Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Рецензии


Александра Петроградская, «Великий Атала — царь Атлантиды»
М.: «Вест-Консалтинг», 2018

Создать роман, основанный на исторических событиях, — нелегкое дело. Отображая исторические факты, писатель всегда идет по пути художественного вымысла, живописуя и то, что было, и то, что могло бы быть. Но такие ситуации должны быть мотивированны, а изображение подлинных исторических событий, быта изображаемой эпохи должны мотивироваться на достижениях науки, на данных исторических источников. Насколько может автор интерпретировать исторические события и характеры, чтобы соблюсти законы жанра исторического романа? И стоит ли втискивать в границы узкого жанра масштабное произведение о государстве, по преданию, исчезнувшему в одну ночь?
Эту книгу нельзя назвать историческим романом, скорее — философским историко-фантастическим произведением. Автор из Санкт-Петербурга создает прочный сплав истории и фантазии для постановки широких философских, социальных и нравственных проблем. Герои лишены какой-либо ущербности духа, они чисты, служат высоким идеалам. Путешествуя во времени, героиня, оказавшись в двадцать первом столетии, рассуждает так: «Видишь ли, я предполагаю, что, если человечество перестанет употреблять в пищу мясо, оно неизбежно сделается миролюбивее, менее агрессивным. И если войны полностью и не исчезнут с лица планеты, то многократно сократится число насилий, убийств, проявление зверской жестокости. И я думаю, что вправе так мыслить». Столь осознанное, гуманистическое отношение к миру объясняется просто: она — реинкарнация Гааллы, супруги великого Аталы, царя Атлантиды. Члены Братства, возглавляемые славным правителем, не имеют права употреблять в пищу животных, которые кормят своих детенышей молоком.
Кто не слышал об Атлантиде? О затерянном острове писали Валерий Брюсов, Дмитрий Мережковский, Николай Рерих, замечательный советский фантаст Александр Беляев… Александра Петроградская продолжает эту литературную традицию. В ее романе действие начинается в наши дни, но, начиная со второй страницы, смелая фантазия автора уносит нас в город атлантов. Мы узнаем о межгалактическом братстве «Солнечное Око», прибывшее на землю с особой миссией, о кристаллах и главном богатстве братьев — жезле царя Аталы.
Нет нужды повторять сюжет, поскольку он не поддается краткому пересказу. Роман насыщен событиями, каждое из которых имеет особенный, сокровенный смысл, а в описании Атлантиды и солнечного египетского города Ахетатона нетрудно уловить параллель с нынешним разнузданным «обществом потребления».
Автор резко противопоставляет добро и зло — Великая Любовь оказывает сопротивление Великой вражде. Атала и Гаала, а позже — их потомки, их перевоплощения, Эхнатон и Нефертити, подчиняются идее Великой Любви. Однако им предстоит пройти мучительное испытание.
Измена. Для одного — наслаждение, для другой — боль. Для обоих — разрушение привычной картины мира. Неважно, что измену оправдывают благой целью — рождением долгожданного наследника. Это один из самых драматичных моментов: как будто не своим голосом прекрасная Нефертити предлагает мужу взять вторую жену. Смогут ли царственные супруги преодолеть неизбежное отчуждение? Что ждет их спустя века, в третьем тысячелетии? Смогут ли они выполнить свою великую миссию — указывать душам путь в Солнечное Королевство?
Атланты осознавали цель жизни — преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Автор практически отнимает у героев спонтанность поведения, там же, где она появляется, возникает хаос и безумие. Этот прием показывает нам душевные силы героев и ту высочайшую цель, к которой они стремятся: «Увидеть мир заново — в другом и высшем свете — не это ли делает смертного бессмертным, возвращая его в лоно, из которого он однажды был исторгнут? Святое, целомудренное, беспорочное?»
Расцвеченный метафорами, язык Петроградской весьма живописен. Картину смерти царской четы и черной пантеры Баст, завершающее повествование, мы видим как будто в широкоэкранном кино: «Кошка оскалила острые клыки и зарычала. Ее сердце стучало тяжело. Каждый удар становился все реже и давался нелегко. Нужно было собрать все огоньки жизни, теплящиеся в ее большом, израненном теле. Она выпрямилась. Задние и передние лапы ее на миг соединились в пружинистой петле, когда вдруг неведомая сила подняла ее, и она совершила свой последний великолепный прыжок».
Богатая фантазия дает возможность Александре Петроградской вывести текст за рамки жанрового своеобразия сухого исторического романа и превратить его в увлекательное повествование об истории и современности — от атлантов до наших дней. Текст дополняют черно-белые фотографии с картин автора, похожих на древнеегипетские произведения искусства. И мы вспоминаем легендарного фараона, глядя на портреты Эхнатона и его жены — красавицы Нефертити.

Ольга ЕФИМОВА