Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

СЕРГЕЙ БИРЮКОВ


Сергей Бирюков (1950) — поэт, литературовед, культуролог, исследователь теории и истории русского авангарда. Окончил филологический факультет Тамбовского государственного педагогического института. Как поэт и критик дебютировал в начале 1970-х гг. Основатель и президент Международной Академии Зауми. Лауреат Международной премии им. А.Е. Крученых, Всероссийской премии им. Ф.И. Тютчева.


Больше чем прикосновение


Триптих

1

наконец понимаешь что так не узнаешь другого
себя того который или тот который не узнает тебя
того кто называется настоящим не проще ли так
не узнавши узнать узнавая оставаясь неузнанным
впрочем и так совершенно и впрочем но вот что
впрямь не так не ин

2

разбирая бумаги наткнуться на прошлое что беспо-
коило жгло и казалось что это вот то что сейчас
как потом оказалось почти что но в общем и целом
но не так как потом следом также ин

3

постепенно в другое совсем колесо входишь
тихо ступицы вращая как будто тебе это
нужно затем чтобы так же внезапно себя
превратить в дру другого назвать по дру
гому такого же точно фотографией схо-
жего кажется так записалось


В N пространстве
(динамический процесс в семи частях)

1

Охватить пространство одной рукой,
понять, что происходит с тобой,
то есть со мной,
выйти из города напрямик,
осознать предел, т.е. тупик,
внезапно стенку рукой разъять,
увидеть букву древнюю ЯТЬ,
предшествие — ЕРЬ, ЕРЫ, ЕР,
понять значение буквы ХЕР,
там будет плотность, как пустота,
ноль с пресечением, или ФИТА,
войти в пространство и время АЗ
на расстояньи движенья глаз

2

я освоил походку тигра

я выстроил дом
из осколков неба

я вывел формулу любви
из одного касания

я вы
думал
небесное созданье

пожалуй это все
что мне удалось сделать

3

осколки мира
собрать
пере-тереть
порезать пальцы
пере-тер-петь

4

на родине моей сирень
кусты шиповника
так дики
что вырвать взгляд оттуда лень
сквозь вязь сплошную повилики
я мысленно смотрю туда
где высится ветла в овраге
где лопухи и лебеда
где тонет взор в небесной влаге

5

день падает в обрыв письма
где кажется цвела возможность
где легкость ткани знак тесьма
где подлинность входила в сложность


и примиренье со стихом
и резкий сбой почтовых птичек
все это вызрело в одном
письме весны и перекличек

6

не помешает
немного вина и вины
и на и ны

7

филологическая соль
выпаривание слов из влаги
где результатом выйдет боль
взрывающая лист бумаги

эстетика всегда слепа
где бродит двойственность понятий
и рвется за стопой стопа
соединений и разъятий


Утоп и я

Посвящается Джульетте

1

меня волнует город-берег-мерег

был послан в смерть
и возвратился смертным

одно-одно
врезается в кромешку
ты бросишь на орла
поднимешь решку

рев многомерный пульс рябинокрасный
кривой муряв
и параллельный срез

2

морская свинка щечки распушила
она сыта и шерсть ея блестит
она не знает что грядет Атилла
что Соловей разбойничьи свистит
что кажется на берегах Отчизны
ты смотришь в воду
и не видишь дна
как время сжато стиснуто до тризны
как время плача или время сна

3

был послан в смерть
и возвратился смертным
утоп и я
и вынырнул в поту
на голос шел и голосом ответным
я окликал незримую черту

4

рев многомерный пульс рябинокрасный
ты падаешь и смех звучащий вслед

5

там вровень точка
ровно вровень крест
там вровень камень
ровно вровень перст
там вровень пламя
вровень ровно
там

6

как встряхивается свинка морская —
пере
вертывается на четырех
тонким писком перекрывая
рябинопульс и многорев
она теплая и живая

чистая как вода морская
в ней дышит розовая душа


Реально-лингвистические СТ и ХИ

1

лестница идущая вниз
память залива
изрешеченный терниями двор
и ствол дерева
хранящий прикосновения
вот это только твое
будет ли когнитивно
мгновение
вспышка сигнификата
упреждение выступа
отсут
присут
быстрое перебирание приставок
предлогов
слу сло
несущих конструкций
— попробуй
— еще два раза
— затем

денотат

2

этим числом помечено
и другое тоже
вторит
обертоны голоса дешифруют
так быстро
что не успеваешь
не успеваешь
не успеваешь
что ты лепечешь
мучительно
потом

3

не отводи руки
когда прикосновение
больше чем прикосновение
анжамбеман дыхания
суть волосяного покрова
наполнение влагой
собственно это и есть человек
состояние и проницание
тычки рифм
и у