Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ТАТЬЯНА НЕРЕТИНА


Татьяна Александровна Неретина родилась в Москве. Окончила филологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
Работает редактором в журнале "Москва".


"С этой верою жить мне не страшно..."


Недавно издательство "У Никитских ворот" в серии "Академия поэзии. Поэтическая библиотека России" выпустило книгу стихов Марины Котовой "Сквозь вещий шум дубрав".
Наталья Егорова в предварительной статье характеризует Марину Котову как "одного из самых ярких и значительных поэтов, работающих сегодня в русской литературе". И это действительно так. Своими стихами М.Котова продолжает линию развития классической русской поэзии в лучших ее образцах, представленных М.Лермонтовым, Ф.Тютчевым, И.Буниным, C.Есениным, П.Васильевым, Н.Рубцовым. Главное в ее стихах — глубинное ощущение своей русскости, неразрывной связи с родной землей, ее историей, народом, характер которого во многом был сформирован вольным духом бескрайних равнин и могучих лесов (о чем очень хорошо сказано в статье Н.Егоровой). Но ко всему этому следует добавить еще несколько существенных, на наш взгляд, замечаний. Прежде всего следует сказать, что в новом сборнике стихов М.Котова раскрывается как гражданский поэт, понимающий свою миссию как служение России и ее народу. В этой связи книга М.Котовой становится довольно интересным явлением. Поэт, создавший множество замечательных стихов-прозрений о жизни души, ее порывах к прекрасному и к вселенской гармонии, заговорил о вопросах общественных, волнующих всех нас.
Открывает книгу примечательное стихотворение, в котором М.Котова описывает состояние современного мира, как она его видит и понимает:

Как лес, источенный угрюмым
                                                    короедом,
Больной и чахлый, с сердцевиною
                                                        гнилой,
Мир, вынесший тысячелетий беды,
Сегодня рушится, становится трухой.
Все сдвинулось, горят костры
                                                      кочевий.
Бегут, стреляют, подрывают, жгут.
Лениво ждут обильной пищи черви,
И тянет сладким смрадом новых
                                                             смут.
Зияют реки черной рваной раной,
Срывают вихри почв отравленный
                                                        покров,
Трещит кора земная, копят гнев
                                                      вулканы,
Не влагу облака несут, а кровь.
Но зачумленным все прикол да лажа.
И день и ночь, пресытившись игрой,
Дикарь гигантским пальцем тычет
                                                      в гаджет,
Ждет откровений ленты новостной.
И страшно жить средь общего
                                                        распада,
И как представишь, прошибает пот:
Чернорабочих ангелов бригада
В спецовках грубых только знака
                                                             ждет.
Повырубят, сожгут — следа
                                              не сыщешь —
С нездешней яростью в пылающих
                                                              очах,
Чтоб новое взросло на черном
                                                    пепелище,
Как на горельниках кровавый
                                                     иван-чай.

27 октября 2015

Это ощущение близящегося краха, переустройства мира, социальной катастрофы заставляет автора пристально всматриваться в окружающее, чтобы понять дух времени.
Душевное состояние современников, пожалуй, более всего беспокоит поэта. Притупленность реакций, безотчетность действий, дремотность сознания хорошо обрисованы в стихотворении "Спит черный люд в электричке рабочей...". Здесь "никто не возропщет", хоть в вагоне и "душно и смрадно", "дремлет сознание в коконе ватном".
В стихотворении "Шпиль Ярославского призрачен в мороси..." дано точное определение этих бесчувственных масс — "человеческий жмых", "выжатый, вымотанный, одурманенный", мечтающий "только б до места скорее добраться, / Плюхнуться, шлепнуться, тяжко осесть". "Движутся толпы без лиц и без голоса, / Встроены в ритм привокзального космоса, / Зельем нечувствия опоены". Ничто не отзывается в них при виде "поруганной новейшим печенегом", "запроданной" земли за окном поезда: "Молча, привыкшая к рабству и горю, / Смотрит истерзанная земля".
Закономерно, что стремление к быстрому обогащению, подражание чужому образу жизни, поклонение золотому тельцу привело не только к эмоциональной глухоте, черствости сердец, но и к настоящему безумию — братоубийственной войне. Эгоизм и самоволие — также характерные черты современника.

Мир обезумел. Брат идет на брата.
Родная кровь теснит родную кровь.

