Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ТАТЬЯНА ФЕДОСЕЕВА


АТМОСФЕРА ВРЕМЕНИ НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТ


Газета “Русь” 1880-1886 годов: [коллективная монография] / Российская гос. б-ка; [редкол.: В. Н. Аношкина (сост. и отв.ред.) и др.; сост. ч.1. С. А. Мухина]. — Москва: Пашков дом, 2017. — 582 с.

Не так часто выходят книги, посвящённые славянофилам. В частности, до сих пор нет современного издания полного собрания сочинений Константина Аксакова, 200 лет со дня рождения которого отмечалось в прошлом году. Только начинает в наши дни выходить впервые собрание сочинений Ивана Аксакова, 200-летний юбилей которого предстоит в 2023 году. А это очень важно, чтобы понять, каковы были взгляды и деятельность славянофилов (ранних и поздних), какова была атмосфера общественной жизни в России XIX века, какие идеи были тогда актуальны. Некоторые из них не потеряли своей актуальности и сегодня.
В коллективной монографии о газете Ивана Аксакова “Русь” разносторонне рассматривается это издание в соотношении с историческими событиями той эпохи (1880-е годы), основными течениями общественной мысли, жизнью и деятельностью ряда выдающихся общественных деятелей того времени.
Первая часть монографии включает роспись газеты по годам издания, дающую полное представление о её содержании. Здесь представлены все заголовки, подзаголовки, фамилии авторов, псевдонимы, нередко и редакторские примечания. Роспись, составленная С. А. Мухиной, воспроизводит, таким образом, всё содержание газеты. Руководствуясь этими данными, можно при желании более подробно познакомиться с текстами конкретных статей. Причём не только в читальном зале библиотеки, но и на сайте Московского государственного областного университета, который и организовал подготовку данной коллективной монографии. На сайте университета в открытом доступе представлены фотокопии всех номеров газеты “Русь” за все годы её издания — с 1880 по 1886 годы (https://mgou.ru/nauka/nauchno-issledovatelskaya-baza-mgou/nauchno-obrazovatelnyj-tsentr-sovremennoe-prochtenie-russkoj-klassiki/gazeta-rus).
Даже при беглом обзоре содержания газеты можно сделать вывод о том, каким темам на её страницах уделялось основное внимание. Это земское самоуправление, ситуация в деревне после реформы 1861 года, проблемы образования, деятельность правительства, жизнь в регионах России и на национальных окраинах, славянский мир. Вот названия основных разделов газеты: “Внутреннее обозрение”, “Москва и Петербург”, “Областное обозрение”, “Политическое обозрение”, “Еженедельные итоги”, “Русская область”, “Вне России”, “Славянское обозрение”.
Характерны названия статей, соответствующие наиболее злободневным проблемам времени: “Наше земское самоуправление”, “Письма о русском крестьянстве”, “Что нужно прежде всего для поднятия крестьянского хозяйства?”, “Письма из Привислинского края”, “Из Пинежского уезда Архангельской губернии”, “Из Константинополя” (корреспонденция “Руси”), “Вопрос о реформе крестьянского хозяйства на Московском губернском земстве”, “Первое собрание учителей русского языка С.-Петербургских средних учебных заведений министерства народного просвещения”, “Самоотрицание нашей школы. (По поводу съезда попечителей в Петербурге)”, “Несколько слов об Уральских казаках”, “Из Софии и из Цетинья. Из Угорской Руси”, “Об уменьшении выкупных платежей”, “О преобразовании крестьянских присутствий”, “Письма о нигилизме”, “Задачи центрального хозяйственного органа в России”, “К вопросу о народном здравии”, “Два слова о кабаках. (Из уездной практики)”, “Прибалтийские письма”, “Письма о Галиции”, “Об уравнении условий крестьян разных именований и о регулировании их платежей”, “Известия из Болгарии. По поводу толков о конституции”, “Избавимся ли мы от нигилизма?”, “По вопросу о волостных судах”, “Из Ташкента”, “Заметки о сельских школах”, “Австрия и Славяне”, “Сельское хозяйство и переселения”, “Два слова о Белоруссии”, “Из Дерпта”, “Из Риги”, “К вопросу об организации армии”, “Из Архангельской губернии”, “Из Астрахани”, “К вопросу об уменьшении народного пьянства”, “Что такое “крестьянские разделы”?”, “Из Варшавы”, “Из Софии”, “Православие