня 1999 года) в Москву пришло сообщение о её трагической гибели. В эту страшную весть не хотелось верить…
4 апреля 2004 года в Москве прошел Вечер Памяти Тамары Кацы, в большом зале Центрального Дома работников искусств, где 12 лет тому назад она пела перед московской публикой.
Инициатором и организатором этого вечера стал Христофор Триандафилов. Программу вечера памяти составил и вёл сам Христофор Васильевич.


На сцене большой портрет Тамары. У портрета ваза с живыми цветами. В зале свободных мест нет. Кресла заняли не только члены Московского общества греков, но и постоянные посетители этого знаменитого дома. На большом экране зрители увидели поющую Тамару Кацы, послушали её интервью, где она рассказала о себе и о своём творчестве.
В вечере приняли участие: заслуженный артист РФ певец и композитор Сергей Чичмели, популярная греческая певица Ксения Георгиади, ансамбль «Гренадита», композитор и певец Анатолий Шамардин, пианист Никос Саввиди. Стихи, сочинённые Тамарой за три месяца до гибели прочитала ученица девятого класса Галина Шаулова (моя внучка).
Вспоминая Тамару, ветеран войны и труда, переводчик Т. В. Кокурина, сказала: «Я не могу похвастать тем, что мы с Тамарой были подругами, слишком велика разница в возрасте, но взаимная симпатия позволила установить с ней доверительные отношения. Мне очень нравилось в Тамаре её целеустремлённость, трудолюбие, серьёзное отношение к тому, чем она занималась. Тамара обладала несомненным талантом и внесла вклад в распространение музыкальной культуры своего народа».
Зрителей взволновали трогательные слова Ксении Георгиади, с которой Тамара поддерживала дружеские отношения « …В прошлом году меня пригласили в город Мариуполь на открытие госпиталя. Перед своим выступлением я поехала в Сартану, на Тамарину могилку… Слёзы душат, не могу говорить… Тамара была светлым человеком… Низкий поклон Христофору за организацию этого вечера».
Известный среди греков бизнесмен, член союза писателей РФ Кузьма Зелилов сказал: «Мы познакомились с Тамарой на теплоходе «Леонид Собинов» во время 1-го Всесоюзного фестиваля греков СССР. Я никогда не забуду теплоту её души. Память о Тамаре на всю жизнь останется в моём сердце. Я прошу почтить её память минутой молчания».
Внимание зрителей привлекла взволнованная речь заслуженного работника культуры РФ, сотрудницы Центрального Дома работников искусств, Павловой Натальи Гавриловны. «Сегодня мы прикоснулись к истинному творчеству. Мне посчастливилось чуть раньше посмотреть на телеэкране клипы, где поёт Тамара Кацы. Меня поразили тонкий вкус, яркость красок и жизнеутверждающий колорит этих клипов. Их создал большой мастер. Это великое счастье, когда на жизненном пути певицы оказался режиссёр, который сохранил для зрителей на века молодую красивую, уникальную греческую певицу Тамару Кацы».
В заключении вечера Триандафилов пригласил на сцену тех, кто в течение ряда лет работал с Тамарой: Валентину Назарову, Татьяну Кокурину, Агнию Сидериду, Надежду Кузнецову, Кузьму Зелилова, Архимеда Шахбазова, Тасоса Василиади, а так же троюродного брата Тамары — Сергея Кацы из Мариуполя, который специально приехал на этот вечер. У многих глаза блестели от слёз.
После завершения вечера зрители ещё долго не расходились, благодарили за вечер и задавали Христофору вопросы. В силу нехватки времени он всем ответить не мог. Через пару дней я задала Христофору Васильевичу те вопросы, на которые зрители хотели получить ответ.
 
