Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-47356 выдано от 16 ноября 2011 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Читальный зал

национальный проект сбережения
русской литературы

Союз писателей XXI века
Издательство Евгения Степанова
«Вест-Консалтинг»

ИРИНА ШЕЙКО


ПРОДОЛЖАЯ ДОБРЫЕ ТРАДИЦИИ


На факультете журналистики Кубанского госуниверситета уже не первый год успешно проходит конференция, посвящённая творчеству выдающегося кубанского критика Юрия Ивановича Селезнёва. И вот, в этом году, как отметили многие гости, замечательная традиция возвращения в научный и публицистический дискурс имён талантливых земляков продолжилась — 16 июня в стенах факультета состоялась Первая Международная научно-практическая конференция “Творчество В. И Лихоносова и актуальные проблемы развития языка, литературы, журналистики, истории”, на которую было представлено более сотни работ.
Организаторами мероприятия стали Кубанский государственный университет и факультет журналистики в лице ректора Михаила Борисовича Астапова, и. о. декана факультета журналистики Валерия Васильевича Касьянова и бессменного идейного вдохновителя Селезнёвских чтений, заместителя декана по научной работе Юрия Михайловича Павлова.
Следом за организаторами слово взял Виктор Иванович Лихоносов, поделившись с собравшимися, как с самыми близкими друзьями, историей своей молодости, поступления в институт и первых шагов на писательском поприще, когда он, молодой и увлекающийся, ещё и не ведал, что станет классиком литературы, и, что не менее важно, рассказал о том, что должно занимать главенствующее место в жизни каждого человека, чья деятельность связана со словом. Все внимали его размеренному рассказу, который был похож на прозу Лихоносова, на бесконечную повесть, иногда лиричную, иногда заставляющую улыбаться: “...Спасибо, Михаил Борисович, за напоминание о том, что я учился в пединституте. Когда вы говорили, я сидел и думал: если бы преподаватели, у которых я учился, слышали все это и видели, они бы крайне удивились, что этот студент — молодой, весёлый, кучерявый, который не подавал никаких надежд, ни в каких литературных кружках не участвовал, где-то со спортфаковцами вечно акробатикой занимался... фляки крутил... и вдруг он стал писателем. Они бы очень удивились!.. Конечно, для меня все это неожиданно, я приехал из Сибири и здесь живу уже 60 лет. Я приехал с одним чемоданом, такой глуховатый, скромный, одинокий поступать в институт. И мог не поступить, вы знаете! 25 баллов проходных было — 23 я набрал. Причём по сочинению я получил не “пять”, а “четыре”. И меня вызвали дополнительно, то есть могли не взять. А я, когда думал, что я не поступлю, я поехал длинным трамваем — Черёмушек тогда не было, было поле, сады — в аэропорт. Я тогда очень любил Шолохова... Я еду и думаю: если меня завтра вызовут и не возьмут, я поеду в Вёшенскую к Шолохову. Приеду, попро шусь к нему, спрошу, что мне делать. Я хотел быть артистом — не стал, в институт не поступил. Устройте меня в какой-нибудь колхоз, что ли... Я хотел жить на Дону из-за того, что я очень любил “Тихий Дон”... И потом — я совершенно не думал быть писателем, я поехал работать под Варениковскую, потом под Анапу — я встретил народ. Народ даёт нам всё. Дети, учтите. Народ, человек, жизнь, в которые вы должны быть влюблены: без любви нельзя ничего писать. Даже когда вы будете критические вещи писать, всё равно вас будет вести любовь к жизни, исходить вы будете из того, что жизнь надо защитить, облагородить и удержать... И всё, что случилось со мной, думаю, было связано с тем, что я очень любил литературу русскую. Писатели любимые становились для меня спутниками жизни, я был предан правде, я очень любил народную толщу через Шолохова, через “Тихий Дон” и “Поднятую целину”. Типы — это существо жизни народной. Понимаете? И с этого началось моё творчество. Если бы я этого не исповедовал, я бы ничего не написал. Литература стала моей судьбой и спасением... Любовь определяет человеческую жизнь... Но сейчас, когда так тяжело нашему Отечеству, нам особенно важна в самой атмосфере нашего общества любовь, сочувствие, сострадание, милосердие. И ваше перо должно всё это нести...” Писатель признался, что никогда не писал по графику, не просиживал за столом по 9 часов, главными вдохновителями для автора “Нашего маленького Парижа” всегда оставались люди, такие, как герои его первого рассказа “Брянские”, а свой талант Виктор Иванович называл не иначе, как наградой за то, что был старателен сердцем.