и Поляки”, “Из Македонии”, “Вероисповедание и народность”, “Из Белграда”, “Положение крестьян-хозяев в Прибалтийском крае”, “Кризис в Сербии”, “Законопроект о найме рабочих”, “Письма о Герцеговине”, “Письма с Амура”, “Крестьянское дело в Северо-Западном крае”, “Наши анархисты”, “О польском вопросе”, “Дела на Руси Галицкой”, “С Литовско-Русской окраины”, “Легальная революция в Хорватии”, “Русская экономическая программа”, “Дела на нашем тихоокеанском Востоке”, “Несколько слов о Московской земской работе”, “Государственная философия в программе Министерства Народного Просвещения”, “Наше новое Земство и древняя Земля”, “Перечень известий о ходе дел на Балканском полуострове”.
Заметное место в газете занимает рубрика “Литературный отдел” с первыми публикациями произведений и писем А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. Г. Белинского, А. И. Герцена, С. Т. Аксакова, П. А. Вяземского, К. Н. Батюшкова, Ю. Ф. Самарина и др. Неоднократно на страницах газеты появляются напечатанные впервые стихи и статьи Константина Аксакова. Среди этих публикаций особое внимание обращает на себя самое известное его сочинение — Записка “О внутреннем состоянии России”, представленная императору Александру II в 1855 году.
Каждый номер газеты открывается передовой статьёй её главного редактора Ивана Сергеевича Аксакова. На страницах его последнего издания — газеты “Русь”, выражавшей славянофильскую и консервативную позицию и полемизировавшей с западниками, либералами, — активно обсуждалось, какими должны быть пореформенная Россия и славянский мир за её границами. При этом наиболее важными вопросами для него были формирование местного самоуправления, решение национальных проблем, в том числе на окраинах России (в Польше, Финляндии, Прибалтике и др.), борьба на Балканах за освобождение южных славян.
В его злободневных текстах нередко встречаются и мысли на все времена, особенно о самом важном для него предмете — внутреннем общественном состоянии России. В частности, он констатирует: “Все письма и статьи из провинции — только вопль, клянут бестолковщину, безурядицу, царящую, по их словам, внутри страны” (№ 2, 1880); “Много горечи накопляется в сердце народа от постоянного пренебрежения к его духовной личности со стороны просвещённых командующих классов. “Но он молчит, народ великий”, молчит и думает свою думу. Это не угроза, а предостережение” (№14, 1881). И далее делает вывод: “Да послужит нам былое в поучение, и да истребится наконец та духовная рознь, то взаимное отчуждение высших руководящих общественных классов и народа, то неведение, неразумие, неуважение своей родной земли, своих народных задач и интересов — тот наш единственный недуг, от которого хилеет лишённый внутренней цельности, но в сущности крепкий и здоровый наш исторический, великий, государственный организм”; “Вот уже несколько лет не по себе, неможется русскому человеку. Недуг этот не экономического, а нравственного свойства. Дух наш недужен, вот что. Самый успех наиразумнейших экономических мер зависит от духа жизни" (№ 53, 1881).
Вторая часть сборника, которая называется “Газета “Русь" 1880-1886 годов как универсальное издание", включает в себя статьи исследователей, изучивших рассматриваемые в публикациях газеты проблемы русского общества и культуры. Эта часть монографии составлена из двух разделов.
Первый раздел — “Проблемы русской социальной жизни и их решение на страницах газеты" — открывается обобщающей статьёй В. Н. Аношкиной об основных проблемах общественной жизни России первой половины 1880-х годов. В статьях специалистов по истории рассматриваются вопросы о кризисе и политическом курсе царствования Александра III (Я. В. Соловьёв); о реалиях и перспективах земства в России (М. Л. Белл); российской имперской дипломатии, панславистской доктрине и русском национальном сознании, нашедших отражение в публицистической деятельности И. С. Аксакова (А. Г. Задохин); политике Римской Католической Церкви в Российской империи XIX века (И. В. Колосова). В статьях учёных-филологов проанализированы материалы, сосредоточенные в области мировоззренческих и духовно-нравственных проблем, наиболее остро стоявших в русском обществе и поднимаемых авторами газеты “Русь”. Среди них — распространение западнических представлений о России в книгах французских авторов (Б. Н. Тарасов); радикализм молодого поколения (И. Б. Павлова); специфика 1880-х годов в духовно-религиозном аспекте (Т. К. Батурова); возвращение православных оснований в систему российского народного просвещения (Т. В. Федосеева).