И ради чего был разрушен создававшийся нашими отцами и дедами мир? Сочны и ироничны социальные зарисовки с натуры:

Орут в лицо рекламные щиты,
Бросаются собаками цепными.
В витринах манекены восковые
И те нездешней злобой налиты.

"Москва". 2008

В этом обезумевшем мире, где "брат восстает на брата", "жалеть ли тварь, коль тонет мир в крови?" (этой теме в сборнике посвящен целый раздел под тем же названием). Что тут говорить о любви к земле, о жалости к зверям и птицам, когда мы не воспринимаем уже саму войну и гибель наших собратьев в Донбассе. Тем не менее поэт утверждает:

Но Русь жива, жива Святая Русь
Под темной кровоточащей коростой.
.........................................................................
В чьей памяти калиновы мосты
Из сказок слиты с песней о приволье,
Расслышит звук призывный
                                         колокольный —
Так бьется сердце русское Москвы.

"Москва". 2008

Хранители Руси по-прежнему на страже. Это и блаженная Ксения Петербуржская, утешительница: "ты здесь, живая, ходишь между нами", и Сергий Радонежский

...в валенках, в метельной тьме
                                                 кромешной
Бежит на плач спасать нас, дураков...

"Русь",
и святой Георгий "объезжает шагом Москву небесную по склонам облаков", и сама Матерь Божия, простирающая свой плат над русским небом:

Но я верю в тебя. С этой верою жить
                                        мне не страшно.
И пока не иссякла в нас память,
                                              до этой поры
Есть защита у нас — все небесное
                                        воинство наше...
Белый плат Богородицы русскую
                                         землю накрыл...

2005

Вообще, все пространство русского пейзажа у М.Котовой одухотворено. В ее стихах земля, травы, реки, лес, небо, звезды — все живет и дышит. Здесь явственна связь с философской лирикой Тютчева, у которого природа также одухотворена и вызывает размышления о загадках мироздания, о вековечных вопросах человеческого бытия.

Прообраз нашего — нездешний
                                                  дышит мир
И с лунным светом входит в наши
                                                          мысли.
Лишь изредка, воздушный слой
                                                         пробив,
К нам забегают огненные лисы.
В их лес таинственный, как в дивные
                                                             сады,
Воротимся ль, чтоб вновь поднять
                                                    соцветья?
И зверобоем ярко-золотым
Пылают радостно высокие созвездья.

2013

Все это единый цветущий организм, дивный Божий мир, напитанный Его вечным светом. И красота — его сущностная черта. Всюду присутствие красоты говорит о присутствии Создателя, его любви и милости к своему творению. Именно так понимает М.Котова эту категорию и буквально прозревает красоту божественного замысла не только в пейзаже, природе, но и в самых естественных, повседневных вещах: в запахе буханки ржаного хлеба с прилипшим лепестком вишни, в занятиях рыбаков, развешивающих для просушки сети, в убогом быте таджикского барака:

Но виден свет. Быт обнажен убогий.
Вон кот, вон девочка сидит меж двух
                                                         старух.
Окно горит. Метет крупой с дороги.
И здесь житье, и тоже дышит дух.

"На пустыре, где рос бурьян угрюмый...", 2015

Весь мир предстает в стихах М.Котовой одним большим храмом, в котором каждое дыхание Господа хвалит. Многие стихотворения сборника сродни фетовскому восторженному восприятию чуда жизни, его стремлению запечатлеть в слове невыразимое, прекрасные мгновения бытия природы.
Сравнения и метафоры, описывающие процесс постижения Творения через создание стихов, также заставляют вспомнить Фета: "Как беден наш язык! Хочу и не могу...":

И представлялся мне родной язык
Шумящей глухо дебрей
                                              непролазной.
И опасаюсь лишний раз вздохнуть,
Чтоб чудо не спугнуть к досаде
                                                          вящей.
А Слово открывается как Путь,
Как просека в густой еловой чаще.

