Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Каким я его знаю

На страницах газеты «Афинский Курьер» разгорелась острая дискуссия о «понтийцах». Разные греки выразили спорные мысли. В некоторых публикациях сделана попытка скомпрометировать человека, которого я достаточно хорошо знаю, но об этом я напишу ниже. Вначале выражу своё отношение к слову «понтиец».
В 1989 году я впервые находилась в Греции, в гостях у родственников. Во время экскурсии, в горных пещерах, экскурсовод, глядя на меня, спросил: «понти?». Я не поняла значения этого слова. Моя бабушка и мама — гречанки, с известной фамилией в Геленджике — Шихиди. По отцу я русская, но выросла в греческой среде. С детства мне знакомы греческая кухня, музыка, танцы. Особенно любила смотреть, как проходят греческие свадьбы. Слово «понтиец» в лексиконе нашего народа на Кавказе не существовало. В свидетельстве о рождении мамы записано — гречанка. Так почему же меня в Греции назвали «понти»?
Через год, в 1990 году я вновь оказалась в Греции в качестве режиссёра Первого Всесоюзного фестиваля советских греков. Это было большое и значительное событие для меня и всех участников фестиваля. Нас гостеприимно принимали в Греции и на Кипре как греков из Советского Союза, не называя при этом «понтийцами».
После фестиваля я начала работать в фирме «ГРОМ» (греко-русское объединение мастеров), под руководством президента фирмы Христофора Триандафилова, цель которой — способствовать развитию искусств греков, живущих в странах СНГ.
У меня была возможность видеть этого человека в работе во время фестиваля, на теплоходе «Леонид Собинов», а потом на съёмках в Крыму, Санкт- Петербурге, на Кавказе и в Москве. Меня поражала его организованность, внутренняя собранность и феноменальная память. Страстная любовь к порядку и дисциплине, порою раздражающая окружающих. Его любимая фраза — «Соображать надо!»
Эзоп говорил: «Истинное сокровище для людей — умение трудиться». Триандафилов может сутками работать в монтажной, писать ночами, сочинять музыку, рисовать картины. Бог ему дал много способностей.
На 1-м съезде греков Советского Союза Триандафилов был избран членом национального совета, который состоял из 61 грека. Этот бескомпромиссный человек на заседании национального совета предложил всем членам КПСС добровольно выйти из её рядов, мотивируя это тем, что нельзя решать национальные вопросы одновременно с коммунистическими. За предложение Триандафилова проголосовало всего 7 человек. В знак протеста он покинул зал заседания. У него обострённое чувство справедливости.
Он не любил любое проявление хамства, мог быть жестким, особенно в работе. На съёмках в Санкт- Петербурге в осенний холод, когда мы все продрогшие отогревались в автомашине, этот «фанатик» стоял у видеокамеры, дожидаясь появления облачка на закатном небе за шпилем Петропавловской крепости. Памятник А. С. Пушкину снимал трижды — ему мешал то дождь, то туман, то ещё что-нибудь.
Во время монтажа фильма «Маэстро Одиссей Димитриади» он хотел передать «перестройку» в какой-то необычной манере: кувыркающие самолёты, автомашины, лодки и т. д.
Триандафилову понадобились мчащиеся лыжи. Он предложил это сделать спортсмену, но тот не рискнул с профессиональной камерой спуститься вниз.
Триандафилов отбросил в сторону лыжные палки, взял в руки видеокамеру и сам спустился. Снял не меньше 10 дублей, весь мокрый, на морозе… Удивительно, но он ни разу не упал. А в монтаж эпизода «перестройка» вошло всего лишь 4 секунды изображения мчащихся лыж.
На съёмках крепости на горе «Эски — Кермен» в Крыму не только мне было тяжело подниматься с вещами, но и другим. И вдруг этот далеко не молодой кинематографист, взваливает на себя всё, что другим тяжело нести и потащил в гору.
Поразительно, при таких затратах энергии, этот человек почти аскет в еде. Ему достаточно на завтрак гречневой каши, которая готовила покойная мать.
Крепкий чай лучших сортов — это его любимый напиток, кофе не пьёт, а мясо может не есть месяцами.
На греческом фестивале в Германии Триандафилов послушав несколько минут, выступление фольклорного ансамбля, где очень громко звучал барабан, встал и ушёл. Когда я спросила, почему, он ответил: «Если барабанный бой — это греческая музыка, то я не грек». Он умеет слушать и слышать, много знает и прекрасно рассказывает, вдумчивый собеседник. Вот такой он человек.
В 2001 году в Московском Киноцентре состоялась премьера фильма Триандафилова о выдающемся дирижёре «Маэстро Одиссей Димитриади». После просмотра Одиссея Ахиллесович сказал: «Христофор меня обессмертил».
Л. Н. Толстой считал, что «искусство — есть одно из средств единения людей». Триандафилов стремится по возможности, объединить людей одарённых, стараясь помочь им реализовать их творческие планы. Так, фирма «ГРОМ» выпустила первые аудио кассеты, видео — клипы греческой певицы Тамары Кацы. Я должна отметить, что фильмы, кассеты, книги востребованы сегодня не только греческой молодёжью. Это я наблюдаю, когда провожу праздники для московских греков — «День независимости Греции» и «День Охи».
Думаю, что Христофор Васильевич Триандафилов сделал достаточно много, чтобы пользоваться уважением у своего народа.

Газета «Афинский Курьер» 12–19 апреля 2002 года