Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Национальное кино

В Новороссийске в кинотеатре «Нептун» 18 февраля 2012 года состоялся просмотр фильма Христофора Триандафилова «Победы и поражения Гавриила Попова».
Несмотря на морозную, ветряную погоду народ собрался и просмотр состоялся. Над организацией просмотра хорошо потрудились Илья Канакиди — председатель Ассоциации общественных организаций греков Краснодарского края, Янина Алевро — главный редактор газеты «Эвксинос Понтос» и «Зои» председатель Новороссийского греческого общества, Константин Григориади и Елена Гладина. Это она распространяла пригласительные билеты, звонила и звала посмотреть фильм. После Новороссийска, поступило предложение показать фильм в Геленджике. Взялся организовать просмотр депутат городской думы, Председатель греческого общества города Геленджика Дмитрий Попандопуло и его очаровательная помощница Нелля Марфутенко. Просмотр фильма должен был состояться второго марта в 11 часов в актовом зале филиала Кубанского Государственного университета.
Расстояние от Новороссийска до Геленджика 40 км. Извилистая дорога вдоль берега идёт по склону горного хребта. Учитывая, что аномальная зима на юге прославила Новороссийск, на весь мир невиданным «Норд-остом» и не закончилась февральскими морозами, мы выехали в Геленджик накануне. Думали, что дорогу может завалить снегом, и мы не доедем до конечной цели. Опасения оправдались — к вечеру мы сумели доехать только до курортного посёлка Кабардинка. Здесь Николай Кузьмин и его радушная супруга Полина Христофоровна предоставили нам люксовый номер в своей гостинице, где мы и переночевали.
К утру выпал свежий снег. Белые пушистые хлопья, кружась, падали на спокойную гладь серого моря. В 10 часов утра к гостинице приехал Кузьмин с супругой, и мы поехали в Геленджик, на мою малую родину.
При подъезде к городу, снегопад прекратился, засветило весеннее солнышко. У входа в Университет с искренней радостью и объятьями нас встретили студенты и организаторы просмотра. Они думали, что мы из-за снегопада не приедем. Я заметила, с каким восторгом и вниманием студенты смотрели на Христофора Васильевича. Чувствовалось, что ждали и готовились к этой встрече. Наверное, накануне, они прочитали в газете «Эвксинос Понтос» большое интервью с Триандафиловым под названием «Язык должен объединять народ, а, не наоборот». В интервью шла речь и о понтийском диалекте греческого языка. А так, как по выражению Янины Алевро: «…Триандафилов среди соотечественников выделяется независимыми суждениями, не ординарным взглядом и высказываниями — порой резкими по различным вопросам нашей не простой жизни», то этим он и был интересен студентам. Зал был заполнен не только студентами, но и старшим поколением греческой диаспоры. Приятно было видеть среди зрителей: Фотия Эксизова — глава комплекса «Олимп», Василия Петридиса — заслуженный работник культуры, Ивана Атмачёва — депутата Городской думы, Розу Маслову — директор Университета, Юлию Соболеву — директора «Некоммерческого Партнёрства», Полину Кузьмину — директора «Кастальской купели» и конечно мою тётю Александру Ледину — предпринимателя, а также моего брата и сестёр, проживающих в Геленджике.
Перед просмотром фильма господин Попандопуло представил зрителям режиссёра фильма Христофора Триандафилова. Затем был показан видеоролик, где зрители познакомились с членами киносъемочной группы.


Завершился ролик весёлой песней, которую исполнил композитор фильма Сергей Чичмели и поднял настроение в зале. Создалась атмосфера праздника и предвкушения чего-то необычного. Просмотр фильма прошёл на одном дыхании при большом внимании зрителей. Я неоднократно на разных встречах слышала, как люди признавались в том, что они Гавриила Попова таким не знали.
После фильма Христофору Васильевичу задавали вопросы на разные темы, и он отвечал с присущей ему юмором и откровенностью. Приведу некоторые из них, которые прозвучали в Новороссийске и Геленджике.

— Христофор Васильевич, когда греки возьмутся за возрождение Византийской империи?
— Никогда! Византию, а точнее Восточно-Римскую империю мечтала возродить Екатерина Великая. Последующие государи России тоже проявили интерес к этому проекту. Бешеным противником этих замыслов выступала Англия. России нужны были проливы Босфор и Дарданеллы для прохода в Средиземное море, а не восстановление империи.
Овладеть проливами Россия могла не один раз. Даже царь Николай II мог это осуществить. Русская армия и флот готовы были к молниеносному захвату проливов, но в последний момент Николай дал отбой — струсил. Сегодня в Турции живёт более 70 миллионов человек, а в Греции менее 12 миллионов. О каком возрождении Византийской империи может идти речь? Соображать надо. А, вообще, мечтать полезно.