— Многие интересовались, можно ли приобрести кассеты с клипами?
— Клипы я не снимал. То, что зрители видели на экране, это, скорее всего, песни с картинками. Таких песен я смонтировал более восьми специально для полнометражного фильма под названием «Поёт Тамара Кацы». Но осуществить этот проект, на сегодняшний день, мне не удалось, не хватило денежных средств. Оказать финансовую поддержку не смогли ни Федерация греческих обществ Украины, ни России. Для того, чтобы закончить фильм, надо записать диктора на русском и греческом языках, смонтировать начисто изобразительный ряд, провести музыкально — шумовую перезапись, напечатать в типографии вкладыши, изготовить мастер кассету, и, наконец, тиражировать. Все эти операции не дешёвые…
В своё время, когда на производство фильма «Маэстро Одиссей Димитриади» не хватило собственных средств, мне оказали безвозмездную финансовую поддержку: П. Тосуниди из Анапы, в Москве В. Кивелиди, И. Мавроматис, К. Зелилов и Т. Василиади. В Греции мне помогли: С. Кайтситзидис, И. Феодосиадис, И. Кардашидис, Д. Триандафилидис и К. Келецекис. Фамилии этих людей и моя благодарность выражены в титрах фильма.
Мне известны бизнесмены, которые за вечер в ресторане или казино способны потратить не одну тысячу долларов, а вложить в культуру и искусство собственного народа несколько сотен, то ли догадаться не могут, то ли не хотят. Среди богатых людей патологическая жадность — явление не редкое. Сказать, что у состоятельных греков нет эгоистичной скаредности, было бы не честно. Эта категория людей вряд ли сознает степень собственной духовной нищеты. Они часто относятся к творческим людям, как к милым шутам, на которых интересно поглазеть после сытного ужина. Парадоксально, но народ запоминает имена «шутов». А не скупердяев.
Последние годы популярность Тамары стремительно росла. Её приглашали на разные мероприятия, где просили спеть. При этом мало кто задумывался, что для выхода на сцену нужны концертный костюм, минусовая фонограмма, радиомикрофон и многое другое. Кто шил платья, в которых выступала Тамара? Её мать — Лариса Николаевна. Кто позаботился о том, чтобы обеспечить Тамару радиомикрофоном? Она сама! Тамара на Кипре целый год убирала гостиничные номера, затем на заработанные деньги купила микрофон. Прояви греки больше внимания к потребностям Тамары, как певицы, сегодня она была бы с нами. Мы все вместе Тамару не очень берегли.
 
— Видеокадры, в которых поёт Тамара, очень живописны. Где Вы их снимали?
— Съёмки проводились более десяти лет тому назад в Подмосковье, на территории усадьбы князя Юсупова «Архангельское», и на Кавказе, в Красной поляне. В монтаже использовались пейзажные кадры, снятые мною в горной части Крыма и в Греции. Синхронные, крупные планы снимались на киностудии им. Горького, где на лицо Тамары впервые был наложен грим, который применяется только в кино и на телевидении. Фонограммы песен были записаны заранее. На съёмках в павильоне и на натуре Тамара пела под фонограмму. После окончательного монтажа изображения, черновую фонограмму заменил на чистовую.
 
— Христофор Васильевич, расскажите о Ваших творческих планах?
— Уважаемая Надежда Николаевна, какие могут быть планы у человека, которому через три года исполнится 70 лет? Надо жить дальше, но так, чтобы не быть обузой ни для своих сыновей, ни для страны. А что касается творчества, то лучшие годы я отдал советскому кинематографу. После перестройки делал все, что мог для своего народа. В дальнейшем эту работу должна выполнять молодёжь. Много лет назад я предложил Национальному Совету направить группу способных молодых людей на учёбу в Москву, в институты театра и кино. Я считал, что грекам России надо иметь не только общественно — политическую газету, но и греческий театр и студию, ибо распространителями культуры любого народа являются, прежде всего, кино и театр. Через пять лет эти молодые люди вернулись бы в место компактного проживания греков на юге России и открыли бы профессиональный театр и студию. К сожалению, моё предложение не нашло поддержки и сегодня у нас, греков, нет ни серьёзной газеты, ни национального театра, ни студии.
К своему юбилею постараюсь выпустить две книги «Живые мамонты» (комедия о моих соплеменниках) и «Львиная грива» (романтическая сказка о том, какого сына должны воспитать родители). И комедию, и сказку я написал давно. В настоящее время делаю на компьютере иллюстрации к сказке и готовлю их к печати. Кстати, Тамара печатала сказку на машинке и хохотала от души…
 
— А какой Тамара была вне сцены?
— Прежде всего, весёлой. Прекрасно рассказывала анекдоты и при этом очень смешно их показывала. Как и все творческие люди, была легко ранима. Не по возрасту была мудра. Являлась депутатом поселкового совета. У неё было обострённое чувство справедливости. Умела делать всё: вскопать огород, сварить вкусный обед, побелить хату. Принять гостей и угостить их чашечкой кофе. У Тамары был плохой вестибулярный аппарат. Она в самолёте боялась смотреть в иллюминатор вниз, на землю. Она боялась летать. Но это не мешало ей быть патриоткой, и где бы она не находилась, стремилась вернуться в родную Сартану, к маме.
— Спасибо большое за ответы. Дай Бог Вам здоровья! Надеюсь, вы ещё порадуете нас новыми фильмами. Думаю, что культурное наследие любого народа складывается из трудов отдельных одарённых личностей. Тамара Кацы своей творческой и общественной деятельностью внесла существенный вклад в самобытную музыкальную культуру греков Приазовья.

режиссёр, Надежда Кузнецова-Шихиди
Газета «Афинский курьер» 18–25 июня 2004 года