Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

АЛЛА НОВИКОВА-СТРОГАНОВА


Доктор филологических наук, профессор, член Союза писателей России (Москва), продолжатель традиций православного литературоведения.
Автор трёх монографий и свыше 500 опубликованных в России и за рубежом научных и художественно-публицистических работ о творчестве Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Ч. Диккенса и других классиков мировой литературы.
За книгу "Христианский мир И.С. Тургенева" (издательство "Зёрна-Слово", 2015) удостоена Золотого Диплома VI Международного славянского литературного форума "Золотой Витязь".
Удостоена награды "Бронзовый Витязь" на VII Международном Славянском Литературном форуме "Золотой Витязь" (октябрь, 2016) за статьи-исследования творчества Ф.М. Достоевского.


Безбожные школы в России


На протяжении последних постперестроечных десятилетий планомерно проводится изуверская политика разрушения и уничтожения полноценного образования. Голоса по-настоящему обеспокоенных этой проблемой людей остаются "гласом вопиющего в пустыне". Общество вправе знать, на каком основании принимаются те или иные образовательные стандарты, которые фактически влияют на формирование и мировоззрение целых поколений. Однако учебные программы разрабатывают и насаждают какие-то таинственные чиновники, которые обществу неподконтрольны и неподотчетны.
Безбожно урезаются "сверху" и без того скудные часы школьной программы, отведенные на изучение русского языка и литературы. Варварское притеснение русской словесности в школе привело к катастрофической тотальной безграмотности во всех областях деятельности, вплоть до высших властно-чиновничьих сфер. Это примета нашего времени, неоспоримый факт. Чудовищно то, что в России повальной неграмотности уже мало кто удивляется и почти никто ее не стыдится. До сих пор в школах учат в основном "понемногу, чему-нибудь и как-нибудь".
Литературу поспешно "проходят" (в буквальном смысле: проходят мимо литературы) как занудную обязаловку. Русская классика в школе еще не прочитана, ее глубинный духовный смысл не доводится учителями до ума и сердца учеников, потому что зачастую не доходит и до самих недоученных или бездуховных горе-педагогов. Русскую литературу преподают примитивно, поверхностно, обзорно, не требуя обязательного прочтения произведений великих русских писателей, ограничиваясь приблизительными, азбучными пересказами.Так навсегда отбивается охота возвращаться к сокровищнице отечественной словесности в дальнейшем, перечитывать и постигать ее на новых уровнях "разумения о смысле жизни".
Преподавателям словесности требуется не просто занимать места — здесь нужно особое служение, горение духовное. Когда "душа требует, совесть обязует, тогда и сила большая будет" — так учил святитель Феофан Затворник, великий духовный писатель.
В то же время среди всех остальных учебных предметов единственно литература не столько школьный предмет, сколько формирование человеческой личности через воспитание души. Русская классика, подобно Новому Завету, всегда нова и актуальна, дает возможность соединять времена.
Однако страх чиновников от образования перед честным словом русских писателей столь силен и так сильна ненависть к отечественной литературе и ее "божественным глаголам", призванным "жечь сердца людей", что до настоящего времени христиански одухотворенная отечественная словесность заведомо искажается, преподносится с атеистических позиций в подавляющем большинстве учебных заведений России. Так что они вполне подходят под определение, данное в одноименной статье Лескова о школах, где не преподавался Закон Божий, — "безбожные школы в России".
"Не можете служить Богу и мамоне" (Лк. 16, 13), — говорит Христос. Как легко и соблазнительно зло может рядиться в одежду добра. Распознавать такую маскировку учил святой старец Силуан Афонский: "Всякое зло паразитарно живет на теле добра, ему необходимо найти себе оправдание, предстать облеченным в одежду добра, и нередко высшего добра", потому что "зло всегда действует обманом, прикрываясь добром". Но, как пояснял старец, различение добра и зла необходимо и возможно, поскольку "добро для своего осуществления не нуждается в содействии зла, и потому там, где появляются недобрые средства (лукавство, ложь, насилие и подобное), там начинается область, чуждая духу Христову".
