Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Книжная полка Эмиля Сокольского



Книжная полка Эмиля Сокольского

Анна Аркатова, «Стеклянное пальто»
М.: «Воймега», 2017


Стихи Аркатовой вполне современны: то они излагают какой-то житейский сюжет (конечно, с соблюдением настоящего времени), то комментируют кинофильм, который идет вот прямо сейчас, то — словно бы между делом — выдают какое-то обдуманное замечание по поводу бытовой повседневности, заключенное в восемь (или около того) строк, — и всегда раскованно, с ироническим прищуром, играючи. Эти стихи призывают нас в свидетели, они шутливо-непринужденны и хотят нравиться. В общем — стихи женщины раскрепощенной, чувственной, не забывающей лишний раз взглянуть на себя в зеркало и с удовольствием прислушаться к модуляциям своего голоса:

Как коротки забеги
У самых длинных дней!
Прибыть, предаться неге,
Вернуться, стать верней,
Промокнуть, дать просохнуть,
Расплакаться как раз,
И незаметно охнуть,
Узнав, который час.

Да, «Стеклянное пальто» — книга откровенно женская, и голос в ней выдает вовсе не «уход в себя» — когда строки выборматываются и рождаются словно независимо от желания автора, как происходит, скажем, с Верой Павловой (это имя не раз вспоминается при чтении Аркатовой), — здесь непринужденное и вместе с тем настойчивое приглашение к диалогу; каждое стихотворение — обращение к читающему: вот вам парадокс, вот неожиданная концовка (ради которой все и затевалось), вот чередование коротких и длинных строк, а вот — стихотворный всплеск без знаков препинания и заглавных букв.

от тебя пахнет лесом и садом
с тобой вкусно пьется и сладко спится
а от меня пахнет змеиным ядом
потому что болит у меня поясница <…>

Что для меня главное в этих стихах? Доверительность. Прекрасно, когда поэт пишет, не думая о читателях (на чем настаивал Блок); но также и хорошо, когда он помнит о читателе, не дает ему уходить в глубокое раздумье, разгадывая туманные смыслы, «подслушивать», что там автор наговаривает себе под нос, да и попросту — скучать. Может быть, художественная цель Анны Аркатовой — помочь собеседнику снять напряжение в его раздерганной заботами жизни, кликнуть его посидеть на кухне или где-нибудь на парковой скамейке, да без напряга, легко и просто, посмеиваясь, поиграть словами, образами, смыслами, поговорить за жизнь.

То что в детстве у нас называлось глупостями,
Теперь у нас называется нежностями:
Слово «попка» и слово «трусы»
И губами ручные снимать часы.
А то, что в детстве у нас называлось нежностями,
Теперь у нас называется глупостями:
Надень носки, допей молоко,
Поспи, до завтрака далеко.
……………………………….
Но все еще перепутать легко.


Эмиль Сокольский — литературный критик, прозаик. Родился и живет в Ростове-на-Дону. Окончил геолого-географический факультет Ростовского государственного университета. Автор публикаций об исторических местах России, литературоведческих очерков и рассказов. Печатался в журналах «Дети Ра», «Зинзивер», «Футурум АРТ», «Аврора», «Музыкальная жизнь», «Театральная жизнь», «Встреча», «Московский журнал», «Наша улица», «Подьем», «Слово», «Дон» и других. Редактор краеведческого альманаха «Донской временник» (Ростов-на-Дону).