"Нет для меня загадочней минут...", 2005

Природа в стихах М.Котовой по контрасту с неустроенным миром вечно враждующего человека несет в себе светлое, жизнеутверждающее, врачующее душу, примиряющее начало. Это вообще сквозной мотив лирики М.Котовой. Она находит счастье в слиянии с природой, в естественном следовании и подчинении своей жизни всеобщим законам бытия, в ощущении себя органичной частью творения, в умении воспринимать гармонию и красоту мира и воспевать ее. Причем в ее трактовке любой человек, обустраивающий свою жизнь, будь он плотник, или рыбак, или воин — защитник родной земли, или строитель храма ("Дмитриевский собор"), одухотворяющий и украшающий своим трудом землю, — каждый из них поэт в своем роде, каждый вносит посильную лепту в преображение мира:

...Пахнут доски смолой, всюду груды
                                    кудрявых опилок.
И вчерашним дождем налиты
                                  на дорожках следы.
И небесный строитель, на облачных
                                         стоя стропилах,
Смотрит в сердце мое через толщу
                                         небесной воды.

"Дремлют карпы в прогретой воде...", 2005

Прекрасные пейзажные зарисовки становятся прологом к размышлению о том, что было, есть и будет на этой земле. При созерцании неизменного на протяжении многих веков пейзажа перед внутренним взором поэта возникают образы далекого исторического прошлого. История входит в ткань стиха органично, без излишнего надрыва, и растворяется в нем, углубляя смысл пейзажных зарисовок до высокого поэтического и философского обобщения, выводящего на широкий духовный простор:

Желтый берег дик,
Не птицы — время в нем пробило
                                                          норы...

И в эти временные норы поэт проскальзывает своим духовным видением и воскрешает в памяти современников героические фигуры славного исторического прошлого Руси. Лирика приобретает свойства высокого гражданского служения поэта, осознающего себя частицей великого народа, пребывающего нынче в растерянности, потерявшего ориентиры, с надеждой поглядывающего то в сторону Запада, то в восточном направлении, забыв, что русские всегда были сильны собственным умом. Историзм мышления поэта проявляется и в выстраиваемых ею параллелях и сравнениях, характерных для ситуации становления русского государства в прошлом и настоящем.
"Как перед Богом, пред равниной русской" — так называется первый раздел книги, посвященный былинным временам, походам Святослава, освободившим Русь от хазарской и византийской опеки, мести Ольги древлянам за погубленного мужа, князя Игоря. Однако история здесь вспоминается не ради красного словца, но как урок, предупреждение живым: "Мы хотим или нет, все равно нам придется сразиться".

Мы родные с тобой, мы потомки
                                       твои, Святослав!
Та же русская кровь, жарко-алая
                              кровь в наших жилах,
Та же тяга к простору и шуму
                                         зеленых дубрав,
Что сказанья хранят про славянскую
                                              гордую силу.

Святослав, 2014

Но главное, что открывается не сразу, а лишь по прочтении книги, — это цельность поэтического мировосприятия, масштаб видения М.Котовой человека как части единого, одухотворенного мира во всем его пространственном и временном измерении, в котором все подчинено единому закону творения и находится в нерасторжимой всеобщей связи. Вся природа живет и дышит, отдает любовь и тепло, и лишь человек, не зная конечной цели своего бытия и в поисках какой-то лучшей доли, не может жить в гармонии с этим миром. Он вечно бунтует, готовый поверить любому зазывале в сказочный мир всеобщего благоденствия, и вечно воюет, разрушая даже то, что создал сам, теряя завоеванное предками.
Показательно в этом отношении стихотворение "Москва. Расширение пространства":

Каленым железом Москву выжигает
                                                            закат.
Какие пространства! Небесные
                                          стынут отроги.
Сверкающий серп, тяжкий молот
                                        сжимая в руках,
Шагают по гребням слепящим
                                          советские боги.
Над ВДНХ, проржавевшим
                                    стальным колесом
Сансары российской, над чадом
                                  и воем всегдашним
Громады проспекта, над рвущейся
                                        ввысь напролом
Обернутой светом рекламным Останкинской башней.
О, как широко, как свободно шагают
                                                               они!
За ними тучнеют стада и поля
                                                   колосятся,
Космическим ветром земные сдувает
                                                              огни,
Кричат кумачи про всеобщее счастье
                                                  и братство!
Вот-вот и очнутся, и глянут, прозрев
                                               в тот же миг,
Железные боги, внезапный
                                почувствовав холод,
На мир бета-версий, фастфуда,
                                          убогоньких игр
С размаху, не дрогнув, тяжелый
                                    опустится молот...

2016

"Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает... Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело", — писал Л.Н. Толстой. Присутствие этого огня явственно ощутимо в стихах М.Котовой, которые производят сильное впечатление на читателя и вряд ли оставят его равнодушным. Хочется пожелать ей дальнейших творческих успехов и достижения новых поэтических вершин.