Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ИННА БАСОВА


СЛОВО СЕЛЕЗНЁВА


Четыре года назад трудами литературного критика, профессора факультета журналистики Кубанского госуниверситета Юрия Павлова состоялась первая научно-практическая конференция, посвящённая выдающемуся критику, публицисту Юрию Селезнёву. В Краснодар, на малую родину Селезнёва, приехали ведущие российские литераторы, чтобы в свете его наследия — “Селезнёва слова” — обсудить проблемы литературы, истории, культуры, журналистики, критики. За четыре года эта конференция успела стать доброй традицией факультета журналистики КубГУ и привлечь к себе большое внимание общественности.
IV Международные Селезнёвские чтения прошли 22 сентября. Среди участников — редакция “Нашего современника” в лице писателей, критиков Александра Казинцева и Сергея Куняева, ответственный секретарь газеты и журнала-приложения “День литературы” Алексей Шорохов, классик Виктор Иванович Лихоносов, историк, профессор, декан факультета журналистики КубГУ Валерий Касьянов, секретарь правления Союза писателей России Василий Дворцов, прозаик, литературный критик Андрей Тимофеев, писатель из Краснодара Алексей Смоленцев, председатель Краснодарского краевого отделения СПР Светлана Макарова-Гриценко, литературоведы Виктор Бараков, Алексей Татаринов, Олег Мороз, Николай Крижановский, историк журналистики Юрий Лучинский, представители краевых общественных организаций, преподаватели и студенты из разных вузов... К слову, молодёжи, как обычно, много, и это не может не радовать.
— Эту конференцию мы делаем не для отчётности в деятельности нашего факультета, а, прежде всего, для студентов, — сказал соорганизатор IV Селезнёвских чтений Валерий Касьянов. — Мы очень рассчитываем на то, что это, не побоюсь назвать, событие послужит для молодых большим, твёрдым шагом в мир настоящей литературы, культуры, современной и честной журналистики.

“И вечность длится бой...”?