В романе "На ножах" (1870) Н.С. Лесков разоблачил один из распространенных способов многовековой массовой мимикрии противников Христа, подобных экс-нигилисту, "деятелю на все руки" Тихону Кишенскому. Таким, как он, "нужен столбовой дворянин", в том числе и для того, чтобы под прикрытием русских, особенно знатных, фамилий пробираться на руководящие должности, занимать ключевые посты в государственных, коммерческих, религиозных, общественных учреждениях России с целью кабалить, разлагать и уничтожать коренное население страны, глумясь над его христианскими идеалами и православной верой; маскируясь русскими именованиями и вывесками, снаружи рядясь в овечьи шкуры, будучи изнутри волками, фарисейски прикрываясь благими целями доброделания, безбожно обогащаться, получать свои барыши, выгоды, прибыли и сверхприбыли, служить не Богу, а мамоне.
В этой связи наиболее актуально звучат слова Лескова, который устами своего героя-правдолюбца Василия Богословского в повести "Овцебык" обращался к тем "благодетелям" народа, у кого слово расходится с делом: "А вижу я, что подло все занимаются этим делом. Все на язычничестве выезжают, а на дело — никого. Нет, ты дело делай, а не бреши. Эх, язычники! фарисеи проклятые! Таким разве поверят! Душу свою клади, да так, чтоб видели, какая у тебя душа, а не побрехеньками забавляй".
"Законникам разноглагольного закона", подменяющим заповеди Божьи лукавыми человеческими установлениями, Лесков противопоставил Христа, "Который дал нам глаголы вечной жизни".
Фарисеям и законникам Господь Иисус Христос адресовал гневное обличение: "Он сказал: и вам, законникам, горе, что налагаете на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним перстом своим не дотрагиваетесь до них" (Лк. 11, 46).
Безбожники формируют и безостановочным конвейером выпускают из школ безбожников, здесь корень зла, отсюда проистекают многие беды.
В области общественных наук марксизм-ленинизм был отменен. Однако начиная с советских времен и до сего дня глобальная мировоззренческая тема о происхождении жизни и человека насильственно внедряется в несформировавшееся сознание и неокрепшие души учащихся в виде преподавания безбожной теории Дарвина в качестве единственно верной и научно аргументированной, хотя, по сути, это даже не теория, а недоказанная гипотеза.
Дарвинизм проповедует естественный отбор, борьбу за выживание, эволюцию видов. Применительно к общественным отношениям, к ведению делового оборота данные установки приводят к чрезвычайно негативным последствиям. Так, естественный отбор предполагает безжалостно-жестокое отношение к слабым, вплоть до их уничтожения. Удивительно ли, что псевдотеория и практика "зверочеловечества" формирует из людей существ, живущих по звериным законам: "Выживает сильнейший", "Глотай других, пока тебя не проглотили" и т.п., — что неизбежно ведет к девальвации морально-нравственных ценностей, попранию высшего, божеского начала в человеке, к гибели души как таковой, в итоге — к разрушению человеческого общества, которое на этом пути может дойти до людоедства, самоуничтожения?
Как говорил Николай Лесков, прибегая к евангельской образности, "литература у нас есть соль", и нельзя допустить, чтобы она "рассолилась", иначе "чем сделаешь ее соленою" (Мф. 5, 13)?
Самое главное в русской литературе — это Христос, христианская вера, одухотворенная русским православным подвижничеством. Художественной правды не может быть без правды Божьей. Вся русская классика создавалась в лоне православного бытия.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский утверждал, что "без Христа суетно все образование". Кому и для чего выгодно вылепливать в "безбожных школах" духовно неразвитых самолюбивых безбожников, подменяя ложными идеалами и кумирами "вековечный, от века идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремиться человек", — Иисуса Христа?