Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Беседу вела ВАЛЕРИЯ ГАЛКИНА


Анастасия Орлова – поэт, детский писатель. Родилась в 1981 году в Волгоградской области. Окончила Хакасский государственный университет, Институт экономики и управления.
Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства для детей и юношества. Лауреат литературных премий им. Самуила Маршака, им. Антона Дельвига, им. Корнея Чуковского. Победитель литературного конкурса "Новая детская книга". Автор книг "Яблочки-пятки", "Речка, речка, где твой дом?", "Ромашки", "Мы плывём на лодке", "Это грузовик, а это прицеп", "Грузовик и прицеп едут в командировку", "Маленький-маленький ветер", "Со стихами целый день" и других.


По формуле Маршака


Детская книга как искусство баланса

Любовь к чтению нельзя воспитать, но можно и нужно этой любовью поделиться, считает Анастасия Орлова.

– На детского писателя возлагается большая ответственность: ведь именно с его произведений начинается любовь к литературе. Как вы считаете, какой должна быть детская книга, которая понравится маленькому читателю?

– Ориентация исключительно на маленького читателя – это, на мой взгляд, пагубный путь. Детям понравиться не очень сложно. Более того, если ребёнку предлагать выбор между супом и конфетой, он с большой вероятностью выберет конфету. Мне нравится формула Маршака. Она примерно так выглядит: "Если стихи нравятся только детям, то это не стихи. Если стихи нравятся только взрослым, то это не детские стихи. А если и детям, и взрослым, обладающим тонким вкусом(!), тогда это хорошая детская поэзия". Что касается меня, то я ориентируюсь исключительно на собственный интерес, а не на то, чтобы кому-то понравиться. Когда что-то делаешь с любовью, то есть шанс, что это полюбит кто-то ещё. Я не держу в голове конечного адресата моих стихов. Часто не знаю, куда меня выведет. Что касается прозы, то я как бы пишу книгу для себя – для себя маленькой и для себя взрослой.

– Чем "детский" поэт отличается от "взрослого", если отличается?

– Я думаю, ничем существенным не отличается. Разве что "детский" в том числе и "взрослый" поэт. Он должен иметь в виду не только ребёнка, но и взрослого. Нести послание и тому и другому.

– В своих интервью вы не раз рассказывали, какое впечатление на вас произвела публикация первых стихов в детском журнале "Трамвай"… А сегодня есть такие журналы для детей, которые вдохновляют ребёнка на творчество? Как вы считаете, важна ли детская периодика для воспитания любви к чтению и книгам?

– Сама по себе "периодика" не может ничего воспитать. И вообще можно ли любовь "воспитать"? Можно самому любить читать и поделиться этим с детьми. Мы же стараемся разделить с близкими приятные моменты. Один из таких способов – читать детям вслух. Читать вслух как можно дольше. Может быть, ваш ребёнок станет читателем, а может быть, – и нет. Но в любом случае эти моменты близости навсегда останутся с вами. А журналы это будут или книги, не так важно. Был такой журнал "Кукумбер". Архив его номеров есть в интернете. Я думаю, это отличное чтение.
А написанные детьми стихи и прозу сегодня публикуют в журналах "Костёр", "Путеводная звезда", в газете "Пионерская правда".

– По вашей книжке "Яблочки-пятки" сняли мультфильм. Вы хотели бы продолжить опыт сотрудничества с мультипликаторами? Сегодня не хватает таких вот добрых, простых и трогательных мультиков…

– Есть ещё вторая серия "Яблочек-пяток", она называется "Маленький-маленький ветер". Стихотворение "Невероятно длинная история про таксу" тоже превратилось в мультфильм "Бесконечная такса". Мне нравится взаимодействовать с аниматорами. Всегда интересно, как режиссёр увидит то, что ты написал. Также и иллюстрации имеют большое влияние на восприятие текста. Кроме того, стихи могут превращаться в песни. А в марте состоялась премьера спектакля по книжке "Это грузовик, а это прицеп" в Кировском театре кукол. Всегда любопытно наблюдать, как тексты начинают жить собственной жизнью. Возвращаясь к анимации, скажу, что фильмов сейчас снимается достаточно, и среди них много хороших. Просто, как и в случае с детской литературой, нужно немного потрудиться, чтобы разобраться в процессе. Например, изучить конкурсные программы анимационных фестивалей.

– А ваши дети знают, что мама – популярный писатель? Как вам удаётся совмещать эти две роли? Ведь писательская деятельность отнимает много времени – одни только многочисленные презентации в разных городах чего стоят…

– Дети у меня довольно большие, чтобы понимать, чем я занимаюсь. Скучают, конечно, но я стараюсь выстраивать график так, чтобы как можно скорее вернуться домой. Жаль, что всё на свете успеть невозможно. И я не могу пока сказать, что пришла к какому-то балансу. Всё ещё пробую, всё ещё экспериментирую. Встречи с читателями – это только одна из сторон. Для того чтобы писать, необходимо накопить силы, энергию. Тут нужно уединение.

– Любите встречаться со своими маленькими читателями?

– Люблю, конечно. Дети благодарные слушатели. Впрочем, со взрослой аудиторией мне тоже встречаться интересно.

– Сейчас работаете над чем-нибудь? Когда ждать вашу новую книгу?

– В этом году я жду выхода нескольких новых книг. Это книга "Ярославль. Истории для детей", в которой объединены стихи о городе и познавательные статьи. Книжка маленьких рассказов "Море за углом", которую можно читать всей семьёй и вспоминать свои истории из детства. Ещё интересной должна получиться книжка "Метаморфозы" о превращении гусеницы в бабочку. И конечно, новые приключения грузовика и прицепа!