Юрий Селезнёв (1939-1984) — один из самых известных в России исследователей творчества Ф. М. Достоевского, В. И. Белова, В. М. Шукшина, В. Г. Распутина и других классиков русской литературы. В 1976-1980 годах Селезнёв редактировал любимую миллионами серию биографий “Жизнь замечательных людей”. Затем работал заместителем главного редактора журнала “Наш современник”.
Критик внёс большой вклад в развитие литературного процесса 70-80-х годов, но фигура эта важна не только для литературы. Селезнёва не случайно называют витязем на “войне за наши души, совесть и будущее”, и войну эту он считал Третьей мировой. Со страниц своих работ он боролся и по сей день борется с бездуховностью, уничтожением традиций, национальной культуры, русофобией.
— Юрий Селезнёв — имя общероссийского масштаба и значения. Однако до сих пор это имя, увы, не стало объектом серьёзного изучения, — убеждён Юрий Павлов. — Мы всеми силами стараемся изменить положение дел.
И это действительно так. На конференции было представлено более ста работ, большая часть которых — осмысление литературы, культуры, общественной жизни (во внимании и наша современность, и прошлое) сквозь призму идей Юрия Селезнёва. Темы докладов, прозвучавших на пленарном заседании, ненамеренно, но закономерно перекликаются: “Юрий Селезнёв и дискуссия “Классика и мы” (С. Куняев), “Достоевский и современность” (В. Бараков), “Мастер словесности как воплощённая идея (Юрий Селезнёв, Юрий Кузнецов, Виктор Лихоносов)” (А. Татаринов), “Юрий Селезнёв как наставник молодых литераторов” (А. Казинцев). В этих и других выступлениях участников конференции можно найти ответ на главный вопрос: зачем нужно творчество Юрия Селезнёва российской современности?
— Нас собрало сегодня не имя Юрия Ивановича Селезнёва (таких имён на Руси, слава Христу, ещё миллионы), не его душа (для этого достаточно пойти в храм и помолиться об упокоении ея) и даже не его отдельные литературоведческие или критические труды, взятые порознь и в целом. Нас собрал Юрий Иванович Селезнёв как явление русской жизни, русского национального самосознания и даже точнее — русского национального самостояния (именно в том смысле, который вкладывал в это слово Аполлон Григорьев), — отметил Алексей Шорохов. — Селезнёв и его соратники обличали, на мой взгляд, самое существенное и страшное зло русской общественной жизни нескольких столетий — либерализм и его отвратительнейшее смысловое ядро — русофобию.
В “тон” этому выступлению — доклад Виктора Баракова. Он привёл размышления Селезнёва о значении творчества Ф. М. Достоевского и использованные в знаменитой ЖЗЛовской книге цитаты из “Дневника писателя”, “Бесов”, “Братьев Карамазовых”... Рассуждая о Достоевском более 40 лет назад, Селезнёв затронул многие актуальные вопросы нынешней России, например, взаимоотношения с Европой и “братьями-славянами”.
Александр Казинцев рассказал работе Селезнёва в “Нашем современнике” и особенно — о работе с молодыми авторами. Критик был в штате редакции всего лишь год и успел опубликовать как “молодого” только 40-летнего Владимира Крупина. Его дебют — повесть “Сороковой день” появилась в 11-м номере “Нашего современника” за 1981 год. Правда, позже чиновники от литературы, разбирая публикации номера, поставили эту публикацию Селезнёву в вину.
— Конечно, Крупин был здесь десятой спицей в колесе — в основном-то били по самому Селезнёву, потому что видели в нём потенциал национального лидера, — объяснил Александр Казнцев. — Это был 81-й год — год, когда на улицы вышла польская “Солидарность”, и не просто вышла на улицы, а вывела миллионы людей. Это был протест против социалистической системы за национальное возрождение Польши. А Селезнёв был за национальное возрождение России, и в нём, конечно, видели возможного Леха Валенсу и старались его устранить.
Сергей Куняев уделил внимание теме классики и современности — выступлению Юрия Селезнёва на одноименной дискуссии в ЦДЛ в 1977 году, где критик высказался в защиту классического наследия (том числе и от “современных интерпретаций”). Как дорого стоит (и стоила — вспомним конец жизненного пути Селезнёва!) его многажды цитируемая реплика: “Третья мировая война идёт давно. Война эта идеологическая — против наших душ, против нашей совести, против нашего будущего... Классическая, в том числе русская классическая литература, сегодня становится едва ли не одним из основных плацдармов, на которых разгорается эта третья мировая идеологическая война, и здесь мира не может быть”! Сергей Куняев, будучи свидетелем этого события, вспомнил, что зал после выступления Юрия Селезнёва словно “оледенел”.
— Я потом разговаривал со многими людьми, которые вышли из этого зала, и именно от этой речи Юрия Селезнёва многие не могли прийти в себя, они только задавали вопрос: откуда он это взял? — сказал Сергей Куняев. — Самое интересное, что сейчас подобного вопроса в принципе не возникает: нечто подобное мы уже буквально в той или иной вариации слышим с высоких государственных трибун, но при этом имя Юрия Селезнёва аккуратно не называется.
По существу, Селезнёв тогда говорил о сути классики, её современности и о том, как она формирует и преобразует сознание современного человека. И здесь, опять же, сложно избежать переклички с современностью. Вспоминая спектакль “Мёртвые души” “Гоголь-центра” или недавнюю экранизацию “Вия” (2014) режиссёра Степченко (и много чего ещё, к слову, — не очень достойного упоминания в данном тексте), хочется процитировать фразу из выступления Селезнёва в ЦДЛ: “Одно дело, когда мы восстанавливаем истинное значение классики, когда мы сегодня по-новому понимаем себя через эту классику и этим самым даём как бы новую жизнь ему, этому произведению и этому писателю, и другое дело, когда мы пляшем на классике, когда мы превращаем великие, подлинные национальные шедевры в сырьё, в сырьевой материал для наших плясок над прахом наших великих предков”.
— Это ещё раз говорит о провидческом даре Юрия Селезнёва, который на самом деле умел смотреть далеко за пределы своего времени, хотя он вроде говорил о самом жгучем, самом насущном из того, что у него болело в его время, — считает Сергей Куняев.
Утратят ли когда-нибудь актуальность мысли Селезнёва? Наверное, нет. От этого и спокойно, и горько: сменяются эпохи, а проблемы в России, в сущности, всё те же, и бьются патриоты всё за то же...

