Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

Александр БАЛТИН



АЛХИМИЯ ВЛАДИМИРА БУРИЧА



Александр Балтин — поэт, прозаик, эссеист. Родился в 1967 году в Москве. Впервые опубликовался как поэт в 1996 году в журнале "Литературное обозрение", как прозаик — в 2007 году в журнале "Florida" (США). Член Союза писателей Москвы, автор 84 книг (включая Собрание сочинений в 5 томах) и свыше 2000 публикаций в более чем 100 изданиях России, Украины, Беларуси, Казахстана, Молдовы, Италии, Польши, Болгарии, Словакии, Чехии, Германии, Израиля, Эстонии, Ирана, Канады, США. Дважды лауреат международного поэтического конкурса "Пушкинская лира" (США). Лауреат золотой медали творческого клуба "EvilArt". Отмечен наградою Санкт-Петербургского общества Мартина Лютера. Награжден юбилейной медалью портала "Парнас". Номинант премии "Паруса мечты" (Хорватия). Государственный стипендиат Союза писателей Москвы. Почетный сотрудник Финансовой Академии при Правительстве РФ. Стихи переведены на итальянский и польский языки. В 2013 году вышла книга "Вокруг Александра Балтина", посвященная творчеству писателя.

Скрепы рифм — как необходимое условие бытования стиха, подчернутой его выразительности, запоминаемости, компактности.
Или?..
Как определить человека?
И наука — сумма, симфония наук — и все гуманитарные виды знания — предложат массу вариантов вариантов, порой взаимооисключающих, или условных… Но — вдруг получится не у наук и без рифмы, а?

Человек
все возможные варианты белого
от красного до синего
Человек
бесчисленные варианты мягкого
от твердого до жидкого

Твердая масть тирана и мягкая сущность интеллектуала — нет! лучше — интеллигента, хотя оный вид, если не вымер, то под угрозой, но ведь филигранная точность формулировок вместе с двойственностью их метафизической сути хороши:

Человек
бесконечные варианты доброго
от насилия до самопожертвования
Все явления и предметы названы криком его горла
Величины длин частей его тела стали первым
масштабом вселенной

Подчеркнутое: "криком его горла" — а что, можно кричать иначе? Именно та выразительность, какой обладает рифма, принципиально отсутствующая у В. Бурича.
Интересно представить, как бы он писал в рифму, как бы выглядел сад его поэзии, с листвой типа "любовь–кровь", или — изощренно с такими, к примеру: "сегодня–Серов не"?..
Выразительность, художественность, впечатанная в недра, в глубинную суть содержимого, когда стихотворение распахивается, как сундучок с сокровищами, интересно переформатирована опытом (и талантом!) Бурича.
Бесконечные ощущение сопричастности космическим явлениям, нагромождениям культуры, переогромленности яви даются сухо и четко, будто гравюра Луки Лейденского перевоссоздается на бумаге:

За годы своей жизни
я собрал огромную коллекцию взглядов
Синие
серые
зеленые бабочки взглядов
покоятся в круглых коробочках суток
Одни выглядят так
как будто их только вчера поймали

"Круглые коробочки суток" могут впечататься в мозг не слабее замечательного афоризма, данного рифмованным двустишием, а, ведь, в конце концов, если стихи не запоминаются, зачем они занимают место на бумаге, или по-сегодняшнему — на полях монитора.
Владимир Бурич, творя "верлибрическую реальность", умудряется совмещать сухость и сочность, но главное, думается, точность формулировок, ибо верлибр и ориентирован на голое звучанье сути — порой страшной, порой прекрасной:

Детство
северный полюс
ангины
к ноге прижался
теплый тюлень
грелки

О! Тюлень! Наблюдал раз в таллиннском зоопарке, как меняли воду в вольере тюленей, и крошечный тюлененок, как великий артист, собравший значительную детскую аудиторию, забираясь по пандусу, скатывался вниз, буквально лучась счастьем! Дети чувствовали — и были заражены высокой энергией момента…
"Теплый тюлень грелки" — не от подобного ли воспоминания?
Есть в стихах В. Бурича нечто от алхимии — от сложнейшей науки, оболганной, не понятой — от той алхимии, для какой философский камень это результат работы по выплавлению собственной души: ибо низины ее должны отпасть, погибнуть, их надобно потерять, чтобы ярко воссияли вершины оной: творчество и любовь!
И алхимик поэзии В. Бурич, великолепно выполняя свою алхимическую работу, предлагает нам интереснейший мир результатов: точных, умных, исполненных счастьем прозрения и полынью разочарования, ибо без оного свет будет неполным.