Второй раздел второй части монографии посвящён выдающимся деятелям эпохи, нашедшим отражение в публикациях газеты “Русь". В ряде статей исследовано значение и место семьи Аксаковых в русской жизни. В статье А. Е. Ласьковой проанализирован образ С. Т. Аксакова, воссозданный в газете “Русь"; В. Н. Аношкиной — представленное в материалах газеты стихотворное творчество К. С. Аксакова; И. Р. Монаховой — эволюция воззрений Аксаковых и В. Г. Белинского; Э. В. Захарова — история взаимоотношений и идейных влияний Ю. Ф. Самарина и И. С. Аксакова; Б. Н. Тарасова — переписка Н. С. Лескова с И. С. Аксаковым; священника Ф. Н. Котрелёва — дружба И. С. Аксакова с одним из авторов газеты протоиереем А.М. Иванцовым-Платоновым. В. Н. Захаровым исследовано и описано славянофильское открытие Достоевского. В статьях Э. В. Захарова представлены история отношений А. И. Герцена и Ю. Ф. Самарина, а также образ Д. Ф. Самарина как последнего редактора газеты “Русь". Б. В. Коптеловым изучено значение выдающегося полководца М. Д. Скобелева и отзывы о нём в зарубежной прессе. В статье М. Л. Белл представлен образ одного из авторов газеты, экономиста-"практика" С. Ф. Шарапова. Т. В. Федосеева воссоздаёт картину публикаций в газете “Русь" выдающегося русского педагога С. А. Рачинского о его народных школах; Н. К. Жакова — славяноведа В. И. Ламанского.
В комплексном исследовании газеты “Русь" систематизированы живые свидетельства об основных проблемах и достижениях непростого исторического времени царствования Александра III как несомненно важного момента в судьбе России. Основанные на конкретном жизненном материале публикации газеты расцениваются авторами монографии как свидетельство активизации общественного сознания. В реалиях времени показано значение газеты, служившей развитию общественного сознания, формированию активного отношения к реалиям и перспективам государственного строения, возрастанию роли литературы и искусства, усилению образовательной и просветительской деятельности в этом строении. При этом важны объективное отражение в газете столкновения западнических и “панславистских" устремлений и ясно выраженная позиция активного противостояния идеологии нигилизма, а также утверждение в качестве основополагающей функции Русской Православной Церкви формирования общественного сознания и духовно-нравственной атмосферы в обществе.
В монографии проанализировано содержание газеты, показывающее непреходящее значение 1880-х годов в русской истории, состоящее в уникальности сопутствовавшей этому периоду социально-общественной ситуации, утверждении самостоятельного внешнеполитического курса и внутренней политики, экономической стабильности, прочного международного положения, роста народонаселения и духовного самоуглубления нации. В этом несомненная актуальность представленных в сборнике материалов для современного российского общества.
В газете большое место занимали стихотворения и знаменитых поэтов того века — Тютчева, Фета, Константина Аксакова — и поэтов конца столетия — В. Соловьёва, Голенищева-Кутузова, Хитрово, Розенгейма, готовящих расцвет русской лирики так называемого Серебряного века. Особенно выделилась цитируемая строка Ф. И. Тютчева — “В Россию можно только верить". Это Константин Аксаков в своей “громкой поэзии" бичевал псевдоправду — “правдоподобия", определяя их как демоническую силу, старающуюся стать рядом с Истиной и затмить её, обмануть людей. Газета “Русь" бичевала “правдоподобия", говоря:

В Россию веруя, на бой
С духовной ложью
В честь правды и добра,
Без страха ты идёшь.
Верь в истину и свет,
Люби свободу Божью —
Свет нужен истине,
Мрак прикрывает ложь!

Так поэт разговаривал с монархом — Александром II, газета расширяла адрес обращения, говоря со всеми читателями газеты: “В Россию можно только верить”.