Гордость Кубани

Говорили не только о творчестве Юрия Селезнёва, но и о его личности. Трогательно звучали воспоминания Виктора Ивановича Лихоносова, который дружил с Селезнёвым:
— Это был очень красивый человек: красивый внешне — синеглазый, высокий, статный — и душевно. Изумительная, богатая внутренне личность! И гордость берёт, что наша, кубанская. Он жил на улице Шаумяна, 109 (сейчас — Октябрьская) — такой родной и такой выдающийся человек.
Да и сама конференция началась выступлением Николая Денисова, сопредседателя краевого экспертного совета экспедиции “Имя Кубани”. Проект приурочен к 80-летию образования края и направлен на чествование выдающихся личностей, прославивших край. Юрий Селезнёв удостоен звания “Духовное имя Кубани”.
Особый, возникающий в этой связи разговор — о литературе края.
— Через изучение наших местных больших писателей мы можем двигаться вместе с литературой и транслировать литературу в те сферы, которые её пока не признают, — уверен Алексей Татаринов (тоже краснодарец, к слову). — Например, в этом плане наш край может предоставить, прежде всего, трёх наших наиболее выдающихся мастеров словесности, работающих в трёх разных сферах: Юрий Селезнёв — критика, Виктор Лихоносов — проза, Юрий Кузнецов — поэзия. Мне кажется, что их ненавязчивое совместное единство в рамках большой российской словесности и изучение этого единства может принести большие результаты для развития литературы.
Кстати, организаторы Селезнёвских чтений не сомневаются, что богатство литературы, многообразие культуры нашей страны произрастает именно из провинции. Будущее за кем? За регионами!
— Мы постоянно подчёркиваем, что провинция, в том числе наша родная Кубань, рождает новые таланты, даёт новую практику творческих изысканий, и мы это видим достаточно хорошо, — заявил Валерий Касьянов.
В подтверждение — доклад председателя Краснодарского отделения СПР Светланы Макаровой-Гриценко о деятельности организации. Она познакомила участников конференции с историей краевого писательского союза (в этом году он отметил 70-летие), рассказала о его деятельности в день сегодняшний, особо подчеркнув неравнодушие кубанских литераторов к сферам патриотического, гражданского воспитания и, конечно, просвещения. Отдельно был отмечен высокий творческий уровень современных писателей из Краснодарского края — таких, например, как Ирина Иваськова, Елена Суханова, Николай Ивеншев, Николай Зиновьев. Все они — лауреаты престижных литературный премий и форумов всероссийского и международного уровней.

Обращаясь к прошлому — смотреть в будущее

Большой интерес вызвал доклад студентки 4 курса журфака КубГУ Элины Болдыревой. Девушка подготовила объёмный очерк о творчестве Юрия Селезнёва.
— Юрий Иванович Селезнёв велик как критик и просто по-человечески. Я это хорошо понимаю. Помню, как на первом курсе прочла его книгу “Глазами народа” и была поражена, какой мир для себя открыла. Убеждена, что нам всем нужно учиться у этого человека, пытаться смотреть на мир сквозь призму его идей, — считает Элина.
Докладом Элины было положено начало дискуссии о молодёжи. Александр Казинцев, Василий Дворцов, Андрей Тимофеев, Алексей Татаринов, Юрий Павлов размышляли, как вести разговор с молодыми, чтобы они правильно понимали и перенимали наследие русской классики, охраняли чистоту русского языка и культуры и, конечно, писали о проблемах, бедах России и её достоянии, уврачевании.
— В своей идейной борьбе Юрий Селезнёв отстаивал литературу как потрясающее пространство свободы, где формируется человеческая душа. В этом плане Селезнёв — не просто национальный русский критик, а человек, который понимал, что литература — это один из последних бастионов классического человека, — отметил Алексей Татаринов. — И задача молодых заключается в том, чтобы не просто повторять высокие слова, а чтобы быть услышанными там, где не понимают и не слышат!
Александр Казинцев уверен, что главное “спасение” литературы — в единении молодых (и далее) писателей и преемственности в писательских поколениях. Важно “быть вместе”, как были в своё время Виктор Лихоносов, Юрий Селезнёв, Василий Белов, Валентин Распутин... Сегодня же, по словам Александра Казинцева, очень многие таланты — сами по себе, со временем такие писатели как писатели погибают.
В конце конференции литераторы призвали молодых авторов больше работать над собой и писать. Сотрудничество будущим журналистам и критикам предложили Союз писателей России, журнал “Наш современник”, газеты “День литературы” и “Кубанский писатель”, журнал “Родная Кубань”.
Как обычно, конференция прошла продуктивно, интересно и с высоким градусом обсуждения выступлений.
— Доклады впечатлили и глубиной, и внутренним единством мысли. Эта “мысль, чувствующая и живая” (фраза Юрия Селезнёва), несмотря на то, что уже почти четыре десятка лет прошло с того момента, как были написаны последние статьи критика, живёт и чувствует, и заставляет нас жить и чувствовать, — поделился Николай Крижановский.
Слово (равно — дело) Юрия Селезнёва продолжает жить.