Поговорить о творчестве кубанского классика, побеседовать с Виктором Ивановичем о литературе и жизни в Кубанский госуниверситет приехали не только именитые гости из столицы — Александр Казинцев, заместитель главного редактора журнала “Наш современник”, Юрий Козлов, главный редактор “Роман-газеты”, Юрий Лощиц, Лидия Сычёва, редактор интернет-журнала “Молоко”, фотожурналист Наталья Батраева, но и деятели литературы и науки Юга России: заведующий кафедрой зарубежной литературы КубГУ Алексей Татаринов, директор Института русской и иностранной литературы Армавирского педагогического университета Дмитрий Ковальчук, заведующий кафедрой отечественной филологии и журналистики Армавирского университета Андрей Безруков, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики Армавирского университета Николай Крижановский.
Отрадно, что каждый из выходивших к трибуне не просто представлял свой доклад о творчестве Виктора Ивановича, его месте в современном литературном процессе, рассказывал о вехах творчества классика, связанных с определённым изданием, а зачастую просто и сердечно вспоминал о первом знакомстве с Лихоносовым, первой читательской встрече с автором, высказывал Виктору Ивановичу слова благодарности и делился выводами, сделанными после прочтения его текстов. Творчество кубанца стало отправной точкой для разговора о литературе — истинной и мнимой, её месте в нашей жизни, о тех ценностях, на которых должна основываться жизнь писателя и не только, — разговора о культурной политике и образовании, воспитании молодёжи и многом другом.
Вот так проза настоящего “последнего рыцаря русской литературы” смогла не только собрать в одном месте его единомышленников, но и вырвать всех готовящихся к конференции из привычного суетного ритма жизни, напомнить о самом главном: “...Я перечитывала, готовясь к конференции, многие повести, и вдруг я почувствовала, что я отключилась от интернета, от соцсетей, от суеты, и я пришла к главному какому-то смыслу, к тому, который сумел высказать в своём творчестве Виктор Иванович...” — вспоминала в своём выступлении Лидия Сычёва.
Уже в конце конференции Олег Мороз выскажет близкую собравшимся мысль — “...первая [конференция] получилась лирическая.
Большинство выступавших признавались в любви Виктору Ивановичу. Более того, лирика даже проявилась в том, что произведения классика навеяли нам, выступавшим, свои воспоминания. О том, как в первый раз попала в руки книга Виктора Лихоносова, какие она вызвала эмоции и так далее. В общем, пробудила и наши чувства, которые относятся к прошлому. Вообще, тема памяти, прошлого — она очевидно лихоносовская, она неизбежно должна звучать...”
Особое место Виктора Ивановича подчеркнул в своём выступлении редактор “Роман-газеты” Юрий Козлов: “...Идеология сегодня подменяется геополитикой, и когда во внутренней жизни страны существуют серьёзнейшие проблемы, общественные лица, комментаторы на телевидении от этих проблем уходят, а вместо этого идёт обсуждение геополитических моментов, кажется, что мы оказываемся во враждебном окружении. Это, с одной стороны, действительно так. Но это уже есть плод, видимо, неумелой политики... И это находит своё отражение в литературе. В такие времена люди начинают самостоятельно искать ориентиры жизни, литературные произведения, которые несут не какой-то негатив, хаос, а всё-таки надежду и спокойную уверенность в собственных силах, и веру в жизнь, и в лучшие качества окружающих нас людей. Поэтому произведения Виктора Ивановича будут востребованы читателем до тех пор, пока существует Россия и пока в ней живут русские люди... Я хочу сказать, что в условиях, когда писателям действительно живётся нелегко и когда толстые журналы переживают кризис, такие мероприятия (как данная конференция) становятся своеобразной “точкой сборки”. Такие авторы, как Виктор Лихоносов, его общественная позиция, его публицистические материалы, его редакторская деятельность становятся точками притяжения для всех, кто работает в русле национальных традиций, для всех, кто чувствует, пусть и по-разному, боль и немоту читателей. Мне кажется, что такие мероприятия, как сегодня, они очень важны и нужны, потому что они заставляют нас ещё раз задуматься и о литературе, и о писателях, и о том, куда, наконец, движется наша страна и что ждёт нас в будущем...”
Итог встрече подвёл Валерий Васильевич Касьянов, пообещав, что сделает всё возможное, чтобы Лихоносовские чтения стали событием краевого масштаба. Будем надеяться!