— Как Вы работаете по вдохновению или каждый день, не отходя от письменного стола?
— Вдохновение штука капризная, её можно ждать долго и не дождаться. Бог меня наградил многими способностями, а родители дали приличное здоровье. По натуре я человек ленивый, хотя некоторые считают меня трудоголиком. Я очень тяжело пишу. Чтобы «словам было тесно, а мыслям просторно» необходимо в совершенстве владеть языком. В данном случае — русским. Предпочитаю писать ночью — никто не мешает. Когда устаю от писанины, перехожу к другому делу. Дома всегда есть, что починить, что покрасить. Стараюсь всё делать весело. Сыновья говорят, что я владею фотошопом, лучше, чем они. Шутят, конечно.


— Кем вы себя больше считаете: оператором, режиссёром, художником, сценаристом или продюсером?
— В течение всей 50 летней кинематографической деятельности, мне довелось быть и оператором, и режиссёром, и сценаристом. В основной профессии я конечно оператор — постановщик. Много лет в этом качестве снимал игровые фильмы. В 1990 году, я открыл фирму «Гром» и стал создавать своё авторское кино на греческую тему, где являюсь всем в одном лице.


— Будете ли Вы снимать фильм о греческом геноциде?
— Нет. Не в моём характере расцарапывать старую рану до крови.

— Творчество, какого режиссёра Вам ближе всего?
— Таких режиссёров много. Это Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Василий Шукшин, Владимир Басов. Из западных кинематографистов нравятся итальянские режиссёры: Пьетро Джерми и Джузеппе де Сантис.

— Когда Вам жилось лучше, в Советском Союзе или в современной России?
— Тогда я был молод и жил так, как большинство граждан страны. Денег хватало от аванса до зарплаты. Телевизор купить было трудно, надо было в профкоме записаться на очередь. Приобрести машину было тоже сложно, а квартиру тем более. Работал не до кровавых мозолей. Государство делало вид, что платит мне хорошую зарплату, а я делал вид, что строю коммунизм. Тогда я мог ехать по стране куда хотел и когда хотел. А сейчас такие цены на билет — купишь билет и станешь нищим. Наверное, рельсы начали делать с золотым напылением, а посадочные полосы аэродромов покрыли ковровой дорожкой. Наших чиновников сгубит жадность. Тогда порядка было больше. Нам дали свободу, но не объяснили, от кого и как этой свободой пользоваться? На смену коммунистической морали пришла вседозволенность. Тогда можно было бесплатно учиться в любом учебном заведении, а сегодня нет. Зато сегодня можно купить диплом любого вуза и с этим дипломом устроится на работу, и лечить, к примеру, людям зубы. Ходить и слушать лекции по математике, философии, истории — только портить кучерявые извилины. Нынешняя выбранная народом администрация сумела укрепить вертикаль власти. На мой взгляд, вертикали сегодняшней власти не хватает горизонтали.

— Ваше любимое изречение или кредо жизни?
— Основывай с любовью, закладывай с верой, утверждай с надеждой.

— Христофор Васильевич, почему всё — таки Попов покинул кресло мэра?
— Мне думается, что сам Попов с экрана ответил на этот вопрос. Но если Вы хотите узнать моё мнение, то я отвечу словами немецкого философа Георга Лихтенберга: «Для некоторых королей человек с головой — более противное создание, чем самый отъявленный негодяй». Здравые, продуманные предложения Попова раздражали Ельцина. Президент их отвергал и разбазарил громадную страну. Попов тот человек, благодаря которому люди бесплатно приватизировали своё жильё. Старшее поколение обязано Попову тем, что бесплатно пользуется городским транспортом. Тот же Попов выступил против приватизации крупных промышленных объектов. У меня к Вам большая просьба, возьмите диск с фильмом и посмотрите его ещё раз.

— Христофор Васильевич, у вас есть хобби?
— Хобби? Я хотел бы знать, что Вы имеете ввиду? Если считаете хобби увлечением, то у меня, конечно есть. Моё хобби моя работа, которую делаю с большой любовью. Пока сердце бьётся, глаза видят, руки не трясутся, ноги передвигают моё 75-летнее тело, я буду заниматься любимым делом. Снимать то, что мне нравится и то, что могу. Кроме фильмов, которые я наметил выпустить, я хочу дописать и выпустить отдельной книгой комедию «Свояки». Спасибо за внимание.
Далее Триандафилов провёл короткую викторину и вручил победителям свои фильмы. Встреча прошла в тёплой обстановке и зрители искренне благодарили за дружелюбное общение.
На мой взгляд, в настоящее время у греческой молодёжи в России повысилось внимание к своей национальной истории. В этой связи возрос интерес к фильму Триандафилова «Страницы истории греков Причерноморья», созданный на основе его книги «Греки России — уезжать или оставаться». Книга была издана в 1997 году — 20 лет назад. Думаю, следует обратиться к автору с предложением, переиздать книгу и выпустить фильм в новой редакции. И то и другое помогут нашей молодёжи сориентироваться в непростых проблемах современной жизни нашего народа.
В заключение, благодарю организаторов встреч, и желаю им дальнейших успехов в нашей общей просветительской деятельности.

Газета «Эвксинос Понтос» № 2 (99)
г. Новороссийск, 2012 год