Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

СЕРГЕЙ ЧЕФРАНОВ


Санкт-Петербург


Удалённо образованные



Вряд ли они смогут совершить прорыв в неизвестное


В книге "Физика будущего" известныйамериканский физик и популяризатор наукиМитио Каку привёл очень спорное, на мойвзгляд, утверждение: "Тех, кто посещаетлекции в традиционных (не виртуальных. – Авт.) учебных заведениях, будут считатьнеудачниками". Фраза такова, что режет слухи бьёт по сердцу.

Безусловно, современные технологии предоставляют много удобных сервисов для получения фактических данных о самых разных предметах. Я и сам, когда встречаюсь с незнакомым термином, обращаюсь в интернет за пояснениями. А не далее как несколько месяцев назад за несколько дней овладел нехитрой, как оказалось, наукой по разработке сайтов на одном из бесплатных ресурсов.
Стал ли я при этом образованнее? Сомневаюсь. Безусловно, какие-то мои персональные качества изменились и улучшились, но к образованию это не имеет отношения.
Ведь что такое образование? Это не только набор справочных данных, позволяющих решать практические задачи уже известными способами. Образование – это и возможность строить свою жизнь, формировать круг личного и профессионального общения, занимать активную позицию в социальных отношениях и совершать прорывы в неизвестное.
Общение с преподавателем даёт навыки решения нестандартных задач, которых ещё нет в интернете, поскольку это – задачи будущего. Преподаватель даёт главное – системный подход и правила отхода от него, то, что называется школой.
То, о чём говорит известный американский физик – сертификационных центрах, портфолио, отмене дипломов и, очевидно, университетов, – очень хорошо укладывается в рамки общего цивилизационного тренда. В терминологии современного бизнеса термин "потребитель" используется намного чаще, чем слово "человек", но мы должны понимать, что те, с кем мы общаемся по личным, общественным или деловым вопросам, хотят видеть в нас не только и не столько специалиста, но и личность с внутренней энергией, жизненным практическим опытом, стремлением находить цели, ставить задачи и решать их. Если мы не видим друг в друге человека, мы неинтересны друг другу, следовательно, мы заменяем встречу звонком, звонок письмом, письмо смайликом. Всё.
Энергичность многим присуща с рождения, а системное мышление, представление о "пределе прочности" известных, казалось бы, доказанных теорем, способность предугадывать "круги на воде" до того, как камень упадёт в воду, – это приобретённые навыки. Можно набить свои шишки, совершить свои ошибки, но эффективнее воспользоваться тысячелетним опытом человечества по непосредственному контакту с учителем.
Как работодатель, имевший возможность наблюдать карьерные успехи тех, кого принимал на работу, могу утверждать, что лучше всех продвинулись не те, кто имел замечательное портфолио, рекомендации и сыпал цифрами, как канал РБК, а те, кто помимо всего этого сумел своевременно обрести счастливую способность не ограничивать картину мира экраном компьютера или планшета. Только живой человек (и иногда хорошая книга) может найти и тронуть в другом человеке такие струны, чтобы его мозг заиграл и выдал значительно больше, чем предначертано самой "продвинутой", но не живой технологией.
Наверное, это правильно, если путёвку в жизнь нам даёт Учитель (с большой буквы), а не принтер, сколько бы D у него ни было.